Задачи оценки качества продукции
Ничего великого никогда
не было достигнуто без энтузиазма.
Р. У. Э м е р с о н
В условиях рыночной экономики, в частности, в условиях зарождения и развития частной формы собственности, акционирования государственных предприятий (объединений) при значительном расширении их самостоятельности в развитии хозяйственной деятельности, объективная и достоверная оценка качества продукции становится важнейшим элементом государственного воздействия на уровень качества выпускаемой продукции.
Под оценкой качества продукции понимается систематическая проверка (испытания), насколько продукция способна выполнять установленные требования (соответствует установленным требованиям).
Определяющим фактором в оценке качества продукции является мнение потребителя (заказчика). Именно мнение потребителя составляет основу содержания оценки качества продукции. Количественным значением оценки качества продукции является степень удовлетворения его потребностей и нужд.
Потребитель является основной фигурой в процессе оценки качества продукции.
В условиях конкуренции необходимо, чтобы каждый работник предприятия понимал существенное значение потребителя в успехе предприятия. Например, каким образом необходимо относиться к потребителю изложено в "памятке", выдаваемой каждому работнику на одном из заводов фирмы И БМ.
Потребители — это важнейшие фигуры в нашем деле.
Не они зависят от нас, а мы зависим от них.
Они не мешают нашей работе. Они являются целью нашей работы.
Они делают нам одолжение, приобретая наши товары. Мы не делаем им одолжения, предлагая свои услуги или товары.
Потребители — это не простые люди.
Потребители — это не голая статистика. Это люди плоти и крови, с чувствами и эмоциями, как и мы сами.
Это люди, которые приходят к нам со своими нуждами и заботами. И наша обязанность — удовлетворить эти нужды.
Потребители заслуживают самого вежливого и внимательного отношения с нашей стороны.
Потребители это источник жизненной силы любой предпринимательской деятельности. Без них нам пришлось бы закрыть наши предприятия.
При таком отношении к потребителю зарождается принципиально новый мотив организации производственной и хозяйственной деятельности предприятия, основным содержанием которого становиться, в конечном итоге, стремление путем своевременного и качественного удовлетворения требований потребителя (заказчика) достичь экономической цели — извлечь прибыль, что составляет экономическую основу предпринимательской деятельности любой коммерческой организации.
Оценка качества продукции предполагает выбор номенклатуры показателей, характеризующих техническое совершенство и качество изготовления оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с соответствующими показателями качества конкретных аналогов (или с прогнозируемыми значениями этих показателей), отражающих мировой уровень на определенный период.
Оценка качества продукции проводится на этапе разработки продукции (оценивается технический уровень), на этапе приемки опытного образца и принятии решения о постановке продукции на производство (оценивается технический уровень) и на этапе производства продукции (оценивается и технический уровень и качество изготовления).
Разрабатываемая продукция считается перспективной, если значения ее показателей соответствуют:
— прогнозируемым значениям показателей качества аналогичной продукции, отражающим технический уровень такой продукции на весь планируемый период выпуска;
— перспективным требованиям и значениям показателей, установленным соответствующими государственными стандартами на группы однородной продукции.
Выпускаемая продукция считается соответствующей мировому аналогу, если значения ее показателей соответствуют:
— значениям показателей качества лучшей аналогичной продукции (или требованиям фирменных стандартов) зарубежных фирм, являющихся ведущими в мире в производстве данной продукции;
— требованиям и значениям показателей, установленным отечественными и международными стандартами на продукцию.
Достоверность оценки качества продукции зависит от:
— правильности определения и обоснования номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции и ее аналога;
— установления базы сравнения (выбора аналога), которая отражала бы действительно уровень качества аналога на установленный момент оценки;
— выбора и обоснования метода сравнения, с помощью которого проводится оценка уровня качества продукции.
