Цели, задачи и методы анализа прибыли

Анализ прибыли представляет собой процесс исследования условий и результатов ее формирования и использования для того, чтобы выявить резервы дальнейшего повышения эффективности управления прибылью на предприятии.

По целям осуществления анализ прибыли предприятия подразделяется на различные формы в зависимости от следующих признаков (Таблица 2):

Таблица 2 - Основные формы анализа прибыли (по целям исследования)

Классификационный признак Параметр
1. В зависимости от объекта исследования 1.1 Анализ формирования прибыли 1.2.Анализ распределения прибыли  
2. В зависимости от организации проведения 2.1 Внешний анализ прибыли 2.2. Внутренний анализ прибыли  
3. В зависимости от масштабов деятельности 3.1 Анализ прибыли по предприятию в целом 3.2. Анализ прибыли по структурному подразделению 3.3 Анализ прибыли по отдельной операции
4. В зависимости от объема исследования 4.1. Полный анализ прибыли 4.2. Тематический анализ прибыли  
5. В зависимости от периода проведения 5.1 Предварительный анализ прибыли 5.2 Текущий (операционный) анализ прибыли 5.3. Последующий (ретроспективный) анализ прибыли

Для решения конкретных задач применяется целый ряд специальных систем и методов анализа прибыли, позволяющих получить количественную оценку отдельных аспектов ее формирования, распределения и использования, как в статике, так и в динамике (Таблица 3)

Таблица 3. Методы анализа прибыли

Системы проведения анализа Виды анализа
1. Горизонтальный (трендовый) анализ 1.1. Сравнение показателей формирования, распределения и использования прибыли с показателями: - предшествующего периода - аналогичного периода прошлого года - за ряд периодов 1.2 Исследование влияния факторов на изменение показателей прибыли
2. Вертикальный анализ (структурный анализ) 2.1 Анализ прибыли (доходов, затрат) по отдельным сферам деятельности 2.2 Анализ прибыли по отдельным видам продукции 2.3 Анализ отдельных видов налоговых платежей в общей сумме, уплачиваемой предприятием. 2.4. Структурный анализ активов 2.5. Структурный анализ капитала 2.6. Структурный анализ распределения или использования полученной прибыли
3. Сравнительный анализ 3.1 Сопоставление значений отдельных групп аналогичных показателей между собой: - уровень прибыли (доходов, затрат) данного предприятия и среднеотраслевых; - уровень прибыли (доходов, затрат) данного предприятия и конкурентов; - показателей прибыли (доходов, затрат) отдельных структурных подразделений; - анализ отчетных и плановых показателей
4. Анализ рисков 4.1 Анализ уровня прибыли и рисков по операциям во всех сферах деятельности: производственной, инвестиционной, финансовой.
5. Анализ коэффициентов 5.1 Коэффициенты рентабельности 5.2 Коэффициенты эффективности распределения прибыли 5.3. Другие группы коэффициентов: - коэффициент текущей платежеспособности -коэффициент автономии - коэффициенты оборачиваемости активов (капитала)
6. Интегральный анализ 6.1 «Модель Дюпона» 6.2 Объективно-ориентированный анализ прибыли 6.3. Портфельный анализ прибыли


В процессе анализа используются следующие показатели прибыли (Рисунок 2):

1) Маржинальная (валовая) прибыль – разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализации продукции.

2) Прибыль от реализации продукции (операционная прибыль) – разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода.

3) Балансовая прибыль (результат отчетного года) – финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы.

4) Налогооблагаемая прибыль – разность между суммой балансовой прибыли и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается.

5) Чистая (нераспределенная) прибыль – прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений.

6) Капитализированная (реинвестированная) прибыль – часть нераспределенной прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов.

7) Потребленная прибыль – та ее часть, которая израсходована на выплату дивидендов, премии персоналу предприятия или социальных программ.

Основные задачи анализа прибыли:

- систематический контроль над процессом формирования финансовых результатов;

- определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;

- выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины;

- оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

- разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.

Основные источники информации для анализа:

- данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов;

- «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2);

- «Отчет о движении капитала» (форма № 3);

- «Приложение к балансу» (форма № 5);

- Прочая информация (данные бизнес-плана предприятия)

Цели, задачи и методы анализа прибыли - student2.ru

Цели, задачи и методы анализа прибыли - student2.ru Цели, задачи и методы анализа прибыли - student2.ru Цели, задачи и методы анализа прибыли - student2.ru Цели, задачи и методы анализа прибыли - student2.ru

Капитализированная прибыль (нераспределенная) прибыль
Рисунок 2 Структурно-логическая модель формирования показателей прибыли

Цели, задачи и методы анализа прибыли - student2.ru

Рисунок 2 - Схема формирование прибыли предприятия (Савицкая Г.В.)

