Цели, задачи и методы анализа прибыли
Анализ прибыли представляет собой процесс исследования условий и результатов ее формирования и использования для того, чтобы выявить резервы дальнейшего повышения эффективности управления прибылью на предприятии.
По целям осуществления анализ прибыли предприятия подразделяется на различные формы в зависимости от следующих признаков (Таблица 2):
Таблица 2 - Основные формы анализа прибыли (по целям исследования)
Классификационный признак | Параметр | ||
1. В зависимости от объекта исследования | 1.1 Анализ формирования прибыли | 1.2.Анализ распределения прибыли | |
2. В зависимости от организации проведения | 2.1 Внешний анализ прибыли | 2.2. Внутренний анализ прибыли | |
3. В зависимости от масштабов деятельности | 3.1 Анализ прибыли по предприятию в целом | 3.2. Анализ прибыли по структурному подразделению | 3.3 Анализ прибыли по отдельной операции |
4. В зависимости от объема исследования | 4.1. Полный анализ прибыли | 4.2. Тематический анализ прибыли | |
5. В зависимости от периода проведения | 5.1 Предварительный анализ прибыли | 5.2 Текущий (операционный) анализ прибыли | 5.3. Последующий (ретроспективный) анализ прибыли |
Для решения конкретных задач применяется целый ряд специальных систем и методов анализа прибыли, позволяющих получить количественную оценку отдельных аспектов ее формирования, распределения и использования, как в статике, так и в динамике (Таблица 3)
Таблица 3. Методы анализа прибыли
Системы проведения анализа | Виды анализа |
1. Горизонтальный (трендовый) анализ | 1.1. Сравнение показателей формирования, распределения и использования прибыли с показателями: - предшествующего периода - аналогичного периода прошлого года - за ряд периодов 1.2 Исследование влияния факторов на изменение показателей прибыли |
2. Вертикальный анализ (структурный анализ) | 2.1 Анализ прибыли (доходов, затрат) по отдельным сферам деятельности 2.2 Анализ прибыли по отдельным видам продукции 2.3 Анализ отдельных видов налоговых платежей в общей сумме, уплачиваемой предприятием. 2.4. Структурный анализ активов 2.5. Структурный анализ капитала 2.6. Структурный анализ распределения или использования полученной прибыли |
3. Сравнительный анализ | 3.1 Сопоставление значений отдельных групп аналогичных показателей между собой: - уровень прибыли (доходов, затрат) данного предприятия и среднеотраслевых; - уровень прибыли (доходов, затрат) данного предприятия и конкурентов; - показателей прибыли (доходов, затрат) отдельных структурных подразделений; - анализ отчетных и плановых показателей |
4. Анализ рисков | 4.1 Анализ уровня прибыли и рисков по операциям во всех сферах деятельности: производственной, инвестиционной, финансовой. |
5. Анализ коэффициентов | 5.1 Коэффициенты рентабельности 5.2 Коэффициенты эффективности распределения прибыли 5.3. Другие группы коэффициентов: - коэффициент текущей платежеспособности -коэффициент автономии - коэффициенты оборачиваемости активов (капитала) |
6. Интегральный анализ | 6.1 «Модель Дюпона» 6.2 Объективно-ориентированный анализ прибыли 6.3. Портфельный анализ прибыли |
В процессе анализа используются следующие показатели прибыли (Рисунок 2):
1) Маржинальная (валовая) прибыль – разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализации продукции.
2) Прибыль от реализации продукции (операционная прибыль) – разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода.
3) Балансовая прибыль (результат отчетного года) – финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы.
4) Налогооблагаемая прибыль – разность между суммой балансовой прибыли и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается.
5) Чистая (нераспределенная) прибыль – прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений.
6) Капитализированная (реинвестированная) прибыль – часть нераспределенной прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов.
7) Потребленная прибыль – та ее часть, которая израсходована на выплату дивидендов, премии персоналу предприятия или социальных программ.
Основные задачи анализа прибыли:
- систематический контроль над процессом формирования финансовых результатов;
- определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;
- выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины;
- оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
- разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.
