Классификация показателей качества продукции

Классификация – основа научного познания. Показатели качества продукции – это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в её качество, рассматриваемая применительно к определённым условиям её создания и эксплуатации или потребления. Каждая продукция обладает своей номенклатурой показателей, которая зависит от назначения продукции, условий её производства и эксплуатации и многих других факторов. Показатель качества может выражаться в различных физических единицах измерения (например, секунда, метр, кв.метр, куб.метр, км/ч, грамм, вольт, ватт, и др.), условных единицах измерения (балл, FLOPS, и др.), а также быть безразмерным. В виде технических требований показатели входят в состав технического задания на разрабатываемую продукцию и технических условий.

Общая характеристика показателей качества окончательно формируется на этапе проектирования продукции (изделия, товара) На этапе производства эти показатели находят своё воплощение. А на этапе эксплуатации (потребления) показатели становятся индивидуальной характеристикой продукции, выделяют её из других видов продукции (товара), составляют её потребительские свойства и, следовательно, делают привлекательной и конкурентоспособной.

Существуют:

1) главные показатели, отражающие наиболее существенные потребительские свойства объекта, определённых условий производства и эксплуатации

2) обязательные показатели. Это касается безопасности, когда минимально приемлемый уровень требований устанавливают нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров, такие как Госгортехнадзор, Роспотребнадзор и другие. Если продукция предназначается для реализации отдельным гражданам, то она должна удовлетворять дополнительным требованиям, устанавливаемыми Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».

К показателям качества предъявляются следующие требования:

1) простота определения, измерения и контроля (см. раздел «Метрология»);

2) наглядность отображения свойств объекта или технологического процесса;

3) соответствие рассматриваемым свойствам (контроль, диагностика, управление);

4) хорошая чувствительность к изменению этих свойств;

5) устойчивость к случайным помехам (инвариантность систем контроля и диагностики).

Премии качества. Качество, надежность и рабочие характеристики изделий — это требования, которые должны занять доминирующее положе­ние среди факторов, дающих возможность получить премию.

Премия Деминга – автор «японского чуда» - введена в 1951 г. и оценивает состояние дел на предприятии по 48 показателям, объединенным в 10 групп:

1) проведение политики в области качества;

2) организация и управление деятельностью предприятием;

3) сбор, обработка и интерпретация информации о качестве;

4) обучение и распространение знаний в области качества;

5) анализ проблем качества;

6) стандартизация;

7) контроль качества;

8) обеспечение качества;

9) результаты;

10) планы.

Эта система ориентирована на оценку стандартизации, ста­тистических способов оценки, стабильности технологических процессов.

Премия Болдриджа (введена в 1987 г.) оценивает состояние деятельности предприятия по 32 показателям, сгруппированным в семь направлений:

1) руководство качеством;

2) анализ и информация;

3) стратегическое планирование качеством;

4) использование человеческих ресурсов;

5) обеспечение качества продукции и услуг;

6) достигнутые результаты в области качества;

7) удовлетворение требований потребителей.

Премия Болдриджа основное внимание обращает на наличие системы стратегического планирования, достижение планового уровня качества. Вручается премия Президентом США во второй четверг ноября — Всемирный день качества.

Европейская система премии качества появилась в 1992 г. и соединила в себе опыт ранее внедренных систем оценки. В ней оцениваются:

1) роль руководства;

2) управление персоналом;

3) политика и стратегия;

4) наличие и использование ресурсов;

5) процессы;

6) удовлетворенность потребителей;

7) удовлетворенность персонала;

8) воздействие на общество;

9) результаты бизнеса.

Отличительной чертой Европейской премии является акцент на степень удовлетворенности в результатах деятельности предприятия.

Российская премия качества введена в 1997 г. и оценивает:

1. Роль руководства в организации работ.

2. Планирование в области качества.

3. Исследование потенциала персонала, который обеспечивает функционирование системы качества, поэтому данный раздел­ оказывается достаточно обширным. В нем оцениваются ме­тоды оценки персонала, процедуры найма, согласованность кад­ровой политики и политики по качеству. Эффективность работы с персоналом обеспечивается соответствующими системами обу­чения, согласованностью, индивидуальных и групповых целей, увязкой системы материального и морального поощрения с участием в работе по повышению качества. Оценка уровня социальной поддержки базируется на оценке условий удобств и обслуживания, сложившейся общественной активности, уровня медицинского обеспечения, осведомленности персонала в вопросах безопасности труда, защиты окружающей среды, здравоохранения.

4. Рациональное использование ресурсов. В составе оцени­ваемых ресурсов выделяют финансы, информацию, закупаемые материалы, имущество, интеллектуальные возможности. По каж­дому виду ресурсов оценивают полноту учета, рациональность использования, потери, увязку с повышением качества, оптимальность принимаемых решений при управлении, непрерывность контроля, новизну.

5. Управление технологическими процессами. Особая значи­мость технологии для качества продукции обусловливает выделение этого раздела. В нем оценивают наличие регламентирован­ных требований к процессам, наличие и качество технологиче­ских инструкций, оптимальность используемых технологических режимов, процедуры контроля за технологией, динамику процес­са обновления приемов работы, степень владения персоналом современными приемами технологического управления.

6. Удовлетворенность потребителей.

7. Удовлетворенность персонала работой в организации.

8. Влияние организации на общество.

9. Результаты работы организации.

Все показатели делят на две группы, условно называемые «цена» и «качество». Первая группа объединяет экономические требования, вторая - технические. При решении практических задач это облегчает использование методов оптимизации и выбор целевой функции.

Наши рекомендации