Показатели, которыми описываются результативность, экономическая эффективность и целесообразность деятельности предприятия, могут быть разделены на две группы показателей:

- экономического эффекта;

- экономической эффективности

Экономический эффект – абсолютный показатель, характеризующий результат деятельности в денежной оценке. Так, основным показателем, определяющим безубыточность предприятия, является чистая прибыль.

Экономическая эффективность – это относительный показатель, дополняющий абсолютный показатель. Он соизмеряет получаемый эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения эффекта. Формула расчета:

Цели, задачи и методы анализа прибыли - student2.ru

Анализ прибыли

Последовательность проведения анализа прибыли включает следующие этапы : (Савицкая Г.В.)

1) Анализ состава и динамики прибыли. Анализ прибыли начинают с изучения показателей по следующей схеме (Таблица 4).

Таблица 4 - Анализ состава, динамики и выполнения плана прибыли за отчетный год

Показатели Прошлый год Отчетный год Прибыль отчетного периода в ценах базового периода, тыс. руб.
Сумма тыс. руб. Доля, % План Факт
Сумма, тыс. р. Доля, % Сумма, тыс. р. Доля, %
Прибыль от реализации продукции              
Прочие операционные доходы              
Прочие операционные расходы              
Внереализационные доходы              
Внереализационные расходы              
Общая сумма прибыли              
Налоги из прибыли и прочие обязательные отчисления              
Прибыль от обычной деятельности              
Чрезвычайные доходы и расходы              
Чистая (нераспреде-ленная) прибыль              

2) Факторный анализ прибыли.Анализ финансовых результатов (прибыли) от реализации продукции (работ и услуг)

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого порядка (уровня соподчиненности):

объем реализации продукции (VРП);

структуры продаж (Удi );

себестоимости единицы продукции (работ, услуг) (С i);

уровня среднереализационных цен (Ц i).

Факторная модель прибыли:

Цели, задачи и методы анализа прибыли - student2.ru

3). Анализ выполнения плана и динамика прибыли от реализации отдельных видов продукции

Выполнение плана и динамика прибыли от реализации отдельных видов продукции зависит от трех факторов первого порядка:

а) объема реализации продукции;

б) себестоимости продукции;

в) среднереализационных цен.

Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

Цели, задачи и методы анализа прибыли - student2.ru

Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц:

Цели, задачи и методы анализа прибыли - student2.ru

Ситуация-иллюстрация

Провести факторный анализ отклонения фактического уровня валовой прибыли предприятия от планового исходя из следующих данных:

Показатель По плану (0) Фактически (1)
1. Выручка от реализации продукции, тыс. р.
2. Себестоимость, тыс. руб. (С)
3. Валовая прибыль, тыс. руб. (ВП)
4. Объем реализованной продукции, ед. (Q)

Решение:

Обозначения, принимаемые в задаче:

ВПуд – прибыль (валовая) на 1 ед. продукции; Суд – себестоимость единицы продукции; Р – цена 1 ед. продукции; Q - физический объем реализованной продукции, ед.; ΔВП (ф) – влияние фактора «Ф» на изменение валовой прибыли.

1. Определяем изменение валовой прибыли:

Цели, задачи и методы анализа прибыли - student2.ru

Рассчитаем дополнительные данные для расчета влияния факторов

Показатель По плану По факту
1.Цена ед. продукции, тыс. руб. 2800/700=4,0 3600/750=4,8
2.Себестоимость ед. продукции, тыс. руб. 1350/700=1,928 1670/750=2,227
3.Валовая прибыль на ед. продукции, тыс. руб. 4- 1,928=2,072 4,8-2,227=2,573

2.Определяем влияние факторов:

Цели, задачи и методы анализа прибыли - student2.ru

а) вследствие роста физического объема реализованной продукции валовая прибыль увеличилась на 103, 6 тыс. руб.;

б) из-за роста себестоимости 1 ед. реализованной продукции валовая прибыль уменьшилась на 224,25 тыс. руб.

в) рост цен на продукцию привел к увеличению валовой прибыли на 600 тыс. руб.

Такие же результаты можно было получить исходя из факторной модели

Цели, задачи и методы анализа прибыли - student2.ru (использовать способ цепных подстановок.

Наши рекомендации