Лекция 13. Распределение доходов и социальные проблемы экономики. Социальная политика государства

1 Функциональное и персональное распределение доходов и социальные проблемы экономики.

2 Противоречия между социальной справедливостью и эффективностью. Государственное регулирование распределения доходов.

3 Социальная политика государства.

Любое общество является сложным образованием, состоящим из людей, объединенными признаками. Одним из основополагающих признаков человека в современном обществе является величина и способы получения им своего совокупного дохода.

Доход в самом общем виде – это та сумма денег, которую мы зарабатываем или получаем в течение определенного времени (обычно 1 год).

Величина дохода, оцениваемая в деньгах, представляет номинальный доход. Реальный доход – сумма товаров и услуг, которые можно приобрести на денежные доходы. Различие между реальными и номинальными доходами образуется за счет инфляции, налогов и натуральных трансфертов.

Весь произведенный в обществе продукт может быть представлен как сумма доходов от факторов, участвующих в его производстве. Функциональное распределение доходов – это распределение их между факторами: труд, капитал, природные ресурсы и предпринимательские способности.

В результате функционального распределения доходов формируются такие первичные доходы, как заработанная плата, процент, рента и прибыль. В системе факторов производства основная взаимосвязь касается капитала, поэтому для упрощения функциональное распределение можно представить как соотношение между доходами от труда и от собственности. Функциональное распределение дохода показывает доли дохода, приходящиеся на труд и капитал, и нашей задачей является проследить изменение соотношений долей труда и капитала в совокупном дохода общества, выявить причины изменения и оценить их.

Современная экономическая теория анализирует тенденции долей дохода капитала и труда.

Господствующее в современной экономической теории объяснение источников и принципов формирования доходов основано на теории факторов и их предельной производительности. Теория предельной производительности акцентирована на анализе функциональных связей между различными частями дохода.

Различные направления экономической теории по-разному объясняют источники доходов, но едины в том, что каждый производственный фактор связан с определенным доходом, что дает возможность интегрировать различные представления.

Функциональное распределение доходов не отражает доходы семей и частных лиц, которые могут владеть разными производственными факторами.

Рост национального благосостояния и создание систем социального регулирования если не снимают, то значительно сглаживают проблемы противостояния.

Совокупные доходы населения формируются из разных источников и перераспределяются между семьями в зависимости от их величины и состава. Персональное распределение доходов измеряет распределение доходов между семьями.

Персональное распределение доходов отличается значительной неравномерностью, измерить которую можно на основе методологии Парето-Лоренца-Джини.

Еще в начале XX века В.Парето на основе фактических данных о распределении доходов сформулировал закон, названный его именем.

Согласно «закону Парето» между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость, иначе говоря, персональное распределение доходов устойчиво неравномерно, причем уровень неравномерности в распределение доходов – «коэффициент Парето» - в разных странах приблизительно одинаков. В концепции Парето дифференциация доходов рассматривается как неизменная и не зависимая от социальных и политических факторов величина.

На основе данных о распределении все семьи можно объединить в определенные доходные группы. Составив долю каждой из групп в совокупном доходе, можно построить график, иллюстрирующий дифференциацию доходов.

Если доходы распределяются равномерно, то каждая группа семей должна получать доход соответствующий её удельному весу, а график распределения доходов будет представлен биссектрисой ОА. (рисунок 30).

Фактическое распределение доходов отражается кривыми в виде I, II, III. Чем ближе кривые фактического распределения к биссектрисе ОА, тем более равномерное распределение доходов имеется в действительности.

Лекция 13. Распределение доходов и социальные проблемы экономики. Социальная политика государства - student2.ru Доход A

II I III

0 20 40 60 80 100 % семей

Рисунок 30 – Кривые концентрации дохода (Лоренца)

Различие видов кривых фактического распределения связано с тем, что в них учитываются доходы, I – до вычета налогов, II – после вычета налогов, III – с учетом трансфертных платежей. Обратная зависимость между относительными величинами дохода (богатства) и числом их получателей, выраженная графически, называется кривой концентрации, или кривой Лоренца. Степень неравенства (или степень концентрации) математически выражается площадью фигуры над кривой фактического распределения, соотнесенной с площадью треугольника ОАВ – индекс Джини. Обобщение фактических данных на базе описанной методологии используется для оценки степени неравенства распределения доходов в различные периоды времени, между различными странами или группами населения.

Эффект перераспределения доходов неоднозначно оценивается и сторонниками и противниками государственного вмешательства в этот процесс.

По расчетам А. Оукена, утечка через «дыры худого ведра перераспределения» составляет более 70 % дохода. «Дыры эти неизбежны во всяком перераспределении и возникают за счет подрыва стимулов к деловой активности (и трудовой, и предпринимательской), роста административных расходов на осуществление программ поддержания доходов. В результате любое перераспределение национального дохода на более равные доли ведет к уменьшению его общей величины. В итоге динамика доходов зависит от роста общественного продукта, так и от способов его распределения. И рост, и падение доходов могут сопровождаться как усилением так и снижением их дифференциации. Реальное перераспределение осуществляется стихийно и может приобретать скрытый, неконтролируемый характер. В конечном итоге распределение доходов детерминируется не политикой, а экономическими законами.

Альтернативные концептуальные подходы к государственному перераспределению доходов можно свести к проблеме противопоставления равенства и эффективности.

Известно, что рыночная система в числе прочих своих «ошибок» содержит и распределение доходов, т.е ответ на вопрос «для кого»?, «кому?».

