Критерии отнесения предприятий
К МАЛОМУ БИЗНЕСУ
Разработка и применение критериев для отнесения предприя-
тий к малому бизнесу имеют большое научное и практическое зна-
чение, а отсюда вытекает и большая ответственность государствен-
ных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев
зависит: какие предприятия относить к малым, какие нет. В этом
случае изменяется соотношение между крупным, средним и малым
бизнесом; величина государственной поддержки развития малого
предпринимательства; величина налоговых льгот малому предпри-
нимательству, статистическая отчетность
В экономической литературе отсутствуют научные принципы
разработки этих критериев. Поэтому при разработке критериев для
отнесения предприятии к малому бизнесу необходимо, на наш взгляд,
придерживаться следующих принципов:
•объективность;
•дифференциация величины критериев в зависимости от спе-
цифики и отраслевой принадлежности предприятия;
•простота в понимании и использовании;
•количество критериев не должно превышать трех;
•стабильность критериев.
На первоначальном этапе становления малого бизнеса в РФ ос-
новным критерием для отнесения предприятий к малым являлась
численность работающих, которая периодически изменялась. До
середины 1995 г. в соответствии с постановлением Правительст-
ва РФ от 11.05.1993 г. № 446 ≪О первоочередных мерах по разви-
тию и поддержке малого предпринимательства≫ к малым предприя-
тиям были отнесены предприятия всех организационно-правовых
форм со среднесписочной численностью работающих, не превы-
шающей 200 человек, в том числе в промышленности и строитель-
стве —до 200; в науке и научном обслуживании —до 100; в других
91
отраслях производственной сферы —до 50; в отраслях непроизвод-
ственной сферы, розничной торговле и общественном питании — до 15 человек.
В соответствии с Законом РФ от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ ≪О госу-
дарственной поддержке малого предпринимательства в РФ≫ под
субъектами малого предпринимательства понимаются коммерче-
ские организации, в уставном капитале которых доля участия РФ,
субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объеди-
нений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, до-
ля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам,
не являющимся субъектами малого предпринимательства, не пре-
вышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчет-
ный период не превышает следующих предельных уровней (малые
предприятия):
•в промышленности, строительстве и на транспорте —100 чел.;
•в научно-технической сфере —60 чел.;
•в оптовой торговле — 50 чел.;
•в розничной торговле и бытовом обслуживании населения -
30 чел.;
•в других отраслях и при осуществлении других видов дея-
тельности —50 чел.
Таким образом, в настоящее время в РФ для отнесения предприя-
тий к малым используются два критерия: средняя численность и
доля участия в уставном капитале малых предприятий других орга-
низаций.
В мировой практике для отнесения предприятий к малым ис-
пользуется более 50 критериев. Но наиболее часто применяемыми
критериями являются:
•средняя численность занятых на предприятии работников;
•ежегодный оборот предприятия, полученный за год;
•величина активов.
Следует учесть тот факт, что во всех развитых странах первона-
чальным критерием является численность работников.
В Европейском сообществе (ЕС) развитых стран с 1 января 1995 г.
к малым предприятиям относятся предприятия, у которых:
•среднесписочная численность работников —50 чел.;
•годовой оборот —менее 4 млн ЭКЮ;
•сумма баланса —менее 2 млн ЭКЮ.
При определении мер поддержки субъектам малого предприни-
мательства (МП) на уровне ЕС могут применяться и другие показа-
тели. А страны, входящие в ЕС, могут корректировать и дополнять
вышеназванные критерии.
Международной организацией экономического сотрудничества
и развития, в которую входят экономически высокоразвитые стра-
ны, предприятия с численностью до 19 чел. относятся к ≪весьма
малым≫, до 99 чел. —к малым; 100—99 чел. —к средним; более
92
500 —к крупным. В этой организации главным фактором является
среднесписочная численность работников за отчетный период.
