Производственная структура и определяющие ее факторы
Промышленное предприятие водного транспорта состоит из производств, цехов, участков, хозяйств, органов управления и подразделений по обслуживанию работников предприятия. Четкая классификация и установление взаимосвязей между ними позволяют обоснованно организовать ход производства и рационально сформировать структуру предприятия. Различают общую и производственную структуру предприятия.
Общая структура предприятия представляет собой состав производственных звеньев, а также подразделений по управлению предприятием и по обслуживанию работников, их количество, величину и соотношение между ними по размеру занимаемых площадей, численности работников и пропускной способности (мощности). Типовая общая структура предприятия представлена на рисунке 1.8.
Предприятия могут иметь представительства и филиалы. Представительство – обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиал – обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функцию представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшего их юридического лица и действуют на основании утвержденных положений.
Производственная структура – это часть общей структуры: состав производственных подразделений предприятия (производств, цехов, хозяйств), их взаимосвязь, порядок и формы кооперирования, соотношение по численности занятых работников, стоимости оборудования, занимаемой площади и территориальному размещению. Таким образом, производственная структура предприятия находит свое выражение в размере предприятия, числе и составе цехов и служб, их планировке, а также в числе, составе и планировке производственных участков и рабочих мест внутри цехов.
Различают следующие виды цехов и участков:
· основные;
· вспомогательные;
· обслуживающие.
В основных цехах выполняется определенная стадия производственного процесса по превращению сырья и материалов в готовую продукцию либо ряд стадий производственного процесса по изготовлению какого-либо изделия или его части. Основные цехи подразделяются на:
1) заготовительные (литейные, кузнечные, штамповочные и др.);
2) обрабатывающие (токарные, фрезерные и др.);
3) сборочные.
Задача вспомогательных цехов – обеспечение нормальной, бесперебойной работы цехов основного производства. К ним относятся ремонтные, слесарно-ремонтные, инструментальные, энергетические цехи и др.
Обслуживающие хозяйства выполняют функции хранения продукции, транспортировки сырья, материалов и готовой продукции и др.
В условиях рыночных отношений производственная структура выходит за рамки «чистого» производства готовых изделий и включает подразделения фирменного обслуживания своего товара.
Производственная структура предприятия динамична и не может быть неизменной. На многих действующих предприятиях она нуждается в существенных изменениях.
Технический прогресс, развитие специализации и кооперирования предприятий могут потребовать пересмотра производственной структуры, создания новых цехов, участков, перепланировки площадей, изменения производственной мощности и др.
Первичным звеном в организации производственного процесса является рабочее место. Оно представляет собой часть производственной площади, оснащенной необходимым оборудованием и инструментами, при помощи которых рабочий или группа рабочих (бригада) выполняет отдельные операции по изготовлению продукции, выполнению работ или обслуживанию процесса производства. Характер и особенности рабочих мест во многом определяют вид производственной структуры.
Рисунок 1.8 – Общая структура предприятия
Организационное построение основных цехов и производств ведется по трем основным направлениям (принципам):
· технологическому – цехи и участки формируются по признаку однородности технологического процесса изготовления различных изделий;
· предметному – объединяет рабочие места, участки, цехи по выпуску определенного вида продукции;
· смешанному – заготовительные цехи и участки создаются по технологическому принципу, а выпускающие цехи и участки – по предметному.
Для промышленных предприятий водного транспорта (ССРЗ) характерна цеховая структура организации производства. Цеховая структура включает цехи, участки, рабочие места. Примерная производственная структура судостроительно-судоремонтного завода приведена на рисунке 1.9.
|
Рисунок 1.9 – Производственная структура ССРЗ
Организационная структура, являясь производной от производственной, в свою очередь оказывает на нее существенное влияние. Улучшение организационной структуры способствует совершенствованию производственной, созданию условий для ее оперативной перестройки на новые виды продукции, сокращает затраты на содержание производственных подразделений.
В то же время, если организационная структура предприятия в результате наслоения различных оперативных решений чрезмерно усложнена, это усложняет производственную структуру, т.е. ведет к созданию излишних параллельно действующих цехов, участков, складов, нарушению внутрипроизводственных связей и в конечном счете к неритмичности работы предприятия.
На структуру предприятия и построение его подразделений оказывают влияние производственно-технические и организационные факторы. Важнейшими из них являются характер производственного процесса и выпускаемой продукции, масштабы производства, характер и степень специализации, степень охвата жизненного цикла изделий.
