Место и роль информационных систем и технологий в логистике. Современные направления развития информационного обеспечения логистики
Информационная система — это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники и программного обеспечения, позволяющая решать те или иные функциональные задачи (в логистике — задачи по управлению МП).
Результатом использования информационных технологий в логистике является:Сокращение логистического цикла,Снижение количества ошибок,Сокращение персонала,Улучшение логистического сервиса,Быстрое реагирование компании на внутренние и внешние изменения ,Повышение конкурентоспособности компании,повышение сохранности товара.
Логистическая деятельность подразумевает не только обработку информации, но и сложные процессы взаимодействия персонала, менеджмента, контроля, анализа системы в целом и итогов ее функционирования. Для того, чтобы должным образом была организована такая система, нужны не только быстродействующие надежные компьютеры, но также и обеспечение связи между этими компьютерами, то есть нужна налаженная сеть и возможность удаленного доступа. Главное назначение информационных систем в логистике - интеграция и координация процессов в ЛЦ.
ИС подразделяется на две подсистемы: Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели.Обеспечивающая подсистема включает следующие элементы:
техническое обеспечение, т. е. совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков; информационное обеспечение, включающее различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных; математическое обеспечение, т. е. совокупность методов решения функциональных задач.
В настоящее время все более важное значение в эффективной организации работы любой компании в целом и логистических подразделений в частности приобретают корпоративные информационные системы (в дальнейшем КИС). А перед компанией встает вопрос оптимального выбора КИС для правильного функционирования компании, а иногда и для получения дополнительных преимуществ и даже прибыли.Корпоративная информационная система охватывает все бизнес-функции и все управленческие процессы корпорации.
Особенности КИС комплексность охвата функций управления;повышенная упорядоченность деловых процессов;массовость операций; эффективность использования компьютерно-телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения; возможность локальной установки и внедрения отдельных частей системы;адаптивность функциональной и инструментальной структуры системы к особенностям управляемого объекта;возможность развития системы после ее внедрения на объекте.
В условиях крупных предприятий и корпораций она может быть более эффективна, поскольку обеспечивает взаимодействие массовых и хорошо организованных процессов быстродействующими средствами современных информационных и телекоммуникационных технологий высокого научно-технического уровня.
В конце 60-х годов крупные компании с множеством автоматизированных рабочих мест стали искать способ упростить управление производственными процессами. Первым шагом на этом пути стало появление идеи единой модели данных в масштабе всей организации. Так появилась концепция систем MRP (Material Requirements Planning) – автоматизированное планирование потребности сырья и материалов для производства.
Главное достижение MRP-систем – минимизация издержек, связанных со складскими запасами. MRP - это ряд технологий, использующих данные о составе изделий и складских запасов, а также объемно-календарный план для вычисления потребности в материальных ресурсах. В ходе такого планирования даются рекомендации по времени заказов для пополнения материальных ресурсов.
Программный комплекс имел ряд недостатков, который не позволял реализовать все задачи управления. Эти недостатки обусловили разработку новой системы усовершенствованной так называемой MRP-2 (Manufacturing Resources Planning). Отличается гибкостью управления и номенклатурой функций. Включает такие дополнительные функции, как прогнозирование потребности в сырье по приоритетным и неприоритетным заказам,анализ возможных сроков выполнения заказов,качество обслуживания заказчиков,ретроспективный анализ хозяйственной деятельности с целью выбора оптимальной стратегии и др.В этой программе широко применяются методы имитационного моделирования («что будет, если…»)Этот метод состоит из ряда взаимосвязанных процедур, правил и требований, переводящих производственное расписание в цепочку требований, синхронизированных во времени. Создание этого метода совпало с массовым распространением вычислительной техники и впервые появилась возможность согласовывать и оперативно корректировать планы и действия снабженческих, производственных и сбытовых звеньев производственного предприятия в реальном масштабе времени. MRP широко распространена в промышленно-развитых странах. В конце 80-х годов в США ее использовали или предполагали использовать большинство фирм с объемом продаж свыше 15млн.долл. в год, в Великобритании каждое третье производственное предприятие.По данным исследований, применение MRP-2 позволяет сократить объем запасов в среднем на 17% в стоимостном выражении, уменьшить затраты на закупку сырья на 7%.
ERP (Enterprise Resource Planning) – планирование ресурсов в масштабе предприятия. Различие между концепциями MRP II и ERP заключается в том, что первая ориентирована на производство, а вторая – на бизнес. ERP тесно связана с заказчиками. Успешно применяется в управлении цепями поставок.Программную поддержку для этой системы производит известная германская фирма SAP . (SAP R/3) программный продукт, который позволяет накапливать и оперировать информацией в основных четырех модулях : Финансы, Персонал, Производство и Логистика, Продажи и распределение.
DRP – Distribution resource planning – применяется в системах оптовой торговли.На расширение сферы взаимодействия предприятия с его заказчиками нацелена концепция CSRP (Customer Synchronized Resourсe Planning). Корпоративные ресурсы, охватываемые CSRP-системой, обслуживают такие этапы производственной деятельности, как проектирование будущего изделия с учетом специфических требований заказчика, гарантийное и сервисное обслуживание.