В Великобритании отнесение предприятий к малым отличается
от критериев, предложенных ЕС. Главными показателями малого
предпринимательства являются данные о величине оборота акти-
вов и численности занятых.
В отличие от Великобритании во Франции малыми считаются
предприятия, на которых работает не более 500 чел., и годовой обо-
рот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового
баланса, ниже 200 млн франков. Главной особенностью является то,
что в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается
по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленно-
сти предприятия с численностью 200 чел. считаются крупными, то
в отрасли, производящей оборудование, наличие в штате 500 чел.
говорит о том, что предприятие относится к категории малых.
В Германии официальное определение понятия МП отсутству-
ет, однако в соответствии с классификацией Федерального минис-
терства к мелким предприятиям относятся фирмы с числом занятых
до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн марок. Однако
в Германии обычным малым предприятием считается предприятие
с численностью работающих не более 500 чел. и годовым оборотом
не выше 50 млн ЭКЮ.
Особый интерес представляют показатели, которыми руковод-
ствуется банк Греции при финансовой поддержке малых предприятий:
•среднегодовая численность за последних 3 года —менее 50 чел.;
•годовой оборот за последних 3 года —менее 1,3 млн ЭКЮ;
•собственник должен лично участвовать в управлении.
В Швеции к малым относят предприятия с численностью до
200 чел., однако при классификации учитывают следующие осо-
бенности:
•стадию роста данного предприятия;
•отраслевую принадлежность;
•географическую сферу деятельности;
•специальные характеристики владельцев предприятий и
управляющих.
В Японии в соответствии с Законом ≪О малом предпринима-
тельстве≫ (1963 г.) к малым относятся предприятия, имеющие сле-
дующие показатели:
Деятельность
Оптовая торговля
Розничная торговля и услуги
Добывающая, обрабатывающая, перера-
батывающая промышленность,
строительство
Другие отрасли экономики
Уставный капитал,
млн йен
30
30
100
30
Численность,
чел.
100
50
300
50
93
Федеральным законом ≪О малом бизнесе США≫ (1953 г.) уста-
новлено, что малая фирма —фирма, имеющая одного или несколь-
ких владельцев с числом занятых не более 500 человек, величиной
активов —не более 2 млн долл.
В зависимости от количества нанятых работников все малые и
средние предприятия в США в соответствии с критериями Адми-
нистрации по делам малого бизнеса (АМБ) делятся на 5 групп:
•наименьшие —1—4 чел.;
•малые —25—9 чел.;
•промежуточные —100—99 чел.;
•крупные —500—99 чел.;
•крупнейшие —1000 чел. и более.
Следует отметить, что нормативы отнесения предприятия к ма-
лому весьма дифференцированы в зависимости от принадлежности
предприятия к той или иной отрасли экономики или виду деятель-
ности. Администрация по делам малого бизнеса для каждой отрас-
ли в соответствии со стандартным промышленным классификато-
ром, а также в зависимости от особенностей производства и иных
факторов устанавливает такие критерии:
•промышленность —до 500 чел.;
•строительство —годовой объем 7—7 млн долл.;
•сельское хозяйство —годовой объем до 3,5 млн долл.;
•добыча полезных ископаемых —до 500 чел.;
•транспорт —до 500 чел.;
•оптовая торговля —100 чел.;
•розничная торговля —объем до 3,5 млн долл.;
•услуги —до 3,5 млн долл. (в отдельных случаях до 13,5 млн
долл.).
Из этого следует, что в США используется довольно гибкая сис-
тема критериальных показателей, позволяющих осуществлять диф-
ференцированно государственную поддержку малого бизнеса.
Из всех критериев, которые используются в мировой практике,
наиболее простым, объективным является среднесписочная чис-
ленность работающих. Все остальные критерии (величина активов,
товарооборот, объем реализации и др.), выраженные в стоимостном
измерении, менее объективны и достоверны. Их недостатки прояв-
ляются и в том, что в условиях инфляции, особенно гиперинфля-
ции, их необходимо часто корректировать с учетом этого явления.