Анализ оплаты труда на предприятие ПМС-12
1. Характеристика Путевой машинной станции № 12
Путевая машинная станция № 12 является структурным подразделением Московской дирекции по ремонту пути - структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути - филиала ОАО «РЖД» без права юридического лица, наделяется имуществом, учитываемом на балансе ПМС-12 имеет текущие счета в банках, открытые для него ОАО «РЖД». Официальное сокращенное название: ПМС-12 Московской ДРП ЦДРП - филиала ОАО «РЖД».
Структурное подразделение создано с целью организации управления производственной деятельностью для обеспечения потребностей ОАО «РЖД», а также сторонних потребителей в услугах производства ремонтно-путевых работ, обеспечение эксплуатационной и перевозочной деятельности, безопасности движения поездов, удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности и получения его прибыли.
Путевая машинная станция № 12 осуществляет следующую деятельность:
- все виды ремонта основных средств железной дороги;
- оказание ремонтных услуг сторонним организациям;
- реализация материалов верхнего строения пути, не пригодных для повторного использования.
Для достижения указанной цели и выполнения названных задач ПМС-12 вправе в порядке, установленном законодательством и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, осуществлять следующие виды деятельности:
- изготовление и ремонт рельсовых плетей стыкового пути, рельсов с изолирующими стыками, шпал, скреплений верхнего строения пути, строительных конструкций;
- сварка, шлифовка и иная обработка рельсов, металлических элементов стрелочных переводов в стационарных и полевых условиях;
- погрузочно-разгрузочные работы, в т.ч. с опасными грузами и иные транспортные работы и услуги;
- заключение договоров на капитальный ремонт основных средств, модернизацию основных средств, железнодорожного пути и материалов верхнего строения пути в порядке, установленном распорядительными документами ЦДРП и с ограничениями, предусмотренными в доверенности, выданттой начальнику ПМС-12 в порядке нотариального передоверия начальником ЦДРП или иным надлежащим образом уполномоченными лицами;
организации внедрения новых технологий и технологических процессов;
- разработка мероприятий, обеспечивающих снижение себестоимости выполняемых работ (услуг, продукции) и повышение рентабельности производства;
- научно-техническая деятельность, разработка и внедрение новых технологий, оборудования и средств малой механизации в целях развития производственных мощностей;
- лечение земляного полотна;
- реконструкция станций и сооружений;
- планово-предупредительная выправка пути машинами;
- обслуживание железнодорожных путей и контроль состояния материалов верхнего строения пути;
- работы по снегоборьбе;
- изготовление, ремонт и техническое обслуживание железнодорожных сооружений, подвижного состава, устройств, устройств установок, машин, оборудования, технических и транспортных средств;
- реализация строительных конструкций и изделий, строительных материалов верхнего строения пути, заготовка и переработка металлолома в соответствии с установленным распорядительными документами ЦДПР;
-выполнение монтажных, пусконаладочных, строительно-монтажных работ;
-научно-технические работы, разработка и внедрение новых технологических средств, технологий и оборудования;
-приобретение, хранение, транспортировка горюче-смазочных материалов, материалов верхнего строения пути и других материалов для осуществления ПМС-12 видов деятельности, предусмотренных настоящим положением, в порядке, установленном распорядительными документами ЦДРП и с ограничениями, предусмотренными в доверенности, выданной начальнику ПМС-12 в порядке нотариального передоверия начальником ЦДРП или иными надлежащим образом уполномоченными лицами и в пределах выделенных на указанные цели лимита денежных средств;
- бытовое обслуживание;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников;
- культурно-массовая и спортивно-оздоровительная работа, организация отдыха работников;
- организация конференций, семинаров, выставок;
- защита сведений, составляющих государственную тайну;
- сбор лома черных и цветных металлов, его переработка и реализация в порядке, установленном распорядительными документами ОАО «РЖД» и ЦДРП и с ограничениями, предусмотренными в доверенности, выданной начальнику ПМС-12 в порядке нотариального передоверия начальником ЦДРП или иными надлежащим образом уполномоченными лицами;
- производство и реализация продукции и услуг сторонним потребителям в порядке, установленном распорядительными документами ОАО «РЖД» и ЦДРП и с ограничениями, предусмотренными в доверенности, выданной начальнику ПМС-12 в порядке нотариального передоверия начальником ЦДРП или иными надлежащим образом уполномоченными лицами;
- хранение, учет и освежение материалов государственного запаса;
организация и проведение мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне и других мероприятий, в условиях военного положения и чрезвычайного положения.
