Место управленческого учета в системе хозяйственного учета предприятия
Принципы,задачи и нормативно-правовое регулировани УУ
К принципам управленч. учета относятся:
1. Непрерывность деятельности предприятия – предприятие будет работать, не сократит масштабы производства, не самоликвидируется.
2. Единые планово-учетные единицы измерения для прямой и обратной связи между планированием и учетом, для связи между управленческим и финансовым учетом в части затрат на производство и выхода продукции.
3. Многократность использования – из минимального количества данных получить необходимое количество информации для управленческих решений.
4. Полнота и аналитичность – показатели в отчетах не должны требовать дополнительной обработки.
5. Периодичность – информация предоставляется в краткие сроки для своевременного принятия решения.
Задачи УУ:
1. Калькулирование себестоимости планирование, учет и прогнозирование периодических расходов отчетного периода, а также планирование и учет фиксированных (долгосрочных) расходов на капитальные вложения и инвестиционную деятельность.
2. Контроль и анализ расходов по сегментам, продуктам, подразделениям, отклонениям от норм и смет расходов.
3. Планирование, учет и анализ доходов и результатов деятельности по направлениям, подразделениям, центрам ответственности и т. п.
4. Система управленческого учета создается для управления конкретным предприятием и не может регулироваться обязательными нормами и стандартами. Хорошо организованный управленческий учет обеспечивает контроль текущей работы и улучшает ее результаты в будущем.
Нормативно-правовое регулировани УУ:
Первый (законодательный) уровень представлен федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, указами Президента РФ, которые прямо или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учета на предприятиях. Документами этого уровня являются Федеральные законы «О бухгалтерском учете», «Об акционерных обществах» и др.
Федеральным законом «О бухгалтерском учете» общее методологическое руководство бухгалтерским учетом возложено на Правительство РФ. Федеральными законами право регулирования бухгалтерского учета также предоставлено отдельным государственным органам
(например, Центральному Банку РФ), но их постановления не должны противоречить нормативным актам и методологическим указаниям Минфина РФ.
Второй (нормативный) уровень составляют положения по бухгалтерскому учету, в которых излагаются принципы и основные правила бухгалтерского учета. Это утвержденные Минфином РФ положения по бухгалтерскому учету: «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/98), «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), «Учет основных
средств» (ПБУ 6/01), «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000) и др.
Третий (методологический) уровень образуют инструкции, рекомендации и аналогичные методические указания по ведению бухгалтерского учета, которые принимаются Минфином РФ, федеральными органами исполнительной власти. К документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, Методическое указания по
инвентаризации имущества и финансовых обязательств и т. д.
Четвертый уровень составляют организационно-распорядительные документы, формирующие учетную политику предприятия, которые разрабатываются самим предприятием
или консультационными фирмами по заказу предприятия. Документами этого уровня являются приказы, распоряжения, рабочие инструкции, указания по учету конкретных объектов
или операций в организации.
Объекты УУ
Объекты управленческого учета.
1. Издержки предприятия и его структурных подразделений.
2. Результаты хозяйственной деятельности.
3. Внутреннее ценообразование.
4. Прогнозирование будущих финансовых операций.
5. Внутренняя отчетность.
В системе управленческого учета рассматриваются хозяйственные операции; на основе производственной себестоимости, рассчитанной в управленческом учете, осуществляется балансовая оценка активов предприятия, администрация предприятия не может в своей деятельности руководствоваться непроверенными субъективными оценками; информация управленческого учета используется для принятия решений.
Место управленческого учета в системе хозяйственного учета предприятия
Управленческий учет представляет собой систему регистрации, обобщения и представления данных, необходимых для принятия эффективных, оперативных, тактических и стратегических управленческих решений менеджерами (собственниками) предприятия. Управленческий учет является важным элементом системы управления организацией и функционирует совместно с системой финансового учета.
Система управленческого учета – это информационная система, обеспечивающая в системном или проблемном порядке сбор, измерение, систематизацию, анализ и передачу данных для принятия оперативных, тактических и стратегических решений, необходимых в управлении бизнесом хозяйствующих субъектов и их подразделениями для достижения основной цели деятельности и конкурентных преимуществ.
Функция управленческого учета включает:
1. обеспечение всех уровней управления релевантной информацией для систематического и ситуационного управления бизнесом (составление стратегических и тактических планов, принятие решений по ценообразованию, формированию портфеля заказов, радикальному сокращению затрат на основании реинжиниринга бизнес-процессов и т.д.);
2. формирование информации, необходимой для управления подразделениями предприятии (внутрипроизводственное планирование, регулирование, координация, контроль и мотивация деятельности персонала подразделений предприятия).