Структура и цели стратегического анализа внешней среды предприятия. Методы отраслевого и конкурентного анализа

Основной целью стратегического анализа является формирование понимания ключевых факторов, влияющих на настоящее и будущее благополучие бизнеса и определяющих в конечном итоге выбор стратегии. Проще говоря, поиск факторов стратегического успеха компании.

Внешнюю среду оценивают по трем аспектам:

1. Есть ли изменения, существенные для фирмы?

2. Какие факторы содержат угрозу фирме?

3. Какие факторы позволят быстрее достичь целей за счет корректировки плана?

Обычно контролируют следующие угрозы и возможности

А) Экономические: темпы инфляции, уровни занятости, налоговые ставки.

Б) Политические: законы, указы, нормативные акты местных властей, отношение политиков к данному бизнесу, кредитная политика правительства и банков.

В) Рыночные: демография, жизненные циклы продукции, структура доходов и расходов населения, уровень конкуренции.

Г) Технологические изменения.

Д) Международные: колебания валютного курса и политики в странах-инвесторах или рынках, деятельность транснациональных корпораций.

Е) Конкурентов.

Есть много способов анализа их состояния. Самый простой подход – это 4 вопроса:

- Доволен ли конкурент настоящим положением?

- Какие вероятные шаги он предпримет?

- В чем уязвимость конкурента?

-Что может спровоцировать самые решительные действия конкурента?

Ж) Социокультурные: престиж предпринимательства, роль женщин, национальных меньшинств, движение в защиту потребителей.

Самые большие возможности содержатся в технологии; наибольшая опасность – в деятельности (конкуренции) зарубежных фирм.

Характеристика функций мотивации и её основных категорий (потребности, мотивы, стимулы)

Людей необходимо побуждать работать на организацию.

Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

Потребности (недостаток чего-либо)
Побуждения (мотивы)
Поведение (действие)
цель
Результат удовлетворения потребностей
  1. удовлетворение
  2. частичное удовлетворение
  3. отсутствие удовлетворения
 

Потребность – осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Потребности обычно разделяют на первичные (обычно физиологические, врожденные: дыхание, вода, сон, пища и секс) и вторичные (психологические по природе, осознаются с опытом: успех, уважение, привязанность, власть и потребность в принадлежности кому или чему-либо). Вторичные потребности более разнообразны, так как приобретенный опыт у людей очень различается.

Истинные побуждения, которые заставляют человека отдавать работе максимум усилий, определить не просто. Упрощенно, в теории менеджмента выделяют такие основания, необходимые для участия человека в трудовой деятельности:

·наличие необходимости трудиться,

·объективные (физиологические) возможности,

·наличие профессиональной квалификации и способностей,

·наличие мотивации.

При рассмотрении мотивации работника предполагается, что у него уже в той или иной степени наличествуют первые три условия участия в трудовой деятельности, так как эти условия трудно инициировать или управлять ими со стороны. Задача менеджера состоит, таким образом, в управлении четвертым фактором, применении мотивирования к человеку, в принципе готовому и способному трудиться.

Мотив – внутреннее побуждение, импульс, который заставляет человека поступать человека определённым образом.

Стимул – это прямое (чаще всего материальное) воздействие на человека. Стимул характеризуется тем, что он дает побудительный толчок к поведению, не определяя в какую сторону будет направлена активность работников.

Разработано несколько различных теорий мотивации. Основополагающие понятия там потребность (ощущаемый человеком недостаток чего-либо) и вознаграждение (все, что человек считает ценным для себя). Психологи установили, что именно потребности (побуждения) служат мотивом к действию. Структура их так же индивидуальна, как отпечатки пальцев. Одну и ту же потребность, например, утверждение собственного «я», разные люди удовлетворяют по-разному. Вознаграждение (то, что ценно данному человеку) - также очень специфично. Пример: чемодан, полный стодолларовых банкнот, воспринимается большинством людей как очень ценное вознаграждение, а для члена примитивного племени (например, Тасадей на Филиппинах) чемодан более ценен, чем находящиеся там деньги.