2. Анализ показателей по труду
Списочный состав ПМС-12 по состоянию на 31 декабря 2010 года составил 367 человек. Характеризуя численность работников основных профессий, следует отметить, что штат монтеров пути, согласно утвержденного штатного расписания, составляет 127 человек, машинисты и помощники 110 человек.
Всего на предприятии 26 руководителей, в состав которых входят заместители начальника, главный инженер, главный механик, старшие дорожные и дорожные мастера.
Технологи, ведущий экономист, нормировщик, инженер по охране труда и кадрам входят в штат специалистов ПМС-2, их численность составляет 13 человек.
Имея парк автотранспорта, в ПМС-12 выделяется участок эксплуатации и ремонта автотранспорта и путевой техники, в который входят 14 должностей водителей.
К прочим профессиям, обслуживающим производственно - технический процесс относятся машинисты кранов, бульдозеров, автогредеров, слесаря, электрогазосварщики, водители, уборщики производственных помешений, аппаратчики, повара, операторы электронно - вычислительных машин,слеся - сантехники, кондуктора и распределители работ. В штате ПМС-12 их 77 человек.
Из детального анализа штатного расписания ПМС-12, (рисунок 1) можно сделать вывод, что руководители составляют 7% всего штата работников ПМС-12, специалисты 4%, рабочие основных профессий 65%, в том числе 35% монтеры пути, 30% машинисты и помощники машинистов железнодорожно-строительных машин, прочие профессии 24%, в том числе водители автотранспорта 4%.
Рис.3.2 Анализ списочного состава
Анализируя среднесписочную численность работников ПМС-12 за последние несколько лет (таблица 1), следует отметить динамику снижения в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 8,1%, в 2010 по сравнению с 2009 годом на 1%.
Снижение объясняется оптимизацией списочного состава мероприятиями по предоставлению дополнительных дней отпуска без сохранения заработной платы, высвобождение работников пенсионного возраста, естественным оттоком контингента (в 2009 и 2010 году выполнялось распоряжении о временном запрете на прием работников).
Снижение численности контенгента в 2009 году по сравнению с 2008 годом объясняется выделением штата бухгалтеров (в количестве 6 штатных единиц) из состава предприятия ПМС-12 и формирования сводной группы учета и отчетности в целях оптимизации учета на предприятиях железнодорожного транспорта согласно указания ОАО «РЖД».
Таблица 1
Анализ среднесписочной численности, чел
Наименование должности | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Всего среднесписочная численность. чел том числе: | ||||
Монтеры пути, чел | ||||
Машинисты, чел | ||||
Руководители и специалисты, чел | ||||
Прочие профессии, чел |
Среднемесячная заработная плата по Путевой машинной станции № 12 за 2010 год составила 26 361 руб., в том числе заработная плата руководителей и специалистов 32 364 руб., монтеров пути 24 350 руб., машинистов и помощников машинистов ЖДМС 26 320 руб:
Среднемесячная заработная плата руководителей и специалистов складывается из установленного должностного оклада и определенного процента премии за выполнение основных показателей предприятия.
Среднемесячная заработная плата монтеров пути и машинистов складывается из расценки часовой тарифной ставки и процента премии, установленного на основании Положении о премировании.
В качестве стимулирующих дополнительных выплат применяется оплата профессионального мастерства, единовременные поощрения.