Достоверные результаты оценки продукции являются важным условием обеспечения зависимости дохода предприятий от качества выпускаемой ими продукции, их конкурентоспособности. Показатели качества продукции и соответствие их требованиям потребителя и уровню качества зарубежных аналогов учитывается органами государственного управления при оценке результатов деятельности предприятия и служит объективной основой для их стимулирования за разработку и производство высококачественной продукции.
Только после всесторонней оценки степени соответствия показателей качества продукции требованиям потребителя, а также уровню качества зарубежных аналогов появляется объективная основа для принятия необходимого решения о расширении производства продукции или, наоборот, о снятии ее с потока (доработ-
ка, либо модернизация). При этом используется действие механизма экономического закона морального износа (старения)
продукции.
На рис. 13 приведена графическая иллюстрация того факта, как при сохранении "абсолютного" качества продукции (всех основных показателей, характеризующих потребительские свойства) происходит ее моральное старение, т. е. снижается относительное качество продукции (потребительная стоимость) вследствие появления на рынке новой продукции с более высокими потребительскими свойствами (более высоким "абсолютным" качеством).
Первоначальная продукция морально устаревает уже при постановке на производство аналогичной, но более совершенной продукции, однако она еще может выпускаться до тех пор, пока рынок не начнет насыщаться этой новой продукцией. Тогда первоначальная продукция должна быть снята с производства как экономически неэффективная и заменена на более прогрессивную (или модернизирована так, чтобы обеспечивать потребности народного хозяйства).
Относ тельное качество'
2 3 4 5 6 7 Годы
Рис. 13. Схема действия закона морального
износа продукции:
/ - первоначальной; 2 - повой: 3-следующего
поколения
4.2. Номенклатура, характеристика и порядок выбора показателей качества
Способность видеть чудесное в обыкновенном — неизменный признак мудрости.
Р. У. Эмерсон
Для оценки качества продукции при ее создании, испытаниях, сертификации, покупке и потреблении (эксплуатации) используются показатели качества. Номенклатура показателей качества зависит от вида и назначения продукции.
По своему содержанию оценка качества продукции сводится к выявлению степени проявления совокупности ее свойств в условиях среды потребления. Осуществляется сравнение фактического проявления свойств продукции и выявляется степень соответствия продукции функциональным, органолептическим, эстетическим и другим требованиям, определяющим возможность удовлетворения тех или иных требований потребителей (заказчиков).
В основе оценки качества лежит процедура измерения степени проявления свойств продукции в сфере товарного обращения, потребления или ее эксплуатации и сравнении количественных значений данной степени с установленными потребностями. Для того чтобы измерять степень проявления свойств продукции, как правило, данные свойства продукции характеризуют показателями качества, которые классифицируются по ряду признаков. Наиболее важной является классификация по количеству характеризуемых свойств.
В соответствии с ГОСТ 15467—79 показателем качества называют количественную характеристику одного или нескольких свойств продукции, составляющих качество, рассматриваемую применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации (потребления).
Номенклатура показателей качества промышленной продукции весьма многочисленна и устанавливается с учетом:
—назначения и условий использования продукции;
—требований потребителей;
— задач управления качеством продукции на всех стадиях ее
жизненного цикла;
— состава и структуры характеризуемых свойств продукции.
Показатели качества должны удовлетворять определенным
требованиям, главными из которых являются:
—обеспечение соответствия качества продукции — потребностям;
—стабильность на всех этапах жизненного цикла;
—учет современных достижений науки, техники и направлений технического процесса;
—отражение свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять общественные и личные потребности в соответствии с назначением;
—исключения взаимозаменяемости при комплексной оценке качества продукции.
Выделяют единичные, комплексные и интегральные показатели качества.
Единичный показатель качества характеризует одно простое свойство продукции, например структуру материала, специфический запах и т. д.
