Классификация информации в системе управления предприятием

Кафедра экономики и менеджента

Н.Н. Косинова

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Учебное пособие

Волгоград 2013

Рецензенты:

доктор экономических наук, профессор А.Ф. Московцев

доктор экономических наук, профессор Л.В. Попова

Печатается по решению

редакционно-издательского совета университета

Косинова Н.Н.

Финансовый менеджмент: информационное обеспечение управленческих решений: учебное пособие. – Волгоград: 2013. – с.

Учебно-методическое пособие содержит краткий конспект лекций, вопросы и задачи по всем основным темам дисциплины «Финансовый менеджмент», таким как, методы расчета себестоимости и их влияние на финансовый результат, анализ «Затраты – объем – прибыль», бюджетное планирование и контроль затрат по центрам ответственности, информация для принятия управленческих решений в финансовом менеджменте.

Учебное пособие может использоваться для самостоятельного изучения этой дисциплины и при подготовке к экзаменам.

Предназначено для бакалавров направления «Экономика», специалистов, магистрантов и слушателей программ профессиональной подготовки по специальности «Менеджмент».

Введение

Система информационного обеспечения выступает как важный инструмент финансового менеджмента, который призван обеспечить координацию, взаимодействие и согласованность отдельных элементов управления для достижения стратегических целей.

Информационное обеспечение в системе финансового менеджмента включает в себя изучение таких важных проблем, как:

- анализ поведения различных видов затрат, системы учета затрат и калькулирования себестоимости в различных типах производственных процессов;

- планирование на длительный период и на предстоящий будущий год (сметное планирование, бюджетирование);

- внедрение системы нормативных затрат и анализ отклонений фактических данных от их бюджетных значений;

- использование данных анализа при оценке исполнения бюджетов, эффективности работы отдельных менеджеров и управления в целом.

Кроме того, рассматривается учетно-аналитическое обеспечение для выбора наилучшего варианта действий в таких типичных хозяйственных ситуациях, как:

- принятие специальных заказов;

- выбор номенклатуры продукции в условиях ограниченных ресурсов для максимизации прибыли;

- замена оборудования на более современное и производительное;

- прекращение деятельности неприбыльного сегмента бизнеса;

- решения типа «купить или производить самим» в отношении комплектующих деталей и узлов, как лучше использовать высвободившиеся производственные мощности.

По всем этим вопросам авторами учебного пособия разработаны методические материалы для специалистов и магистрантов, облегчающие понимание основных терминов и проблем информационного обеспечения в системе финансового менеджмента, подобрано большое количество упражнений и задач, решение которых поможет приобрести практические навыки и освоить основные приемы анализа и принятия управленческих решений в конкретных хозяйственных ситуациях, подготовлены вопросы для самопроверки, тесты для контроля знаний.

Тема 1. Информационное обеспечение системы финансового менеджмента

Классификация информации в системе управления предприятием

Условия функционирования российских предприятий в рыночной экономике требуют значительного увеличения объема информации, как внутри хозяйствующего органа, так и за его пределами.

Информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, т.е. все то, что расширяет представление об объекте исследования.

В отношении конкретного предприятия информация может быть представлена в следующем виде (рис. 1).

Классификация информации в системе управления предприятием - student2.ru

Рисунок 1. Виды информации

Оперативно – технический учетобслуживает текущее повседневное управление фирмой, в его основе лежит бухгалтерский учет. Информация оперативного учета всегда направлена на управление определенными видами хозяйственной деятельности или отдельными операциями.

Основными показателями оперативного учета являются доходы и затраты, включая калькулирование себестоимости всех видов выпускаемой продукции.

Финансовый учет представляет собой систему сбора, обобщения и хранения информации об использовании всех денежных средств и ресурсов финансово-хозяйственной деятельности фирмы. Эта информация выражается совокупностью определенным образом сформированных экономических показателей, на которых строится финансовая отчетность фирмы. В свою очередь финансовая отчетность служит источником данных для инвесторов, банков, налоговых и статистических органов, для контролирующих органов (ревизоров), для составления периодической отчетности, представляемой акционерам фирмы.

Управленческий учет - это сравнительно новый вид деятельности в системе управления. Его целью является обеспечение управленческого звена фирмы информацией оперативного и финансового учета, необходимой для анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности фирмы, принятия на этой основе оптимальных управленческих решений и контроля за их реализацией.