Распределение доходов отличается не равномерностью. Рыночная система не обеспечивает реализацию права на труд, на образование, медицинское обслуживание и пр., в конечном счете, не содержит в себе гарантий социальной справедливости и равенства. Сложность проблемы состоит в том, что такие понятия как, справедливость и равенство, связаны с оценочными суждениями, которые основываются на различных предпочтениях вкусах и взглядах. Оценочные суждения связаны с философскими, этическими категориями, находящимися за пределами экономики, но это не значит, что экономический анализ не может внести свой вклад в исследование этих явлений. Экономическая теория не может, пойти дальше объяснения последствий и расчета выгод и издержек различных вариантов решения вопроса в соотношении равенства и эффективности.

Экономический анализ – это информационная база для принятия решений о приоритетах социальной политики. Общечеловеческое содержание понятий равенством справедливость – вечная, внеисторическая проблема всех мировоззренческих систем.

Вместе с тем категории равенство и справедливость имеют конкретно – историческое содержание, поскольку реализация теоретических концепций осуществляется вполне определенными правительствами и политическими организациями в сложившихся экономических и политических условиях.

Равенство и справедливость, в основе своей этические, социально – психологические категории, имеют объективное, экономическое содержание. С точки зрения экономики критерии равенства и справедливости связаны с соответствием экономических отношений источникам и целям экономического роста в конкретно – исторических, условиях национальных моделей экономики.

Формирование совокупных доходов населения охватывает их производство, распределение и использование. Распределение доходов складывается на этапе формирования доходов владельцев производственных факторов (функциональное распределение). Персональное распределение номинальных доходов является результатом перераспределения. Проходя через семейный бюджет, объем душевого дохода изменяется в зависимости от величины и структуры семей, соотношения иждивенцев и лиц, имеющих самостоятельные доходы. Величина реальных доходов зависит от параметров инфляционного процесса.

Главным же каналом перераспределения доходов является государственное регулирование этого процесса. Налоговые системы и государственные трансферты (денежные и натуральные), системы социального обеспечения и страхования и пр. показывают, что современное государство вовлечено в широкомасштабную деятельность по перераспределению доходов.

Сторонники государственного перераспределения доходов утверждают, что равенство в распределении доходов является необходимым условием максимизации общей полезности доходов всех потребителей. Этот вывод вполне достоверен в условиях, когда объем всего перераспределенного дохода фиксирован. Критики государственного перераспределения полагают, что стимулирующий эффект связан не только с величиной, но и со способом распределения доходов. Поэтому любое перераспределение дохода, преследующее цель максимизации общей полезности в текущем периоде, неизбежно ведет к снижению дохода (и общей полезности) в последующем.

Соотношение между равенством и эффективностью в практике сводится к поиску таких форм и способов перераспределения, которые минимизировали бы отрицательное влияние перераспределительных процессов на эффективность, одновременно максимизировав позитивный результат в форме сокращения бедности.

Государственное перераспределение доходов осуществляется через бюджетно-финансовое регулирование.

Государство в соответствии с приоритетами социальной политики и действующими специальными социальными программами предоставляет социальные выплаты в форме денежных и натуральных трансфертов, а также услуг. Социальные выплаты и услуги многообразны. Они дифференцированы по источникам формирования и способам финансирования, условиям предоставления их кругу получателей.

Денежные социальные выплаты связаны с компенсацией (уменьшения) потери дохода в результате полной или частичной потери, трудоспособности, рождения детей, потери кормильцев или работы (пособие по безработице, компенсации затрат на переквалификацию и прочие выплаты безработным).

Все социальные трансферты могут носить единовременный характер или выплачивать периодически в течение установленного времени. Социальные трансферты могут принимать форму налоговых скидок.

Все специальные выплаты оформляются в систему социального страхования и социального обеспечения, дополненную государственной благотворительностью.

Целью социальной политики является поощрение всех форм деловой активности, прежде всего трудовой и предпринимательской. Трудовая активность проявляется в повышении системы использования резервов труда, росте занятости и производительности труда, предпринимательская активность выражена объемом и структурой инвестиций. Будучи объективно взаимосвязанными, эти формы деятельности осуществляются в каждый данный момент разными субъектами, имеющими разные мотивационные модели поведения. В результате система государственного регулирования должна одновременно поддерживать доходы и создавать стимулы повышения деловой активности всех рыночных субъектов.

Вопросы для самоконтроля

1 Что представляет собой процесс распределения? Какие виды распределения существуют?

2 Назовите причины неравенства в доходах? Какие аргументы выдвигаются в пользу неравенства распределения доходов?

3 Что показывает кривая Лоренца? Для чего можно использовать кривую Лоренца? Для чего применяется и что показывает коэффициент Джини?

4 Какие меры принимает государство для сокращения неравенства в доходах?

5 Что представляет собой социальная политики как способ регулирования экономики?

Литература, рекомендуемая для изучения темы

1 Курс экономической теории: учебник / Под ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой.- Киров: АСА, 2009. - Гл. 24.

2 Экономическая теория: учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – Гл. 25.

3 Экономическая теория: учебник / Под общ. ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2009. – Гл. 28.

4 Бобков, В. Качество и уровень жизни населения: территориальный разрез / Бобков В., Васильев В., Гулюгина А. // Экономист. - 2008. - N1. – С. 39-45.

5 Гонтмахер, Е. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения / Гонтмахер Е., Малеева Т. // Вопросы экономики. – 2008. - №2. – С. 61-72.


Наши рекомендации