В соответствии с ГОСТ 15467—79 имеется десять групп единичных показателей:
—показатели назначения;
—показатели надежности;
—экономические показатели;
—эргономические показатели;
—эстетические показатели;
—показатели технологичности;
—показатели унификации;
—потенциально-правовые показатели;
—экологические показатели;
—показатели безопасности.
Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции. В их числе требования технической эффективности, характеризующие полезный эффект от эксплуатации (потребления) продукции, и прогрессивность тех-
нических решений (производительность, мощность, диапазон скорости, маневренность, проходимость, чувствительность, содержание полезного вещества или вредных примесей, допустимая температура наружного воздуха, точность, быстрота обрабатывания, прочность, водонепроницаемость и др.).
Показатели надежности — свойство продукции сохранять в заданном интервале времени, в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования. Надежность характеризуют показатели: безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость.
Экономические показатели отражают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию или потребление, а также экономическую эффективность эксплуатации (удельный расход сырья, материалов, топлива, энергии, а также трудовых ресурсов в расчете на единицу потребительских свойств; коэффициент полезного действия и т. д.).
Эргономические показатели, характеризующие систему "человек — изделие — среда" и учитывающие комплекс гигиенических и технологических, антропометрических, органолептические, физиологические и психические свойства человека в системе "человек-изделие", проявляющихся в i фоизводственных и бытовых процессах.
Повышение эффективности взаимодействия человека с изделием достигается улучшением условий труда, что, в свою очередь, влияет на производительность, точность, безошибочность работы, утомляемость человека.
Классификация и номенклатура данной группы эксплуатации установлена в ГОСТ 16035-81.
Эстетические показател и характеризуют эстетические свойства продукции: стилевое соответствие моде, функционально-конструктивная приспособленность, цветовой колорит, тщательность покрытия и отделка поверхности, чистота выполнения сочленений, округлений и сопрягающих поверхностей, четкость исполнения фирменных знаков, указателей и упаковки; ипформа-
ционную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, цветовое исполнение, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида. Эти показатели определяются органолептическим и экспертным путем и оцениваются в баллах.
Показатели технологичности, характеризующие эффективность конструктивно-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции (трудоемкость изготовления, технологическая себестоимость, относительная трудоемкость подготовки изделия к функционированию, удельная стоимость ремонтов),
К данной группе показателей относят показатели транспортабельности — средняя трудоемкость или продолжительность подготовки продукции к транспортированию или разгрузке, коэффициент использования объема средства транспортирования.
Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность изделия стандартными, унифицированными составными частями деталей, а также уровень унификации с другими изделиями.
Унификация — это метод стандартизации, направленный на рациональное сокращение конструкций машин, их элементов и процессов изготовления до технически обоснованного минимума.
Требования по стандартизации и унификации при разработке продукции и ее изготовлении направлены:
— на использование параметрических, типоразмерных и конструктивных рядов, базовых конструкций, принципов блочно-модулыюго конструирования;
— на систематизацию деталей и сборочных единиц путем размещения их в определенном порядке и последовательности, образующей единую систему, удобную для использования по назначению;
— на симплификацию с целью уменьшения числа типов и разновидностей изделий до количества, достаточного для удовлетворения существующих в настоящее время потребностей заказчика;
— на типизацию конструкций с целью разработки и установления типовых конструкций, содержащих параметры, общие для
изделий, сборочных единиц и деталей для обеспечения внутрипро-ектной и межпроектной унификации;
— на использование типовых технологических процессов,
стандартного оборудования, средств и методов испытаний и из
мерений, а также существующих средств технического обслужива
ния и ремонта.
При построении параметрических, типоразмерных и конструктивных рядов изделий соблюдается принцип подобия процессов функционирования, обеспечивающий преемственность (передачу) функциональных параметров.
В качестве оценочного показа геля предусмотрены:
—коэффициенты применяемости;
—коэффициенты повторяемости;
—коэффициенты взаимной унификации (межпроектной унификации) какдля конкретного изделия, так и для группы изделий.