Статистический учетявляется обязательным для каждой фирмы, однако статистическая информация в отличие от финансовой может быть не сплошной, а выборочной. Статистический учет может осуществляться как по данным оперативного и финансового учета, так и с помощью самостоятельного наблюдения. Статистическая информация дополняет финансовую, в частности, о тех процессах и явлениях, которые не имеют стоимостной оценки.

Экономическая информацияпоследовательно и полно отражает производственно-хозяйственную деятельность предприятия.

Нормативно-справочная информация служит связующим зве­ном между остальными видами экономической информации. Со­став нормативно-справочной информации определяется:

¾ типом производства;

¾ номенклатурой и сложностью выпускаемых изде­лий;

¾ технологией и организацией производства;

¾ внутри производ­ственным разделением труда;

¾ уровнем развития внутренних хо­зяйственных связей.

Указанные признаки являются основопола­гающими для текущего и календарного планирования, учета хода производства, систем учета производственных затрат и методов калькулирования себестоимости продукции. Специально сгруп­пированная эта информация представляет собой нормативное хозяйство предприятия.

Плановая информация содержит данные для выбора действий, кото­рые могут быть предприняты в будущем, Основное содержание пла­ново-экономической работы включает:

¾ технико-экономическое и опе­ративно-календарное планирование;

¾ стратегическое и тактическое планирование;

¾ кратко- и долго­срочное планирование.

Стратегическое планирование нуждается в специфической информации о внешней среде, об отношениях предприятия с другими организациями, о его развитии и экономи­ческом положении, об объеме и структуре ресурсов, требующихся для достижения целей среднесрочной и долгосрочной перспектив.

Тактическое планирование имеет целью увязать во времени, по направлениям, стадиям разработки и внедрения конкретные мероприятия, направленные на выполнение стратеги­ческих целей предприятия. Этот вид плановой работы требует дру­гой группировки информации. Объектами могут выступать произ­водственные мощности, ресурсы, технология, продукты, затраты и т.п. Обычно тактическое планирование представлено краткосроч­ными планами на 1—3 года в виде гибких бюджетов, в которых по­казатели ближайшего года корректируются ежеквартально, а пока­затели следующих годов — каждые полгода или ежегодно. Отсюда информация должна быть обобщена исходя из тех периодов, кото­рые положены в основу краткосрочных планов.

Текущие планы составляются на период до одного года и состоят из технико-экономических и оперативно-календарных планов. Они учитывают каждый продукт, прогноз объема его реа­лизации, необходимый объем производственных запасов и возмож­ности производства. Технико-экономическое планирование вклю­чает составление смет (бюджетов) для предприятия в целом на кон­кретный период (год). Главной целью сметы на данном уровне является координация отдельных планов структурных подразделе­ний, обеспечение их согласованности, которая должна быть осуще­ствлена через объект планирования: продукт, затраты на его произ­водство, эффективность.

Оперативно-календарное планирование охватывает плановые работы по уточнению, детализации и конкретизации показателей производственной программы предприятия, отдельных подразделе­ний, рабочих мест на короткие периоды (от месяца до часа). Отли­чительной особенностью такого планирования как завершающего этапа всей системы планирования является то, что оно сочетает де­тальную разработку плана с экономическими нормативами пред­приятия и непосредственно контролирует сбалансированность вы­полнения производственной программы. Оперативно-календарное планирование выступает элементом контроля производства, вклю­чает календарные расчеты и приемы построения графика производ­ства и может существовать при отсутствии смет, бюджетов и т.п. Основу обеих частей текущего планирования составляют одни и те же показатели и экономические нормативы.

Учетная информация имеет общие черты, принципы и объекты с нормативно-справочной и планово-экономической информацией. В зависимости от потребностей управления она представляет данные для оперативного, тактического и стратегического планирования и отражает отдельные стороны производственной деятельности пред­приятия в ходе выполнения плана за короткие промежутки време­ни, а также обеспечивает получение промежуточных и итоговых экономических показателей, взаимодействие отдельных видов эко­номической информации, адекватность информационной системы системе управления предприятием.

