Состав прочих расходов, включаемых в себестоимость продукции
В состав прочих затрат входят разнообразные и многочисленные расходы; налоги и сборы, отчисления в специальные фонды, платежи по обязательному страхованию имущества и за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, оплата процентов за кредит, суммы износа по нематериальным активам, командировочные и представительские расходы, оплата работ по сертификации продукции, вознаграждения за изобретательства и рационализацию и др. Расходы, включенные в себестоимость производимой продукции, образуют производственную себестоимость валовой продукции. Если в производственной себестоимости учесть (прибавить или вычесть) изменение остатков незавершенного производства, то определим производственную себестоимость товарной продукции. После прибавления к ней группы внепроизводственных расходов, связанных с реализацией продукции и отчислением средств в вышестоящие организации, получаем полную себестоимость товарной продукции.
30. Система ценообразования и планирования деятельности организации.
Ценообразование на предприятии - сложный и многоэтапный процесс.Этапы процесса ценообразования можно представить в следующем виде:-выбор цели ценообразования;-определение спроса на продукцию;-анализ издержек производства;-анализ цен конкурентов ;-выбор метода ценообразования;-расчет исходной цены изделия;-установление окончательной цены.
Процесс ценообразования начинается с постановки цели ценообразования, смысл которой заключается в определении направления развития политики ценообразования предприятия и которая вытекает из возможной реализации имеющихся ресурсов существующих и будущих внешних факторов. Во многом решение по установлению той или другой цены определяется причинами, которые являются внешними по отношению к предприятию. Основные внешние факторы, влияющие на процесс ценообразования следующие: потребители, рыночная среда, участники каналов товаропродвижения и Важными этапами ценообразования должны быть оценки издержек и спроса , которые позволяют четко обозначить соответственно нижнюю и верхнюю границы цены товара .Следующим моментом ценовой политики является выбор метода ценообразования, обуславливающего методические средства решения поставленной цели. Возможная минимальная цена определяется себестоимостью продукции, максимальная - наличием каких-либо уникальных достоинств товара. Цены товаров конкурентов и товарозаменителей дают средний уровень, которого фирме следует придерживаться при назначении цены. Фирмы решают проблемы ценообразования, выбирая методику расчета цен, в которой учитывается как минимум одно из этих трех соображений. Фирма надеется, что избранный метод позволяет правильно рассчитать конкретную цену. Выделим основные методы ценообразования . Самый простой метод ценообразования заключается в начислении определенной наценки на себестоимость товара. В этом случае цена товара может быть представлена в виде суммы себестоимости товара и прибыли . Метод расчета цены данным способом получил название «издержки плюс прибыль». Метод ценообразования на основе безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Этот метод также основан на издержках. Он предполагает установление цены на таком уровне, при котором выручка от реализации товара покрывает затраты на его производство. Этот метод показывает какой должен быть объем производства, чтобы обеспечить равенство затрат и результатов. Каждая единица товара, проданная сверх этого объема, принесет предприятию прибыль. Метод определения цены путем следования за рыночными ценами. Этот метод предусматривает определение цен при условии, что каждый продавец, реализующий товар на рынке или предлагающий соответствующую услугу, устанавливает цену с учетом практики ценообразования и реально существующего уровня рыночных цен, при этом значительно не нарушая этот уровень. Метод определения цены путем следования за ценами фирмы лидера на рынке. Этот метод означает, что фирма негласно определяет свои цены, исходя из уровня цен фирмы-лидера, обладающей самой большой долей на рынке. Метод установления престижных цен. Престижными называются товары и услуги, которые обладают специфическими характеристиками наивысшего качества (люкс) и огромным демонстрационным успехом.
Планирование является важнейшей составной частью управления предприятием. Грамотное и квалифицированное планирование позволяет успешно и безубыточно осуществлять производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Планирование позволяет:-предвидеть перспективу развития предприятия на будущий период;-эффективно и целеустремленно проводить научно-техническую политику на предприятии;-повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия;-своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка;-избежать риска банкротства .
Под принципами планирования понимаются основные теоретические положения, которыми руководствуются в процессе составления планов на предприятии:-научная обоснованность планирования. Этот принцип означает, что планирование должно осуществляться на научной основе;-непрерывность планирования означает, что на предприятии должны разрабатываться долгосрочные, среднесрочные и годовые планы ;-нацеленность планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия направлена на повышение эффективности производства и на достижение максимальной прибыли;-принцип взаимной увязки и координации проводимых мероприятий. Планирование должно охватывать все производственные подразделения с целью обеспечения сбалансированности между ними. В практической деятельности при составлении планов применяются следующие методы планирования.Балансовый метод наиболее широко используется на предприятии. При использовании этого метода составляются следующие видов балансов :-материальные (балансы топлива, материалов, оборудования, электроэнергии и т.д.);-трудовые - баланс рабочей силы;-финансовые - бухгалтерский баланс, баланс доходов и расходов;-кассовый баланс и т.д.Нормативный метод. Сущность его заключается в том, что при планировании применяется целая система норм и нормативов использования ресурсов предприятия (нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки, нормы численности, нормативы использования машин и оборудования и другие). Программно-целевой метод в основном используется при планировании НТП, так как он позволяет:-сосредоточить и направить ресурсы на выполнение важнейших научно-технических программ;-обеспечить сквозное планирование - от идеи до внедрения в производство;-увязать реализацию научно-технической программы с планами производственного и экономического развития предприятия. Метод планирования по технико-экономическим факторам применяется в основном при планировании производственной программы и других разделов плана экономического и социального развития предприятия. При этом методе планирования учитываются следующие группы факторов:-технические;-совершенствование организации производства и труда ;-изменение объемов производства, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;-инфляция .
Как правило, при планировании на предприятии используется не один какой-либо метод, а весь комплекс. Систему планов, которые составляются на предприятиях, можно классифицировать по следующим признакам:-по срокам исполнения: оперативно-календарные, текущие, среднесрочные, долгосрочные, стратегические;-по функциям назначения: производственные, коммерческие, инвестиционные, финансовые, социального развития;-по уровням управления предприятия: общезаводские, цеховые, планы функциональных подразделений, планы работы участков и бригад;-по видам изделий и работ: план по изделиям, освоенным производством, план по изделиям, находящимся в процессе освоения, план по проектируемым изделиям, с учетом освоения в будущем.