Глава 16. Распределение доходов в обществе и социальная политика государства
В основе функционального распределения дохода между домашними хозяйствами лежит предложение ими факторов производства. Мы уже говорили, что произведенный за определенный период национальный доход является суммой факторных доходов, то есть заработной платы, процентов, рентных платежей и прибыли. В том случае, когда ни государство, ни фирмы не вмешивались бы в процесс распределения, вся сумма национального дохода поступала бы в распоряжение домохозяйств.
В реальной экономике подобное развитие событий невозможно. Во-первых, государство для выполнения своих функций должно получать определенную сумму денежных поступлений в виде налоговых изъятий у остальных экономических субъектов. Во-вторых, фирмы распределяют между совладельцами не всю созданную прибыль, а направляют часть ее на развитие производства.
В результате этих вычетов формируются личные и располагаемые доходы домашних хозяйств. Именно располагаемые доходы дают наиболее точное представление об уровне жизни населения и о степени дифференциации доходов между разными группами домашних хозяйств. Неравенство в доходах обусловлено различиями в количестве и качестве экономических ресурсов, находящихся в собственности отдельных домашних хозяйств. В свою очередь, эта дифференциация способствует сохранению неравенства в распределении не только текущего дохода, но и национального богатства.
В 20-е годы ХХ века ученые-статистики – американец М. Лоренц и итальянец К. Джини – провели исследование неравенства распределения национального дохода. Наиболее наглядно оно иллюстрируется кривой Лоренца.
Кривая Лоренца основана на расчете накопленных долей 5 групп домашних хозяйств (по 20% каждая). По оси абсцисс откладываем первые 20% самых бедных домашних хозяйств, а по оси ординат - долю дохода, приходящуюся на эту группу; затем добавляем еще 20% (получаем 40%) домохозяйств и соответственно их часть дохода и т.д. Если бы все домашние хозяйства получали равную часть доходов, мы бы получили биссектрису ОЕ, называемую линией абсолютного равенства. Но в реальности распределение не бывает абсолютно равным, поэтому фактическое положение отражается кривой, вогнутой по отношению к биссектрисе. Чем более вогнута кривая, тем выше степень дифференциации доходов.
Тесно связан с кривой Лоренца коэффициент Джини, или индекс концентрации доходов.Он рассчитывается как отношение площади фигуры, образованной кривой Лоренца и линией абсолютного равенства, к площади треугольника 0ЕЕ. Его значение изменяется в пределах от 0 до 1. Чем ближе значение коэффициента к 1, тем выше степень дифференциации доходов.
Еще одним показателем неравенства в распределении доходов является децильный коэффициент: все домашние хозяйства разбиваются на 10 групп по 10% и сравниваются доходы 10% самых богатых домохозяйств с доходами 10% беднейших семей. Чем больше значение этого коэффициента, тем выше степень неравенства в распределении доходов.
При оценке последствий неравенства в доходах следует учитывать два момента.
1. Распределение, соответствующее линии абсолютного равенства, не только неэффективно, но и несправедливо. Низкая эффективность подобного распределения обусловлена тем, что качество факторов производства, предоставляемых разными домохозяйствами, может существенно различаться. Например, у одного наемного работника высокий уровень образования и квалификации, хорошие способности, а у другого все эти показатели качества рабочей силы существенно ниже. При равном доходе на данный фактор производства первый работник просто не будет заинтересован трудиться с полной отдачей. Возможность несправедливости при таком распределении связана с тем, что разные домашние хозяйства могут различаться по количеству членов и составу (соотношению работающих и неработающих членов, возрасту и т.д.). В результате равные доходы домашних хозяйств не обеспечат равных доходов отдельных лиц.