В зависимости от региона и отдаленности местонахождения перегона рабочим и руководителям производятся региональные, разъездные и командировочные выплаты, установленные и регулируемые соответствующими нормативными документами и Распоряжениями.
На основании карты аттестации рабочего места рабочим производятся выплаты за вредные условия труда.
Материальную помощь к отпускным выплатам начисляют и выплачивают один раз в год, не зависимо от того за какой период предоставляется отпуск и срок которого должен равняться не менее чем 14 календарных дней.
Кроме того, на основании действующего законодательства на предприятии производятся выплаты учебных отпусков и оплата больничных листов.
Проводя сравнительный анализ уровня среднемесячной заработной платы (рисунок 2) следует отметить, что заработная плата машинистов и помощников машинистов выше чем монтеров пути в связи с тем, что средний разряд монтеров пути 4,5, средний разряд машинистов железнодорожно-строительных машин 6,8, помощников машинистов железнодорожно-строительных машин 5,4
Рис.2 Сравнительный анализ среднемесячной заработной платы рабочих
основных профессий и руководителей
Анализируя среднемесячную заработную плату по Путевой машинной станции за последние несколько лет (таблица 2), следует обратить внимание на ряд факторов.
Рост заработной платы объясняется ежегодной индексацией окладов и часовых тарифных ставок. Таким образом, индексация за 2007 год составила 3,5 %; за 2008 год 19,4 %; за 2009 год на 9,8 %; за 2010 год 6,9 %.
Снижение уровня среднемесячной заработной платы в 2009 году по сравнению с 2008 году на 1 % объясняется отменой работы в выходные дни.
Таблица 2
Динамика среднемесячной заработной платы, руб
Среднемесячная заработная плата | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 20 10 год |
Всего ПМС- 12, руб | 19 100 |
Анализируя среднемесячную заработную плату за несколько лет,необходимо отметить динамику роста (рисунок 3), однако в 2008 году среднемесячная заработная плата выше, уровня 2009 года, что объясняется увеличением среднего процента премии и выплат премий стимулирующего характера.
Рис.3динамика роста среднемесячной заработной платы
Для более детального анализа структуры заработной платы необходимо выявить удельный вес каждого из выплат, составляющих фонд оплаты труда и изучить производственно- технические факторы, влияющие на динамику его изменений в разрезе видов оплат труда (таблица 3).
Таблица 3.
Структура фонда оплаты труда по ПМС-12 За 2007-2010 год, тыс.руб.
Наименование вида оплат | Код оплат | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Должностной оклад, тариф | 6921 36821 | 7890 41974 | 8663 40089 | 8261 40269 | |
Премия за выполнение основных показателей | 3114 23615 | 5128 34482 | 5024 30567 | 9243 30952 | |
Доплата за вредные условия труда | |||||
Доплата за руководство бригадой | |||||
Доплата за профессиональ-ное мастерство | |||||
Доплата за разъездной характер работы | |||||
Региональная надбавка | |||||
Доплата за работу в ночное время и выходные дни | |||||
Сдельный приработок | 23а | ||||
Материальная помощь к отпуску | |||||
Единовременная премия | |||||
Прочие выплаты | |||||
Всего ФОТ в год |
Анализируя структуру фонда оплаты труда по видам выплат необходимо отметить динамику роста должностных окладов и тарифных ставок в связи с ежегодной индексацией заработной платы. За 2008 год индексация по отношению к 2007 составила 14%, за 2009 год по отношению к 2008 году 9,8%, за 2010 год по отношению к 2009 году на 6,9%.
Премия за выполнение основных показателей инженерно-технических работников в 2010 году в среднем составила 43% от должностного оклада, что меньше уровня прошлого года на 15%. Премирование осуществляется за выполнение плана ремонтно-путевых работ, сдачи километров в текущую эксплуатацию с оценкой «хорошо» и «отлично», выполнение плана по прочим видам деятельности, выполнения задания по производительности труда, не превышение установленного задания по эксплуатационным расходам.
