Организация оплаты труда работников бюджетной сферы

Оплата труда работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, за исключением работников органов государственного управления, осуществляется на основе Единой тарифной сетки (ETC), которая представляет собой шкалу тарификации и оплаты труда всех категорий работников бюджетных отраслей, включая рабочих, служащих - технических исполнителей, специалистов и руководителей. Каждая профессионально-квалификационная группа работников занимает в ETC соответствующий разряд, при этом учитываются только сложность выполняемых работ (должностные обязанности) и квалификация работника.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы» на основе ETC с 1993 г. введена в действие 18-разрядная ETC как нормативный документ, регулирующий оплату труда в диапазоне 1-10,07. По условиям оплаты труда в соответствии с ETC тарификация работников осуществляется следующим образом:

Группы работников Тарифные разряды по оплате труда
Рабочие 1-8
Служащие - технические исполнители 2-5
Специалисты различного профиля 4-13
Руководители структурных подразделений; главные и высококвалифицированные специалисты; руководители учреждений и др. 3-18

Тарификация работников происходит путем их аттестации на основе квалификационных требований по общеотраслевым должностям и должностям, специфичным для отдельных отраслей бюджетной сферы.

Для проведения аттестации на предприятиях создаются аттестационные комиссии. На каждого аттестуемого работника его непосредственный руководитель готовит представление, содержащее оценку профессиональной подготовки, уровня квалификации и отношения к работе.

Аттестационная комиссия рассматривает представление, заслушивает аттестуемого и выносит решение о соответствии работника определенной должности и разряду оплаты труда.

Решение об установлении работникам соответствующих разрядов оплаты труда принимает руководитель организации, учреждения, предприятия с учетом рекомендаций аттестационной комиссии.

В 1992 г. в ETC был заложен принцип нарастания тарифных коэффициентов от разряда к разряду с учетом равномерного и регрессивного изменения коэффициентов. С 1-го по 3-й разряд установлено равномерное нарастание - 13%, с 6-го по 18-й- 11%. Такой принцип предполагает направленность ETC на создание преимуществ в оплате работников начальных уровней квалификации, что обусловлено низким уровнем ставки 1-го разряда в условиях бюджетного дефицита и экономического кризиса в стране.

С 1 апреля 1999 г. в ETC в соответствии с постановлениями Правительства РФ происходили существенные изменения в тарифных коэффициентах, базирующихся на значительно возрастающих ставках с 1-го разряда с учетом повышения минимального размера оплаты труда (см. табл. 9) и уменьшающегося диапазона в новых ETC. На основе Постановления Правительства РФ от 18 марта 1999 г. № 309 диапазон ETC уменьшился с 10,07 до 8,23. В соответствии с Постановлением Правительства от 29 апреля 2006 г. введена ETC по оплате труда для работников федеральных государственных учреждений с диапазонами 1-4,5, которая носит рекомендательный характер для других категорий работников бюджетной сферы.

Новые условия оплаты труда по ETC приняты по согласованию с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей и используются не только в отраслях бюджетной сферы, но и на ряде предприятий предпринимательского сектора экономики в России.

Таблица 9

Минимальная заработная плата в Российской Федерации

Годы 2006 с 1 мая 2007 с 1 сентября - проект
Минимальный размер оплаты труда, руб. (до 1999 г. в тыс. руб.) 0,7 42,5 107,8

Совершенствование системы оплаты труда работников бюджетной сферы направлено на создание отраслевых систем оплаты труда, максимально адаптированных к новым условиям хозяйствования.

Отраслевые системы оплаты труда должны обеспечить формирование условий для подъема общего уровня заработной платы бюджетников посредством усиления его связи с индивидуальными и коллективными достижениями в труде, вывод из системы оплаты труда компенсационных надбавок за неблагоприятность условий труда наряду с развитием системы страхования профессиональных рисков, укрепление системы государственных гарантий в сфере оплаты труда, развитие самостоятельности руководителей бюджетных организаций в выборе и построении систем тарифной оплаты и стимулирующих выплат, единство в финансировании отраслевых рынков труда, укрепление конкурентоспособности бюджетных организаций на рынке труда.



Наши рекомендации