Коэффициент применяемостииспользуется для характеристики соотношения общего числа типоразмеров деталей и сборочных единиц, входящих в состав изделия и числа типоразмеров оригинальных (разработанных впервые) деталей и сборочных единиц данного изделия.
Под типоразмером понималась конструктивная особенность детали и сборочной единицы с конкретными значениями параметров и размеров, причем число типоразмеров соответствует числу наименований составных частей в спецификации конструкторской документации.
Коэффициент применяемости составных частей, по типоразмерам деталей в процентах рассчитывается по зависимости
п
где п — общее число типоразмеров составных частей (деталей) в изделии (составной части); п0 —число типоразмеров оригинальных составных частей (деталей) в изделии (составной части).
Коэффициент повторяемостииа юльзуется для характеристики степени внутрипроектной унификации изделия и взаимозаменяемости составных частей внутри данного изделия.
Коэффициент повторяемости составных частей (сборочных единиц) изделия в натуральном выражении рассчитывается по зависимости
где N — общее число составных частей (сборочных единиц) в изделии.
Коэффициент межпроектной унификации характеризует уровень взаимной унификации группы изделий, а также степень сокращения номенклатуры составных частей в изделиях группы.
Коэффициент межпроектной унификации рассчитывается в % по зависимости:
и
2л-е
^=1^-------- юо%,
где Н —общее количество рассматриваемых проектов (изделий); «,- — число типоразмеров составных частей в /-м проекте (изделии); ятах — максимальное число типоразмеров составных частей одного проекта (изделия); Q — общее число неповторяющихся типоразмеров составных частей, применяемых в группе из Я проектов (изделий).
Количественные требования по стандартизации и унификации рассчитаны в соответствии с требованиями ГОСТ В 15.207—90.
В зависимости от поставленных задач, коэффициенты применяемости и повторяемости дополнительно могут быть рассчитаны по типоразмерам, массе, трудоемкости и стоимости.
Проведение работ по унификации способствует специализации производства, снижению трудоемкости изготовления продукции, повышению се качества.
Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную частоту продукции и являются существенным фактором при определении ее конкурентоспособности.
Патент — документ, удостоверяющий признание предложения изобретением, приоритет изобретения, авторство на изобретение и исключительное право патентообладателя на изобретение.
К патентно-правовым показателям относятся:
—патентная защита;
—патентная чистота;
—территориальное распределение.
Патентная защита выражает степень защиты авторскими свидетельствами и патентами в странах предлагаемого экспорта или продажи лицензий на отечественные изобретения. Этот показатель позволяет судить о воплощении в изделии отечественных технических решений, признанных изобретениями в РФ и за рубежом.
Показатель патентной чистоты выражает степень воплощения в изделии, предназначенном для реализации только внутри страны технических решений, не подпадающих под действие выданных в РФ патентов исключительного права, а для изделий, предназначенных для реализации и за рубежом, технических решений, не подпадающих также под действие патентов, выданных в странах предполагаемого экспорта. Данный показатель позволяет судить о возможности беспрепятственной реализации изделий в РФ и за рубежом.
Патентно-правовые показатели определяются при завершении разработки продукции. Они являются существенным фактором при определении конкурентоспособности продукции.
Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции. К ним относятся: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду; вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании, эксплуатации или потреблении продукции и др.
Требования и нормы по охране окружающей среды определяются системой государственных стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов, стандартами и рекомендациями МЭК, ИСО и др. организаций, занимающихся вопросами охраны природы.
Показатели безопасности характеризую! особенности продукции, обуславливающие при ее эксплуатации или потреблении безопасность человека (обслуживающего персонала): электробезопасность; пожаро и взрывоопасность; радиационную безопасность; безопасность при обслуживании машин и оборудования; вероятность безотказной работы, время срабатывания защитных устройств, электрическая прочность изоляции токоведущих частей изделия, с которыми возможно соприкосновение человека и т. д.