Премирование рабочих осуществляется на основании Положения о премировании, утвержденным начальником Московской дирекции по ремонту пути. Средний процент премии рабочих 75%.
Материальная помощь к отпуску выплачивается на основании заявления и Протокола о выплате материальной помощи в соответствии с Положением о выплате материальной помощи. Размер ее составляет 20% от должностного оклада.
Доплата за вредные условия труда начисляется пропорционально отработанному времени, в соответствии с размером процента установленным Аттестационными картами рабочих мест. В перечень профессий по ПМС-12, дающий право на доплату за вредные условия труда входят монтеры пути, машинисты ЖДСМ, помощник машиниста, бульдозеристы, автогредеристы, кондукторы грузовых поездов, аппаратчик химической чистки, аккумуляторщик. Доплата определяется в зависимости от профессии в размере от 4 до 12% от тарифной ставки.
Доплата за руководство бригадой начисляется бригадиру в размере от 10 до 15% от тарифа в зависимости от количества человек в бригаде.
Надбавка за профессиональное мастерство устанавливается на основании Приказа и Положения в целях стимулирования повышения профессионального мастерства. Размер надбавки устанавливается в соответствии с решением комиссии и выплачивается за фактически отработанное время в пределах фонда оплаты труда.
Доплата за разъездной характер работы устанавливается на основании Порядка выплат надбавок и компенсаций работникам, работа которых имеет разъездной характер. Если работники находятся в разъездах 12 и более дней доплата составляет 20% тарифной ставки или оклада, от 8 до 11 дней в размере 15%.
Региональная надбавка выплачивается в зависимости от места проведения работ (Московская область).
Доплата за работу в выходные дни осуществляется на основании действующего законодательства.
Сдельный приработок начисляется в зависимости от нормы выработки по нарядам при сдельной оплате труда и составляет в среднем от 15 до 25%.
Единовременные премии выплачиваются за индивидуальные показатели в пределах фонда оплаты труда.
Рис.4 Анализ среднемесячной заработной платы по видам выплат
Анализ фонда оплаты труда по видам оплат (рисунок 4) показал, что наибольший удельный вес приходится на долю должностных окладов и тарифных ставок. В 2010 году он составляет 42,2%всего фонда, в 2009 году 4. 6% . Этот вид выплат устанавливается штатным расписанием предприятия, является фиксированным, кроме условия индексации окладов и тарифных ставок, и обязательным к выплате ежемесячно за фактически отработанное время.
Удельный вес в общем фонде оплаты труда премии руководителей, специалистов и рабочих в 2010 году составил 35%, что выше уровня 2009 года на 1,7%. Выплаты по данному виду производится при условии выполнения основных показателей за фактически отработанное время при наличии планового объема фонда оплаты труда. Сумма определятся на основании установленного процента, выплата носит не фиксированный характер и корректируется ежемесячно.
Материальная помощь к отпуску составляет 10,1% в общем фонде, в 2009 году 10,3%.
На долю прочих выплат в фонде оплаты труда приходится 12,7% в 2010 году, что выше уровня прошлого года на 1,9%.
Заключение
В условиях рынка изменяются подходы к оплате труда, оплачиваются не затраты, а результаты труда - признание рынком продукта труда в качестве товара. Средства от реализации товаров становятся высшим критерием для оценки количества и качества труда товаропроизводителей и основным источником их личных доходов.
Данная курсовая работа состоит из трех глав:
1. Понятие, виды и экономическое содержание оплаты труда
2. Методология проведения анализа фонда оплаты труда
3. Анализ оплаты труда на предприятие ПМС-12
В первой главе дается само понятие (сущность) оплаты труда. В этой главе говорится о том, что в рыночной модели организации оплаты труда на первом месте стоит заинтересованность работника в результатах своего труда. Личные результаты трудовой деятельности работника увязываются с уровнем его оплаты посредством многообразных систем оплаты, которые могут быть простыми, сложными, сдельными, повременными, коллективными, индивидуальными, пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.