2. Следствием слишком высокой степени дифференциации доходов также может стать снижение эффективности экономики. В тех случаях, когда значительная доля домашних хозяйств получает низкие доходы на грани прожиточного минимума или ниже его уровня, возникает целый ряд проблем. Во-первых, существенно уменьшается один из основных источников внутренних инвестиций – сбережения домашних хозяйств. Во-вторых, снижается заинтересованность производителей в повышении качества товаров и услуг и разработке новых технологий, поскольку основная масса населения просто не сумеет приобрести более качественные, но при этом и более дорогие товары. Если такая ситуация будет сохраняться длительное время, возможна потеря конкурентоспособности продукции, фирм и страны в целом на мировом рынке, а по отдельным отраслям производства – и на внутреннем.
В условиях слишком высокой степени дифференциации доходов существенно возрастает значимость социальной политики государства. Экономическое и социальное развитие общества взаимосвязано и взаимообусловлено. С одной стороны, в экономике закладывается фундамент решения социальных задач, с другой стороны, социальные факторы играют значительную роль в экономическом развитии и научно-техническом прогрессе. Активная социальная политика – важнейшая предпосылка повышения эффективности производства.
К определению социальной политики наблюдается двоякий подход. Социальную политику в узком смысле слова можно определить как действия правительства, направленные на перераспределение доходов различных членов и групп общества. В широком смысле слова социальная политика – это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить условия для удовлетворения потребностей, повышение благосостояния, согласование долгосрочных интересов социальных групп как друг с другом, так и с обществом в целом.
Социальная политика государства осуществляется по нескольким направлениям.
Первое направление связано с регулированием доходов, уменьшением степени социального расслоения, борьбой с малообеспеченностью. Методы осуществления политики доходов в условиях рыночной и переходной экономики могут быть различными.
Второе направление исходит из того, что значительная часть доходов, получаемых населением, зависит от количества и качества труда. Мероприятия этого направления социальной политики направлены на регулирование занятости трудовых ресурсов.
Третье направление учитывает тот факт, что определенные слои населения не могут в конкретный момент времени предложить услуги каких-либо факторов производства. Их доходы представляют собой, главным образом, социальные выплаты (трансфертные платежи).
Необходимость перераспределения созданного дохода в пользу бедных отмечал еще в 1924 году Артур Пигу в своей «Экономической теории благосостояния». Он считал, что перераспределение ресурсов в пользу сравнительно бедных за счет сравнительно богатых будет способствовать увеличению экономического благосостояния в будущем и предлагал следующие направления этого перераспределения созданного «национального дивиденда»: производственное обучение трудоспособных взрослых рабочих, которое будет способствовать одновременно повышению их дохода и производительности труда; передача средств в виде медицинского обслуживания и лечения людей; передача средств в форме обучения и питания детям из бедных семей; передача средств бедным, направленная на повышение их покупательной способности.
После Великой Депрессии в большинстве экономически развитых стран начали вводиться практические мероприятия, направленные на предотвращение экономических кризисов и смягчение их социальных последствий.
С конца 40-х – начала 50-х гг. ХХ века официальной доктриной правительства многих стран становится концепция «государства благосостояния». Этот феномен, имеющий в разных странах свою специфику[4], возник, с одной стороны, в качестве альтернативы реальному социализму, а, с другой стороны, как реакция на «провалы» классической рыночной экономики.
Как отмечал один из авторов концепции социального рыночного хозяйства А. Мюллер-Армак, «социальное рыночное хозяйство может быть определено как идея политического упорядочения, цель которого состоит в соединении общества, построенного на конкуренции, частной инициативе, с социальным прогрессом, обеспеченным именно производительностью рыночной экономики. На основе рыночного экономического порядка может быть создана многообразная и всеобъемлющая система социальной защиты»[5].
В результате осуществления мероприятий социальной политики государства в настоящее время доходы отдельного домашнего хозяйства можно подразделить на две части:
· доходы, получаемые им как собственником факторов производства за предоставление их в использование в анализируемый период (факторные доходы);
· доходы, получаемые в результате перераспределения факторных доходов посредством вмешательства государства (трансфертные платежи).
В модели кривой Лоренца перераспределение доходов отражается снижением степени вогнутости кривой по отношению к линии абсолютного равенства.