Кроме единичных показателей качества применяются комплексные показатели, которые характеризуют несколько свойств продукции.
Выделяют следующие виды комплексных показателей:
— групповой комплексный показатель;
— обобщенный комплексный показатель.
Групповой комплексный показатель характеризует группу простых свойств или одно сложное свойство, которое оценивается одной числовой величиной, например, определенным количеством баллов.
Обобщенный комплексный показатель качества характеризует всю совокупность свойств, по которым производится оценка качества продукции (например, по всем потребительным свойствам продукции). Чаще всего осуществляют сравнительную оценку качества товара, сопоставляя показатели его качества с базовыми показателями, т. е. с показателями, характеризующими качество продукции, принятой за эталон.
Базовые показатели — показа гели лучших образцов продукции (принятой за эталон) того же назначения, максимально удовлетворяющие требования потребителей. Базовая (эталонная) продукция с присущей ей совокупностью показателей качества периодически заменяется другой более перспективной. Базовые показатели качества могут быть как единичными, так и комплексными.
В целом, оценка качества продукции представляет собой установление соответствия продукции общественным потребностям путем сравнения количественных значений измеряемых показателей качества, отражающих свойства продукции, с количественны-
ми значениями данных потребностей. Но количественное выражение общественных потребностей трудоемкий процесс, имеющий ряд сложностей и неопределенностей, в связи с этим, на практике оценивают не само качество продукции, а уровень его качества.
Уровень качества продукции представляет собой относительную характеристику качества продукции, основанную на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей качества продукции, выбранной в качестве эталонной продукции.
При установлении уровня качества сопоставляют совокупность показателей качества оцениваемой продукции с аналогичной совокупностью базовых показателей эталонной продукции
Q
к
у GU'
где Ку — показатель уровня качества; Q — численное значение показателя качества оцениваемой продукции; (2баз — численное значение базового показателя эталонной продукции.
Примером комплексных показателей является комплексные показатели группы надежности технических объектов: коэффициент готовности изделия; коэффициент технического использования и др.
Коэффициент готовности изделия Ар, характеризует одновременно его безотказность и ремонтопригодность
Т КГ= ——,
где Т— наработка на отказ; 7В - среднее время восстановления. В часовой промышленности в качестве комплексного показателя используют оценочное число N, представляющее собой средневзвешенный арифметический показатель
N =qxxPx +q2xP2+q3xPs, где Я, — изохронная погрешность (с), характеризующая точность хода часов в одном положении при разной степени заводки; Р2 — позиционная погрешность (с), характеризующая точность хода часов при изменении положения /*3 - температурный коэффици-
Q
ент------ , характеризующий точность хода часов при изменении
град температуры; q{, q2, % - параметры весомости указанных показателей, определяемые по специальным формулам.
Уменьшение значения оценочного числа N соответствует улучшению качества часов.
К комплексным показателям можнотакже отнести показатель сортности (для продукции легкой, пищевой, металлургической и некоторых других отраслей).
Сортность (класс) — показатель категории или разряда, относящихся к свойствам или характеристикам, учитывающим различные совокупности требований к продукции или услугам, предусмотренным для аналогичного функционального использования.
Класс (сортность) — отражает предусмотренное или признанное различие в требованиях к качеству. В основе лежит функциональная взаимозависимость между стоимостью и эксплуатацией. При числовом обозначении класса (сорта) высшим классом (сортом) является обычно первый, а более низкими второй, третий и т. д.
При обозначении класса (сорта) числом знаков, например, числом звездочек, самый низкий класс (сорт) отмечают обычно наименьшим числом знаков или звездочек.
Коэффициент сортности определяется как отношение суммарной стоимости продукции в оптовых ценах, выпущенной за определенный период времени, к суммарной стоимости в пересчете на наивысший сорт.