В данной главе раскрывается сущность, понятие наиболее распространенных форм и систем оплаты труда:
- сдельная оплата туда и ее виды;
- повременная оплата труда и ее виды;
- тарифная система оплаты труда;
- бестарифная система оплаты труда;
- поощрительные системы оплаты труда;
- иные (нетрадиционные) системы оплаты труда.
Система оплаты труда - это способ соизмерения оплаты за труд с его результатами.
Из всего разнообразия существующих форм и систем оплаты труда каждый предприниматель выбирает ту систему, которая в наибольшей степени соответствует конкретным условиям производства (характеру выпускаемой продукции, конкретному технологическому процессу, уровню управления, рынку сбыта, объему спроса и так далее).
Выбор предприятием той или иной формы (системы) оплаты труда зависит от многих факторов, но в любом случае в современных условиях выбранная система должна отражать стоящие перед ним стратегические цели, управленческую философию его руководителей, традиции, а также учитывать находящиеся в его распоряжении ресурсы и материальные интересы работников. Критерием правильности выбора системы оплаты труда должна быть ее экономическая эффективность.
От того, какая система оплаты труда используется на предприятии, зависит структура заработной платы работников: преобладает ли в ней условно-постоянная часть (тариф, оклад) или переменная (сдельный приработок, премии).
Соответственно разным будет и влияние материального поощрения на показатели деятельности работника или коллектива.
Вторая глава методология анализа оплаты труда на предприятии. В данной главе описываются основные этапы анализа оплаты труда.
Третья глава непосредственно анализ оплаты труда на предприятие ПМС-12.
В ходе анализа фонда оплаты труда на предприятие ОАО РЖД ПМС-12 выявленна динамика роста должностных окладов и тарифных ставок в связи с ежегодной индексацией заработной платы. За 2008 год индексация по отношению к 2007 составила 14%, за 2009 год по отношению к 2008 году 9,8%, за 2010 год по отношению к 2009 году на 6,9%.
Для того, чтобы у работников был стимул к труду, их нужно поощрять, предоставляя им путевки в санатории, базы отдыха, предоставлять путевки в лагеря детям работникам и так далее.
Материальное стимулирование заключается в различных премиях, надбавках, доплатах к заработной плате работников.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II.- М.: Проспект, 2008.
2. Трудовой кодекс Российской федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ
3. Мазманова Б.Г., Управление оплатой труда: Учеб. Пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003 - 368 с.: ил.
4. Любушин Н.П. Теория экономического анализа: Учеб. Пос.- М.: Юристъ, 2002. – 480 с.
5. Экономика предприятия: Учебник под ред. проф. П.Э.Шлендера и проф. Ю.П.Кокина. - М.: Юристъ, 2002. - 592 с.
6. Газета «Консультант Плюс» № 1 (87) Январь 2009 года.
7. Журнал "Нормативные документы для бухгалтера" №4, февраль 2004г, стр.67
8. Дудченко О.Н. ЗАРПЛАТА: расчет и учет. Учебно - практическое пособие. – М.: Издательство "Экзамен", 2004. – 192 с.
9. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2004. – 592 с.- /Серия "Высшее образование"/.
10. Новодворский В.Д. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учеб. пособие. – М.: 2003. – 464 с. – /Серия "Высшее образование"/.
11. Перминова О.В. Расчет больничных: новые разъяснения, сложные вопросы, особенности расчетов для фирм на "упрощенке" и ЕНВД, отчетность. – М.: Главбух, 2004. – 128 с.
12. Полонский Ю.Д. Упрощенная система налогообложения.– 5-е изд. перераб. и доп. – М.: "Ось-89", 2004.- 208 с.
13. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 425 с. - /Серия "Высшее образование"/.
Приложение