Особенности оплаты труда работников бюджетной сферы
К бюджетной сфере относятся предприятия и организации культуры и искусства, науки, образования, здравоохранения и социальной защиты населения, физкультуры и спорта, лесного, охотничьего, водного и рыбного хозяйства, гидрометеорологической службы и некоторых других видов деятельности.
Рассматривая особенности оплаты труда работников бюджетной сферы за 2 последних десятилетия необходимо отметить наличие как минимум 2 систем оплаты труда. В связи с этим рационально рассмотрение каждого из них как различных этапов.
1 декабря 1992 г. работники бюджетной сферы были переведены на оплату труда, основанную на использовании единой тарифной сетки (ЕТС). Всего ЕТС имела 18 разрядов оплаты труда, каждому из которых соответствовал определенный тарифный коэффициент:
Месячная ставка работника соответствующего разряда определяется путем умножения тарифной ставки 1-го разряда на тарифный коэффициент, установленный для того разряда, по которому тарифицирован соответствующий работник. Для работников 1-4 разрядов тарифные ставки увеличиваются (I разряд — на 20000 руб., 2 разряд — на 16800 руб., 3 разряд — на 1 1800 руб. и 4 разряд — на 6600 руб.). Так, например, сотрудник, которому при аттестации присвоен 12 разряд, будет иметь месячный оклад в размере 322575 руб. (63250 х 5,1).
Для каждой категории работников и для каждой специальности установлены диапазоны разрядов, в пределах которых их и тарифицируют. Конкретный разряд каждому работнику присваивается приказом руководителя организации на основе решения аттестационной комиссии, которая тарифицирует работников, опираясь на квалификационные требования по общеотраслевым должностям и по должностям, специфичным для отраслей бюджетной сферы.
Основным принципом оплаты труда на основе ЕТС являлся принцип равной оплаты за равносложный труд.
Новая система оплаты труда, призванная заменить единую тарифную сетку, принята 1 декабря 2008 года и позволила руководителям предприятий единолично распоряжаться фондом заработной платы и поощрять наиболее квалифицированных работников.
Переход к отраслевому построению систем оплаты позволяет более гибко учесть особенности труда в той или иной отрасли и отразить их в тарифных сетках, ставках, должностных окладах, доплатах и надбавках. Отраслевые системы оплаты труда охватывают: тарифные ставки и должностные оклады работников отрасли, устанавливаемые на основе тарификации и аттестации работ и работников; системы доплат и надбавок за условия, отклоняющиеся от нормальных, а также компенсационных и стимулирующих выплат.
В соответствии с принятой Правительством РФ новой системе оплаты труда, зарплата работников бюджетной сферы состоит из трех компонентов:
- оклад,
- компенсационные выплаты — доплата за совмещение должностей, замену и интенсивность работы
- стимулирующие выплаты — премии, денежные вознаграждения, выплата за выслугу лет.
Использование отраслевых тарифных сеток позволяет наиболее полно учесть в величине заработка не только квалификацию, но и результативность труда. Дифференцированные ставки (оклады) и поощрительные выплаты, учитывающие специфику отрасли и конкретных видов деятельности, должны, как ожидается, справиться с решением этой задачи.
Высокие результаты труда и качество выполнения должностных обязанностей могут поощряться с помощью преимущественно разового премирования за особые достижения в труде (годового или как минимум полугодового). Установление ставок или окладов в виде "вилки" позволит отразить результативность труда в размерах основной (тарифной) оплаты.
При этом Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Тарифно-квалификационные характеристики руководителей, специалистов и служащих сохраняют статус нормативных документов, обязательных к применению.
Вопросы для самопроверки:
1.Охарактеризуйте основные доплаты и надбавки, предусмотренные в системе оплаты труда в РФ
2. Охарактеризуйте оплаты труда работников бюджетной сферы
3. В чем преимущества новой системы оплаты труда работников бюджетной сферы в РФ?
4. Законодательное регулирование оплаты труда в России