Заслуживает внимания интегральный показатель качества. Онпредставляет собой в соответствии с ГОСТ 15467—79 отношение суммарного полезного эффекта от использования (эксплуатации) продукции к суммарным затратам на его создание, обращение, хранение, транспортировку и использование (эксплуатацию)
где КИ — интегральный показатель качества; К0 — показатель, отражающий основные потребительские свойства продукции; 3,
Зп, Зэ — соответственно затраты на производство и эксплуатацию продукции; производство продукции; эксплуатацию продукции.
Под полезным эффектом продукции понимается выполняемая ею работа или отдача (служба шин в км; пробег грузового автомобиля в тонно-километрах за срок службы до капитального ремонта; производительность для металлорежущих станков; число обработанных деталей за определенное время; для буровой установки — длина проходки в мин. и т. д.).
Наряду с интегральным показателем качества продукции может применяться величина, обратная ему и называемая удельными затратами на единицу эффекта.
Интегральный показатель качества продукции является эффективным показателем качества, содержащим важнейшую информацию о качестве продукции и затратах на его достижение и потребление (эксплуатацию). Этот показатель обращается в максимум при оптимальном полезном эффекте и оптимальных затратах па его достижение.
Таким образом, увеличение затрат на повышение качества (или рост цены) имеет смысл только до тех пор, пока увеличивается интегральный показатель. Применение его имеет важное значение при анализе динамики качества продукции, определении путей его улучшения, при решении задач постановки продукции на производство и т. д.
Показатели качества определяются с учетом особенностей каждого вида продукции. При этом их следует увязать при прогнозировании, планировании, ценообразовании и стимулировании качества продукции и работы.
На соответствующих стадиях формирования и развития теории управления качеством были разработаны объективные методы оценки показателей качества продукции:
—измерительный;
—регистрационный;
—расчетный;
—эвристический;
—экспертный;
—социологический.
Измерительный метод основывается на использовании для определения показателей качества продукции средств измерения, реактивов и других технических устройств.
Положительными моментами измерительного метода являются: объективность, точность и возможность выразить показатели свойств в единицах определенной размерности: килограммах, метрах, литрах, ваттах и т. д.
Отрицательными моментами измерительного метода являются: использование в ряде случаев довольно сложного оборудования, а также потери образцов продукции за счет их разрушения или порчи при проведении испытаний.
Регистрационный метод базируется на результатах подсчета появления отказов работы изделия за определенное время эксплуатации, а также количества изделий с различными видами дефектов и отклонениями от требований нормативных документов.
Существенным недостатком данного метода является его трудоемкость и длительность! ipouecca проведения наблюдений и сбора данных.
Расчетный метод определения показателей качества товаров базируется на получении информации расчетным путем. При использовании этого метода показатели качества определяются путем их расчета с использованием формул и разнообразных математических моделей.
Эвристические методы оценки качества продукции основаны на использовании органов чувств, интуиции и обобщенного опыта людей.
Выделяют разновидности эвристических методов:
— органолептический;
— экспертный;
— социологический метод.
Отличительными характеристиками органолептическогометода являются:
— простота и возможность его осуществления в любых условиях без применения специального оборудования;
— он базируется на использовании органов чувств человека — обонянии, осязания, зрения, слуха и вкуса;
— с помощью данного метода можно оценивать, например,
твердость материалов, запах духов, качество звучания музыкаль
ного инструмента, вид изделия и т.д.
К отрицательным сторонам данного метода являются то, что чне представляется возможным получение точного численного значения показателей качества, а также использование для оценки только балльной системы.
Экспертный метод оценки качества продукции основывается на решении, принимаемом экспертами. Он является одной из разновидностей органолептического метода, использующего для опенки качества продукции обобщенные оценки группы специалистов (экспертов). Точность полученных в бальной системе оценок во многом зависит от квалификации экспертов и правильности организации проводимой экспертизы.
