Вопрос 1. Цели управления запасами. Виды запасов
Тема 7. Лекция
Основы управления запасами
Учебные вопросы:
- Цели управления запасами. Классификация запасов
- Основные задачи, условия и издержки формирования и поддержания запасов
- Основные системы управления запасами
Введение
Управление запасами является ключевой функцией, составляющей наиболее важную сферу логистической системы, как с точки зрения трудоемкости, так и связанных с нею затрат. Запасы в том или ином виде присутствуют на всем протяжении логистических каналов, иммобилизуя значительную часть оборотного капитала фирмы. Затраты на управление запасами составляют 40% и более от общих логистических издержек. Запасы как экономическая категория играют важную роль в сферах снабжения производства и обращения продукции. С переходом к рыночным отношениям меняется подход, как к содержанию самого понятия запасов, так и к их классификации.
Снабженческие, производственные и сбытовые запасы составляют совокупные запасы фирмы и являются объектом оптимизации с позиции общих издержек.
Вопрос 1. Цели управления запасами. Виды запасов.
В логистике термин «запас» применяется только в приложении к материальным потокам. Запасы в логистике и в управлении цепями поставок составляют товарно-материальные ценности.
Товарно-материальныеценности, из которых формируются запасы в логистике, разделяют по этапу бизнес-процесса на следующие категории объектов рис. 1:
1) сырье и материалы;
2) незавершенное производство;
3) готовая продукция;
4) товары;
5) отходы.
С одной стороны, запас формируется в результате пополнения товарно-материальных ценностей входящими материальными потоками (поставками), с другой стороны, за счет отгрузок (поставок, продаж, реализации), которые формируют выходящий материальный поток звена, содержащего запас (рис. 2).
Рис.1.2. Модель формирования запаса в звене цепей поставок.
Главная цель создания запаса – обслуживание заказов потребляющего звена (потребителя, клиента, покупателя). Поэтому, если характеристики входящего материального потока полностью совпадают с характеристиками выходящего материального потока, запас не образуется. Входящие товарно-материальные ценности сразу же передаются потребителю. В этом случае реализуется принцип поставки «точно в срок».
Когда характеристики выходящего материального потока не отвечают характеристикам входящих материальных потоков появляется запас. В такой ситуации необходимо предварительное накопление товарно-материальных ценностей, создание запаса с тем, чтобы было возможно в требуемой мере обслуживать заказы потребителя.
Таким образом, запас формируется при наличии несогласованных действий смежных звеньев цепей поставок. Запас является инструментом согласования совместного функционирования этих звеньев. Он позволяет обеспечить требования потребителя и выгодные условия работы поставщика.
Запасы относятся к числу объектов, требующих больших капиталовложений и поэтому представляют собой один из факторов, определяющих политику предприятия, и воздействуют на уровень логистического обслуживания в целом.
Все ЛС используют запасы. Поэтому важна разработка оптимальной стратегии управления запасами. В качестве запасов можно рассматривать сырье, полуфабрикаты, комплектующие и готовую продукцию. Задача управления запасами напрямую связана с организацией процесса закупок, а также сбытом готовой продукции.
Изменение объема товарно-материальных запасов зависит от отношения к ним предпринимателей, которое определяется конъюнктурой рынка. Когда основная масса предпринимателей настроена оптимистично относительно возможностей экономического роста, они расширяют свои операции, увеличивают объем инвестиций в создание запасов. Тем не менее колебания уровней запасов вызываются не одним лишь инвестированием. Важным фактором здесь выступает качество принимаемых решений, и какая технология управления запасами используется.
Существует много причин создания запасов, однако общей причиной является стремление субъектов к экономической безопасности. При этом высокая стоимость создания запасов и неопределенность условий сбыта не способствуют возрастанию значимости поддержания высокого уровня запасов в глазах руководства фирмы, поскольку противоречат повышению эффективности производства. Также сильнейшей причиной создания запасов является стоимость их отрицательного уровня (дефицита).
Другими причинами создания запасов являются:
- Обеспечение непрерывности производственного процесса.
- Периодичность производства поставщиками отдельных видов продукции.
- Особенности транспортировки от поставщика до потребителя, связанные с несовпадением ритма производства продукции с ритмом потребления.