В рыночных условиях производственная структура выходит за рамки «чистого» производства готовых изделий и включает подразделения фирменного обслуживания своего товара – филиалы, представительства.
Судостроительно-судоремонтному заводу присуща смешанная производственная структура.
При технологической структуре цехи и участки создаются по принципу технологической однородности выполняемых работ или производственных процессов. Эта структура развивалась по мере увеличения технической вооруженности и масштабов производства. Отдельные фазы производства выделены в самостоятельные производства. Например, на ССРЗ организованы литейный, кузнечный, механический, деревообрабатывающий, сварочный цехи, а внутри, например, механического цеха – токарный, фрезерный участки.
Достоинствами технологической структуры являются технологическая специализация производства и высокая квалификация рабочих. Облегчается руководство цехом (участком), маневрирование людьми.
В то же время технологической структуре присущ ряд существенных недостатков.
1. В связи с большой номенклатурой продукции, выпускаемой в цехах (участках) с технологической структурой, увеличивается время на переналадку оборудования на другие виды продукции, удлиняется производственный цикл.
2. Оборудование невозможно располагать по ходу технологического процесса, так как при частой смене изготовления продукции меняются состав и последовательность операций. Размещение оборудования по группам однотипных машин создает встречное движение полуфабрикатов, увеличивает внутренние перевозки и удлиняет производственный цикл.
3. Отсутствует ответственность за качество изделия в целом, так как каждый участок выполняет отдельные операции.
При предметной структуре основные цехи создаются по отдельным переделам по признаку изготовления каждым из них либо определенного изделия, либо его части. Так, на ССРЗ имеются цехи по изготовлению столярных изделий, трубных изделий, цехи по изготовлению судовых металлических заготовок и конструкций и т.д.
При предметной структуре создаются более благоприятные условия для внедрения новой техники, механизации и автоматизации производства, так как оборудование располагается по ходу технологического процесса.
Каждый цех, участок, за которым закреплено изготовление определенной продукции, полностью отвечает за ее выпуск в срок, заданного объема и качества.
При предметной структуре усложняется руководство цехами, участками, в которых осуществляются разнообразные по характеру операции. Усложняется структура производства, возникает необходимость располагать всеми видами оборудования в каждом цехе, уменьшается его загрузка.
Поэтому на машиностроительных предприятиях, в том числе и на ССРЗ с серийным производством, применяется смешанная структура, при которой заготовительные производства и цехи строятся по технологическому принципу (кузнечный, литейный, деревообрабатывающий), а обрабатывающие и выпускающие объединяются в предметно-замкнутые звенья.
С ростом объемов производства создаются условия для углубления технологической специализации, создания предметно и подетально специализированных цехов и производств. При сравнительно небольших объемах производства ряд потребностей может быть удовлетворен за счет кооперированных поставок. В связи с этим у предприятия отпадает необходимость в том, чтобы иметь в своем составе некоторые структурные подразделения.
В современных условиях производственная структура предприятия динамична и не может быть неизменной. На многих действующих предприятиях ее изменение диктуется временем в силу того, что на ряде предприятий создавалось необоснованное количество мелких цехов, участков с низким уровнем техники по производству различных видов полуфабрикатов и услуг, чтобы не зависеть от поставщиков, а на ряде – отдельные производства, причем в разное время, т.е. по мере появления в них потребности. Тем самым нарушалась гармоничность производства. Во всех этих случаях производственная структура должна быть пересмотрена с точки зрения современных требований.
Технический прогресс, развитие специализации и кооперирования предприятий, изменение масштабов производства и другие факторы могут потребовать пересмотра производственной структуры, перепланировки площадей, создания новых цехов, изменения производственной мощности и др.
На эксплуатационных предприятиях водного транспорта (порты, судоходные компании) по характеру специфики выполнения транспортных работ и услуг применяется технологическая структура производства, как правило, со специализацией отдельных участков и хозяйств по родам грузов.
Для грузового порта производственная структура – это совокупность всех хозяйственных подразделений, участков, служб и отделов, входящих в состав порта, в их взаимосвязи и административной подчиненности в процессе выполнения производственных функций. Производственная структура порта главным образом зависит от величины и структуры грузооборота. Но при всем различии масштабов и особенностей деятельности для всех портов одинаковыми являются их производственные функции. Поэтому производственная структура каждого порта в основе имеет одну и ту же организационную схему.
Примерная производственная структура грузового порта приведена на рисунке 1.10.
|
Рисунок 1.10 – Производственная структура грузового порта