Размещение промышленности поблизости от веса сырья и готовой продукции

Размещение промышленности поблизости от веса сырья и готовой продукции - student2.ru

Если сырье тяжелее конечных продуктов, то экономия на транспортных издержках достигается за счет размещения ближе к источникам сырья.

Размещение промышленности поблизости от веса сырья и готовой продукции - student2.ru

Если конечная продукция тяжелее сырья, то размещение предприятия тяготеет к рынку.

Предприниматель будет строить заводы в местах с минимальным уровнем транспортных издержек и стоимости рабочей силы.

Для некоторых отраслей важное экономия на издержках возрастает за счет компактного размещения (например, в промышленном парке), которое позволяет пропорционально сообща оплачивать коммунальные услуги и пользоваться научно-техническими разработками.

Рассмотрим подробнее функциональные зависимости каждого из факторов производства.

Транспортные издержки зависят от веса перевозимых материалов и дальности перевозок. Этот показатель, измеряемый тонно-километрами, является одним из важнейших для оценки эффективности работы транспорта.

Влияние стоимости рабочей силы выявляется через рабочий коэффициент, рассчитываемый как отношение издержек на рабочую силу к суммарному весу расходных материалов и готовой продукции. В тех случаях, где коэффициент высок, промышленные предприятия мигрируют от точки минимальных перемещений, поскольку экономия издержек на рабочую силу компенсирует более высокие транспортные издержки.

Агломерационная экономия (экономия от укрупнения) позволяет добиться значительного роста прибылей. Сосредоточение индустриальных объектов может быть обусловлено комплексной разработкой локализованных природных ресурсов или размещением предприятий в крупных транспортных узлах. Этот фактор может побудить предпринимателей отказаться от мест, где транспортные издержки и стоимость рабочей силы минимальны. Пределом безграничного увеличения прибылей от агломерации служит рост цен на земельные участки, который, наоборот, стимулирует рассредоточение промышленных предприятий.

В зависимости от взаимного сочетания главных показателей (объема и стоимости перевозок, значения рабочего коэффициента и экономии от агломерации) Вебер выделил группы отраслей промышленности, каждая из которых имеет свои принципы размещения:

1. Отрасли, ориентированные на переработку повсеместных материалов, располагаются, как правило, около рынков сбыта. Если разместить эти предприятия около источников сырья, возникнут непроизводительные затраты на перевозку громоздкой продукции.

2. Отрасли, ориентированные на источники сырья, так как в их производстве используются материалы, потеря веса которых при переработке максимальна.

3. Отрасли, предприятия которых размещены в промежуточных пунктах, если используются материалы с одинаковой потерей веса при переработке.

Модель Тинбергена. Каково будет оптимальное (т. е. с минимальными производственными и транспортными издержками) размещение промышленных центров в стране с замкнутой экономикой, где сельскохозяйственное производство и население распределены равномерно?

Размещение промышленности поблизости от веса сырья и готовой продукции - student2.ru Размещение промышленности и социально-экономические издержки. Линии равных транспортных издержек свидетельствуют о том, что снабжение продовольствием одного центра (А), где сосредоточены промышленные предприятия, может обойтись дороже, чем нескольких разбросанных центров с тем же суммарным объемом спроса (Б). Это распространяется и на социальные издержки, в частности затраты по перевозке маятниковых мигрантов и на строительство жилья в крупных центрах иммиграции.

Сравнение транспортных издержек показало, что снабжение продовольствием одного центра, где сосредоточены все промышленные предприятия, обходится намного дороже, чем нескольких разбросанных центров с тем же объемом спроса. Таким образом, при высоких издержках на транспортировку наиболее оптимальной будет децентрализация промышленного производства по многим мелким центрам.

Сосредоточение промышленности в небольшом числе крупных центров будет оптимальным вариантом размещения лишь при высоких транспортных издержках на перевозку продукции специализированных отраслей.

Размещение промышленности и иерархия населенных пунктов. Размещение локализованных и повсеместно распространенных отраслей промышленности (строительство, издательская деятельность, пищевая промышленность) «привязано» к городам разного уровня иерархии. Таким образом, существует зависимость между людностью городов, структурой и масштабами производств.

Локализованные отрасли имеют большие масштабы, сложное и специализированное производство. Они развиваются преимущественно в регионах с большим количеством городов, что обеспечивает минимизацию объемов перевозок. Предприятия расположены в городах таких размеров, людность и емкость рынка сбыта которых достаточно велики для развития этих отраслей.

Повсеместно распространенные отрасли с небольшими масштабами производства более тесно связаны с потребительским рынком, чем с другими отраслями промышленности. Исключением является, пожалуй, только пищевая промышленность, связанная с поставщиками сельскохозяйственной продукции и с заводами, выпускающими тару. Концентрация предприятий повсеместных производств в отдельных, но близко расположенных населенных пунктах обеспечивает экономию только при наличии тесных производственных связей.

Небольшие по численности жителей населенные пункты имеют, как правило, ограниченный набор повсеместных отраслей: в их окрестностях размещаются рудники, шахты, карьеры, а в самих городах — ремонтные мастерские, пищевая промышленность, производство стройматериалов.

По мере увеличения размеров населенных пунктов значение добывающей промышленности в них падает, а обрабатывающей промышленности растет. Доля населения, занятого в обрабатывающей промышленности, значительно выше в городах средних размеров, чем в крупных, где важнейшее значение приобретает сфера услуг — образование, банковская деятельность, управление, связь.

Размещение промышленности поблизости от веса сырья и готовой продукции - student2.ru Модель жизненного цикла продукта Вернона (1966 г.). На каждом из этапов (разработка, рост спроса, «зрелость», «старость») географическое положение производства меняется — от центральных к периферийным районам страны, затем перемещается в менее развитые страны с дешевой рабочей силой.

Модель жизненного цикла продукта Вернона (1966 г.) Модель рассматривает четыре этапа «жизни» продукта — от разработки до моральной «старости». На каждом из этапов (разработка, рост спроса, «зрелость», «старость») производство меняет свое географическое положение — от центральных к периферийным районам страны, затем перемещается в менее развитые страны с дешевой рабочей силой.

Разработка продукта ведется в экономических центрах стран, где имеется высококвалифицированная, но малочисленная рабочая сила. По мере роста производства и стандартизации технологического процесса, растущее производство требует притока рабочей силы. На этапе «зрелости» продукта производство сдвигается к периферийным районам с более дешевой рабочей силой. «Старость» продукта наступает, когда происходит снижение продаж из-за конкуренции лучшей и более дешевой продукции. Производство перемещается в менее развитые страны или прекращается.

Модель многозаводской фирмы Хамфри (1988 г.) В последние десятилетия факторы размещения промышленности, рассмотренные выше, практически потеряли свое значение. В настоящее время, когда решения о размещении предприятий принимают крупнейшие ТНК, производственные цепочки рассредоточиваются по территории одной или нескольких стран.

Выбор местоположения стал все более носить глобальный и стратегический характер. Так, штаб-квартиры компаний, в которых топ-менеджеры принимают стратегические решения о развитии производства, располагаются в «мировых (глобальных)» городах.

Научно-исследовательские центры, в которых разрабатываются новые продукты, размещаются в промышленных парках и технополисах. Важнейшим фактором размещения становится наличие высококвалифицированных кадров.

Заводы, в которых производится конечная продукция, размещаются в периферийных районах с дешевой рабочей силой и удобным географическим положением, или в других странах.

 
 

Наши рекомендации