Пользователи экономического анализа
Результаты экономического анализа могут быть использованы различными пользователями, которых подразделяют на основных и не основных.
К основным пользователям информации относят руководство организации (администрацию), персонал (работников) организации, банки, поставщиков, покупателей, собственников (акционеры), государство в лице налоговых органов, то есть юридические и физические лица, заинтересованные в развитии исследуемой организации, вносящие определенный вклад в ее развитие и имеющие от этого экономические выгоды.
Не основные пользователи – аудиторские фирмы, страховые фирмы, фондовые биржи, профсоюзные органы, средства массовой информации, то есть юридические и физические лица, использующие информацию по роду своей профессиональной деятельности.
Рассмотрим каждого основного пользователя с точки зрения его вклада, компенсации за вклад и цели анализа:
Вклад руководства в виде собственности или своего капитала, выгода - получение дивидендов, цель - получение прибыли и укрепление финансового состояния организации.
Вкладом персонала является выполнение соответствующих работ, выгода - заработная плата, премии, социальные выплаты, цель- перевыполнение плана с целью увеличения финансовых результатов.
Вкладом банков является предоставление кредитов, выгода - получение процентов за их использование, цель - укрепление финансовой устойчивости, повышение платежеспособности.
Основной вклад поставщиков в виде поставки средств и предметов труда, выгода - договорная цена, цель - улучшение финансового состояния.
Вкладом покупателей является своевременная оплата счетов, выгода - бесперебойное производство, цель - укрепление финансового состояния.
Государство в лице налоговых органов: вклад - услуги налоговых органов, выгода- поступление налогов, цель - результаты работы организации в целом.
2. Роль анализа в планировании и управлении производством.
В настоящее время экономический анализ занимает важное место среди экономических наук, его рассматривают в качестве одной из функций управления производством. Его место в системе управления выглядит следующим образом:
Планирование - важная функция в системе управления. С его помощью определяются направление и содержание деятельности предприятия, его структурных подразделений и отдельных работников. Главной задачей планирования является обеспечение планомерности развития экономики предприятия и деятельности каждого его члена коллектива, определение путей достижения лучших конечных результатах производства.
Для управления производством нужно иметь полную и правдивую информацию о ходе производственного процесса, о ходе выполнения планов. Поэтому одной из функций управления производством является учет. Он обеспечивает сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления производством.
Однако для управления нужно иметь сведения не только о ходе выполнения планов, но и о тенденциях и характере изменений, а это обеспечивается с помощью экономического анализа.
На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Управленческие решения должны быть основаны на точных расчетах, глубоком, всестороннем анализе.
Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, обеспечивает его объективность и эффективность.
Анализ тесно связан с планированием и прогнозированием. Результаты анализа закладываются в планы. Учитываются тенденции развития экономики предприятия, выявляются и учитываются дополнительные резервы производства.
Анализ является средством не только обоснования планов, но и контроля за их выполнением.
Основная цель и задача анализа – изыскание резервов повышения эффективности производства.
Таким образом, экономический анализ является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно-обоснованных планов и управленческих решений.
Роль анализа с каждым годом возрастает, это вызвано:
1. необходимостью неуклонного повышения эффективности производства в связи с ростом стоимости сырья, повышением капиталоемкости производства;
2. постепенным переходом к рыночным отношениям;
3. созданием новых форм хозяйствования в связи с экономической реформой.