Основные источники информации для анализа:
- данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов;
- «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2);
- «Отчет о движении капитала» (форма № 3);
- «Приложение к балансу» (форма № 5);
- Прочая информация (данные бизнес-плана предприятия)
|
Рисунок 2 - Схема формирование прибыли предприятия (Савицкая Г.В.)
Показатели, которыми описываются результативность, экономическая эффективность и целесообразность деятельности предприятия, могут быть разделены на две группы показателей:
- экономического эффекта;
- экономической эффективности
Экономический эффект – абсолютный показатель, характеризующий результат деятельности в денежной оценке. Так, основным показателем, определяющим безубыточность предприятия, является чистая прибыль.
Экономическая эффективность – это относительный показатель, дополняющий абсолютный показатель. Он соизмеряет получаемый эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения эффекта. Формула расчета:
Анализ прибыли
Последовательность проведения анализа прибыли включает следующие этапы : (Савицкая Г.В.)
1) Анализ состава и динамики прибыли. Анализ прибыли начинают с изучения показателей по следующей схеме (Таблица 4).
Таблица 4 - Анализ состава, динамики и выполнения плана прибыли за отчетный год
Показатели | Прошлый год | Отчетный год | Прибыль отчетного периода в ценах базового периода, тыс. руб. | ||||
Сумма тыс. руб. | Доля, % | План | Факт | ||||
Сумма, тыс. р. | Доля, % | Сумма, тыс. р. | Доля, % | ||||
Прибыль от реализации продукции | |||||||
Прочие операционные доходы | |||||||
Прочие операционные расходы | |||||||
Внереализационные доходы | |||||||
Внереализационные расходы | |||||||
Общая сумма прибыли | |||||||
Налоги из прибыли и прочие обязательные отчисления | |||||||
Прибыль от обычной деятельности | |||||||
Чрезвычайные доходы и расходы | |||||||
Чистая (нераспреде-ленная) прибыль |
2) Факторный анализ прибыли.Анализ финансовых результатов (прибыли) от реализации продукции (работ и услуг)
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого порядка (уровня соподчиненности):
объем реализации продукции (VРП);
структуры продаж (Удi );
себестоимости единицы продукции (работ, услуг) (С i);
уровня среднереализационных цен (Ц i).
Факторная модель прибыли:
3). Анализ выполнения плана и динамика прибыли от реализации отдельных видов продукции
Выполнение плана и динамика прибыли от реализации отдельных видов продукции зависит от трех факторов первого порядка:
а) объема реализации продукции;
б) себестоимости продукции;
в) среднереализационных цен.
Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:
Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц:
Ситуация-иллюстрация
Провести факторный анализ отклонения фактического уровня валовой прибыли предприятия от планового исходя из следующих данных:
Показатель | По плану (0) | Фактически (1) |
1. Выручка от реализации продукции, тыс. р. | ||
2. Себестоимость, тыс. руб. (С) | ||
3. Валовая прибыль, тыс. руб. (ВП) | ||
4. Объем реализованной продукции, ед. (Q) |
Решение:
Обозначения, принимаемые в задаче:
ВПуд – прибыль (валовая) на 1 ед. продукции; Суд – себестоимость единицы продукции; Р – цена 1 ед. продукции; Q - физический объем реализованной продукции, ед.; ΔВП (ф) – влияние фактора «Ф» на изменение валовой прибыли.
1. Определяем изменение валовой прибыли:
Рассчитаем дополнительные данные для расчета влияния факторов
Показатель | По плану | По факту |
1.Цена ед. продукции, тыс. руб. | 2800/700=4,0 | 3600/750=4,8 |
2.Себестоимость ед. продукции, тыс. руб. | 1350/700=1,928 | 1670/750=2,227 |
3.Валовая прибыль на ед. продукции, тыс. руб. | 4- 1,928=2,072 | 4,8-2,227=2,573 |
2.Определяем влияние факторов:
а) вследствие роста физического объема реализованной продукции валовая прибыль увеличилась на 103, 6 тыс. руб.;
б) из-за роста себестоимости 1 ед. реализованной продукции валовая прибыль уменьшилась на 224,25 тыс. руб.
в) рост цен на продукцию привел к увеличению валовой прибыли на 600 тыс. руб.
Такие же результаты можно было получить исходя из факторной модели
(использовать способ цепных подстановок.