Кроме этого государство осуществляет регулирование цен на социально- значимую продукцию; индексацию фиксированных доходов и трансфертных платежей при превышении определенного законом уровня инфляции; установление минимума заработной платы; прогрессивное налогообложение личного дохода (в РФ отменено с 1.01.2001 г.).
Многие экономисты считают, что система трансфертных платежей несовершенна и более эффективной является система негативного (отрицательного) подоходного налога (НПН), которая заменила бы собой многочисленные денежные и натуральные выплаты единой системой денежной поддержки бедных семей.
Самое сложное в осуществлении социальной политики государства, таким образом, заключается в нахождении оптимального сочетания между эффективностью и справедливостью. Слишком глубокое неравенство не только подрывает стабильность общества, но и закладывает тенденцию экономического спада или, как минимум, сокращения темпов экономического роста. Нивелировка доходов подрывает стимулы к труду и предпринимательству. Важнейшая задача «государства благосостояния» – обеспечивать баланс между экономической эффективностью и социальной справедливостью.
Т Е С Т Ы
1. Доходы населения – это:
а) совокупность денежных средств, полученных за определенный период времени;
б) совокупность денежных и натурально-вещественных средств, полученных за определенный период и предназначенных для потребления и сбережений;
в) сумма заработной платы, полученной за определенный период;
г) сумма всех первичных факторных доходов.
2. Располагаемые доходы населения представляют собой:
а) все поступления, полученные собственниками факторов производства;
б) результат недораспределения дохода;
в) сумму первичных доходов и социальных трансфертов, уменьшенную на величину обязательных платежей и сборов;
г) корректируются с учетом натуральных социальных трансфертов;
д) верно б, в, г.
3. Среднедушевой денежный доход – это:
а) сумма конечных доходов, деленная на численность населения страны;
б) номинальный доход семьи;
в) реальный доход семьи;
г) верно б и в.
4. Прожиточный минимум – это показатель:
а) минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья и жизнедеятельности человека;
б) стоимостная оценка потребительской корзины, включающей минимальный набор продуктов питания, а также расходы на непродовольственные товары, налоги и обязательные платежи;
в) соответствует структуре затрат бюджета низкодоходных семей;
г) верно а и б;
д) верно все.
5. Индекс человеческого развития рассчитывается:
а) исходя из трех параметров (базового показателя долголетия, образования, реального ВВП на душу населения);
б) на базе номинального ВВП;
в) на основе оценки интеллектуальных возможностей общества;
г) исходя из базового показателя долголетия.
6. Пороговое значение бедности в стране рассчитывается:
а) на уровне официального прожиточного минимума;
б) на базе оценок ООН;
в) на основе оценок МВФ;
г) неверно все.
7. Понятие «человеческой бедности» зафиксировано:
а) абсолютной концепцией бедности;
б) относительной концепцией бедности;
в) субъективной концепцией бедности;
г) в документах ООН.
8. Социальное страхование:
а) направление социальной защиты;
б) предназначено для обеспечения населения в случае наступления социальных рисков разного рода;
в) верно а и б.
9. Внебюджетные социальные фонды:
а) являются финансовыми учреждениями при Правительстве РФ;
б) формируется преимущественно за счет работодателей;
в) включают Пенсионный фонд, фонд социального страхования, федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
г) верно а, б, в;
д) верно а и в.
10. Кривая Лоренца наглядно показывает:
а) степень неравенства доходов населения;
б) причины неравенства доходов;
в) фактическое распределение доходов населения;
г) верно а и в;
д) верно все.
11. Коэффициент Джини позволяет оценить:
а) степень неравенства доходов в стране;
б) причины несправедливого распределения доходов;
в) направления более справедливого распределения доходов;
г) эффективность социальной политики государства.
12. Если все доходы общества будут облагаться аккордным (рациональным) или фиксированным налогом, не зависимым от размера дохода, то индекс Джини:
а) возрастает;
б) снижается;
в) не изменяется;
г) невозможно определить.
13. Основными методами социальной политики являются
а) социальные трансферты;
б) индексация доходов;
в) государственные расходы;
г) налогообложение.