Тактическая учетная информация концентрирует внимание на данных об активах предприятий, капитале и обязательствах, отра­жает факты хозяйственной деятельности в движении ресурсов, их преобразовании в продукцию, ее продажи за отчетный период. Она представляет материал для сопоставления фактически израсходо­ванных материалов, трудовых и финансовых ресурсов с утвержден­ными нормами, нормативами и сметами.

Стратегическая информация отражается в учете таким спосо­бом, при котором обязательства, потенциальные возможности, из­держки и контроль рассматриваются в аспекте движения к наме­ченной стратегической цели. В ее основу положен прогноз влияния внешних и внутренних условий работы предприятия в результате принятых на себя обязательств по деловым операциям. Назначение данного типа информации заключается в определении степени рис­ка производства конкретных изделий, их реализации, изменения цен на продукты вследствие выполнения или отказа от выполнения принятых обязательств.

Таким образом, система учетной информации предусматривает в своем составе элементы нормирования, планирования и прогноза. Они дают возможность расширить информативную и регулирую­щую функции учета, обеспечить необходимую связь между произ­водственными, технологическими и экономическими службами предприятия, выполняющими прогноз, планирование, контроль, диспетчеризацию и другие подобные работы. Включая в систему учета плановые и нормативные данные, в ходе обработки информа­ции можно проводить анализ экономических показателей, оценку и характеристику результатов деятельности отдельных коллективов, прогнозирование тенденций этих показателей и направлений разви­тия предприятия,

Отчетная информация представляет собой совокупность эконо­мических данных, которые содержат разностороннюю характери­стику состояния, результатов производственной и финансовой дея­тельности организации в целом или ее подразделений за опреде­ленный период. Она находится во взаимосвязи и взаимозависимо­сти от других видов экономической информации, а ее содержание определяют пользователи.

Назначение отчетной информации — реализация обратной связи по истечении определенного цикла. Этот вид информации используется для оценки результатов дея­тельности, при планировании и прогнозе.

Классификация экономической информации по степени обоб­щения подразделяет ее на первичную и вторичную (рис. 2).

Классификация информации в системе управления предприятием - student2.ru

Рисунок 2. Классификация информации по степени обобщения

Первичная инфор­мация характерна для низшего уровня управления. Она представля­ет собой исходные данные, лежащие в основе наблюдения и пер­вичного отражения производственных операций и экономических ситуаций. Характерными особенностями первичной информации являются большая степень детализации, значительный объем, тру­доемкость, различия во времени возникновения. Первичная ин­формация формируется как внутри предприятий, так и за его пре­делами. Информационные потоки возникают «снизу» — от рабочих мест в виде фактических данных и «сверху» — в виде плановых за­даний, норм, нормативов, смет и других регулирующих управленче­ских распоряжений. В целях удовлетворения запросов потребителей информация должна быть сгруппирована и представлена в виде каких-либо обзоров, сводок, позволяющих менеджерам выполнять свои обязанности.

Сводная информация является вторичной, она базируется на первичной информации и характеризуется высокой степенью агрегирования, целенаправленностью, соответствием уровню управления.

Это совокупность экономических данных, отражающих состояние и результаты деятельности как всего предприятия в целом, так и его отдельных подразделений.

Первичная информация обеспечивает исходными данными финансовый и управленческий учет и обозначает «вход» в систему. Отчетная информация представляет собой «выход» в виде продуктов учета.

Финансовый учет готовит информацию для внутренних и внеш­них пользователей, используя при этом общие для всех предприятий правила ведения.

Большой объем первичной информации не позволяет менедже­рам полностью ее осмыслить, проанализировать и использовать в своей работе. Менеджеры должны использовать краткие обзоры и другую специально для них сгруппированную информацию для вы­полнения обязанностей руководителей разных уровней управления, которая называется упрощенческой учетной информацией.

Управленческий учет базируется на оперативной (первичной) информации независимо от ее количественного измерения. Поскольку большая часть информации в своем первичном виде не удовлетворяет запросам руко­водителей, они в большей мере заинтересованы в итоговых данных (полностью или нет удовлетворена заявка на материалы, какая сумма выделена бюджетом предприятия на работы, связанные с изменением конструкции изделия или освоением новых продуктов, и т.п.). Следовательно, в работе менеджеры используют как детализирован­ную, так и итоговую информацию.

Наши рекомендации