- Ценовые факторы. Уменьшение и увеличение цены в общем стимулирует увеличение уровня запасов (аналогия: спад и повышение деловой активности приводит к увеличению ставки процента).
- Колебания спроса.
- Сбои в производственном процессе.
Нехватка запасов приводят к следующим издержкам:
1. Издержки в связи с невыполнением заказа (задержкой с отправкой заказанного товара)
Дополнительные затраты на продвижение и отправку товаров того заказа, который нельзя выполнить за счет имеющихся товарно-материальных запасов.
2. Издержки в связи с потерей сбыта – когда постоянный заказчик обращается в другую фирму.
3. Издержки в связи с потерей заказчика – когда отсутствие запасов оборачивается не только потерей той или иной сделки, но и тем, что заказчик ищет другие источники снабжения.
Запасы играют как положительную так и отрицательную роль. Положительная-
1. Они обеспечивают непрерывность процесса производства и сбыта.
2. Сглаживают непредвиденные колебания спроса, сбои в поставках и производственном процессе.
3. Повышают надежность реализации принятых решений.
Отрицательная –
1. В них замораживаются (иммобилизуются) значительные финансовые ресурсы и объемы товарно-материальных ценностей, которые могли бы быть использованы на другие цели.
2. Большие уровни запасов ГП тормозят улучшение качества продукции, т.к. фирма прежде всего заинтересована в их реализации до инноваций в качество.
3. Наличие значительных запасов в снабжении, производстве и сбыте препятствуют интеграции субъектов в экономической системе и внедрении концепции общих затрат, т.к. изолирует логистические звенья (субъекты) и стадии бизнеса друг от друга.
Основной проблемой управления запасами является согласование (координация) часто противоположных целей различных сфер бизнеса фирмы (маркетинга, производства и финансов) по отношению к запасам.
Служба маркетинга заинтересована как можно в большем уровне удовлетворения потребителей для чего необходимо поддержание высокого уровня запасов, способных быстро и качественно реагировать на изменение спроса.
С позиции производства запасы должны прежде все обеспечивать непрерывность проиводственно-технологического цикла, предотвращать сбои из-за отсутствия МР и НП и в тоже время минимизировать затраты связанные со снабжением.
Финансовый отдел заинтересован в как можно меньшем уровне запасов. В логистической системе с точки зрения оборотного капитала это означает ускорение оборачиваемости запасов: уменьшения общих издержек, связанных с управлением запасами; повышения отдачи на вложенные в запасы инвестиции.
Классификация запасов
Классификация запасов необходима для решения минимум двух задач:
1) конкретизации объекта изучения в рамках заданного материального потока;
2) управления запасами в рамках заданной логистической системы (хоз. субъекта).
Классификация по месту нахождения:
- у поставщиков;
- у потребителей;
- у торговых посредников;
- в производстве.
Классификация по отношению к логистическим функциям:
- складские;
- транспортные(в пути, транзитные);
- грузопереработки.
Классификация по функциональному предназначению:
- текущие – обеспечивают непрерывность обеспечения между двумя поставками;
- подготовительные (технологические) – выделяются из производственных запасов при необходимости дополнительной их подготовки перед использованием в производстве (сушка леса и т.п.);
- гарантийные (страховые) – для непрерывного обеспечения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств (отклонения в периодичности и величине партий поставок от запланированных, изменения интенсивности потребления, задержки поставок в пути). В отличии от текущих, размер гарантированных запасов величина постоянная (на подобие неприкосновенного запаса).
- сезонные – образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки. Должны обеспечить нормальную работу во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или транспортировке.
- спекулятивные – создаются на фирмах в целях защиты от возможного повышения цен или введения квот, тарифов на ввоз.
- устаревшие (неликвидные) запасы – образуются в случае ухудшения качества товара и морального износа (т.е. когда логистический цикл производства и дистрибуции не совпадают с жизненным циклом товара).
Виды запасов по времени учета
Максимально желательный - уровень запаса экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Используется как ориентир при расчете объема заказа.
Пороговый уровень – используется для определения момента времени осуществления очередного заказа.
Текущий запас – соответствует уровню запаса в любой момент времени. Может совпадать с максимально желательным, пороговым и гарантийным.
Гарантийный (страховой) запас – используется для определения момента времени принятия экстренных мер для пополнения запасов.