Функции мотивации:

1. планирование мотивации (выделение актуальных потребностей, установление иерархии потребностей, анализ изменения потребностей, анализ взаимосвязи между потребностями и стимулами, планирование стратегий и целей мотивации, выбор способа мотивации);

2. осуществление мотивации (создание условий, обеспечение вознаграждений за результаты, создание уверенности в достижении целей);

3. управление мотивационными процессами (контроль, сравнение результатов деятельности с требуемыми, корректировка мотивационных стимулов, подбор кадров с высокой мотивацией).

Назначение, основные функции и закономерности управления производственной деятельностью предприятия. Понятие, структура и общие основные организации основного производственного процесса на промышленном предприятии

Особенность предприятия, как системы - оно может существовать лишь при условии активного взаимодействия с внешней средой. Предприятие выбирает из внешней среды основные факторы производства и перерабатывает их в продукцию. Следующая особенность предприятия, как системы - оно является искусственной системой, созданной человеком для личных интересов, прежде всего совместного труда, следовательно, очевидной характеристикой любого предприятия является разделение труда. Различают две формы разделения труда: горизонтальную; вертикальную. Горизонтальная форма — это разделение трудовых операций на отдельные задания. Результатом этого разделения является формирование подразделений предприятия, которые выполняют определенную часть общего процесса. Необходимость управления связана с процессом вертикального разделения труда и координирование уровней управления осуществляется с помощью вертикального разделения труда. Предприятия различают по размерам, сферам деятельности, технологическим процессам и т.д., но они как система имеют определенные общие характеристики— функции управления. Функции управления— объективно обусловленные общие направления или сферы деятельности, совокупность которых обеспечивает эффективное кооперирование совместного труда. Выделим основные функции управления: планирование; организация; мотивация; контроль.

Планирование — процесс определения цели деятельности, предвидение будущего развития и объединение коллективных (индивидуальных) заданий для получения ожидаемого общего результата.

Организация — это процесс формирования структуры системы, распределения заданий, полномочий и ответственности между работниками фирмы для достижения общей цели стоящей перед ней.

Мотивация — причины, которые побуждают членов трудового коллектива к общим согласованным действиям, что бы обеспечить достижение поставленной цели.

Контроль – установление параметров деятельности, сравнение их с запланированными показателями и при необходимости корректировка деятельности.

Все функции тесно связаны между собой в едином процессе управления.

Организационная структура управления субъектом хозяйствования ― это форма системы управления, которая определяет состав взаимодействия и подчинения в иерархии ее элементов.

Известны следующие организационные структуры управления предприятиями, которые определяются и конкретизируются масштабом и составом объектов управления:

Линейное управление ― наиболее упрощенная система, которая предусматривает отсутствие между руководителем и исполнителем промежуточных звеньев. Применяется для малых предприятий, с простейшей технологией производства. Преимущества: четкость взаимодействий, оперативность управленческих решений, надежный контроль. Недостатками является то, что руководитель должен выполнять, кроме координирующих функций, целый ряд работ: учет, работа с кадрами, контроль .

Линейно-штабная форма управления используется на средних по масштабам предприятиях, а также на крупных ― в управлении цехами и отделами. При этой форме управления для подготовки решений, приказов, заданий руководитель привлекает специалистов штабов, которые осуществляют сбор информации, ее анализ и разрабатывают проекты необходимых распорядительных документов.

Функциональная форма управления состоит в том, что руководитель, часть своих полномочий передает своим заместителям или руководителям функциональных отделов .

Матричная форма управления по своему содержанию отличается от функциональной лишь созданием главного подразделения или назначением менеджера по управлению проектом, и полномочия руководителя в этом направлении деятельности передаются созданному подразделению, чьи распоряжения становятся обязательными для всех.

Смешанная форма управления представляет собой сочетание вышеперечисленных форм, то есть в нижнем звене (на уровне бригады) действует линейная форма, в среднем (на уровне цеха, отдела) ― линейно-штабная, а на уровне предприятия ― функциональная и частично-матричная форма управления. Предприятие самостоятельно определяет структуру управления, набирает штат.

Наши рекомендации