Социологический метод оценки качества основывается на анализе мнений широкого круга потребителей об уровне качества анализируемой продукции. Информацию о мнении потребителей получают путем проведения анкетирования, устных опросов, конференций, аукционов, выставок-продаж и т. п.
Порядок выбора номенклатуры показателей качества продукции предусматривает:
—определение класса (группы) продукции;
—пели применения номенклатуры показателей качества продукции;
—определение исходной номенклатуры групп показателей качества продукции;
—определение исходной номенклатуры показателей качества по каждой группе;
—определение метода выбора номенклатуры показателей качества.
Цели применения номенклатуры показателей качества продукции устанавливаются в соответствии с задачами управления качеством продукции (политикой в области качества), сертификацией продукции и систем менеджмента качества.
Часто показатели качества применяются и для оценки результативности функционирования систем менеджмента качества.
■чпИ!
Номенклатура показателей качества продукции устанавливается, в частности, в стандартах системы показателей качества продукции.
Например, в ГОСТ4. 401-88.CIIKIJ. Автомобили грузовые в качествепоказателей приняты:
—показатель надежности (установленный ресурс до капитального ремонта);
—показатель экономичности (удельная масс; удельный контрольный расход топлива);
—показатель эргономичное™ (уровень внутреннего шума);
—показатель технологичности (трудоемкость, периодичность обслуживания и ремонта);
— показатель экологичности (содержание вредных веществ
в выхлопных газах, уровень внешнего шума).
Стандарты СПКП были разработаны практически на все однородные группы промышленной продукции. Однако СПКП имеет ряд недостатков, которые затрудняют ее применение. Основные изданных недостатков являются:
— недостаточное число классификационных показателей;
— терминологическая несогласованность показателей стандартов СП КП со стандартами ИСО и МЭК;
— отсутствие единой системы кодирования показателей.
Для обеспечения единства и достоверности информации,
удобства практического применения, согласования, унификации, информационной и терминологической совместимости характеристик продукции, используемых для решения различных задач, необходим комплекс терминологически и информационно совместимых документов.
В зарубежной практике наиболее близкими аналогами систематизированной номенклатуры характеристик продукции являются:
— в ФРГ — система стандартов DIN 400 "Таблица типовых параметров";
— в США — руководство по идентификации предметов снабжения Федеральной системы каталогизации (ФСК);
— в Японии — комплекс стандартов JICD "Транспорт дорожный".
Общим для этих систем является преобладание характеристик, необходимых потребителю для эффективного использования (эксплуатации) продукции, что делает эти системы жизнеспособными в условиях цивилизованной рыночной экономики.
4.3. Каталогизация продукции
Ничто не прощают так неохотно, как различие мнений.
Р. У. Эмерсон
Исторический опыт зарубежных стран в области каталогизации
Каталогизация, как эффективный инструмент управления процессом рационального удовлетворения потребностей, уже на протяжении длительного времени активно используется США и другими промышленно развитыми странами.
В США федеральная система каталогизации была введена в 1952 г. и в 1956 г. уже была принята в качестве единой государствами — членами НАТО и рядом других стран (всего к настоящему времени ее используют 52 государства в т.ч. страны — участницы Всемирного торгового общества).
Внедрение системы каталогизации позволило США обеспечить высокоэффективное управление номенклатурой продукции, оптимизировать накопление и распределение запасов за счет автоматизации учета процесса продвижения продукции в сфере потребления. На первом этапе работ за счет исключения дублирования втрое сокращена номенклатура каталогизируемой продукции (с 12 до 4 млн. наименований) и получена экономия более 12 млрд. долл. Объем номенклатуры выпускаемой продукции сокращен на 20 % без снижения степени удовлетворения потребностей.
В настоящее время в мире действует несколько систем каталогизации. Среди них, в первую очередь, следует отметить следующие:
— NATO Codification System (NCS) — система каталогизации НАТО;
— Pacific Area Cataloguing System (PACS) — система каталогизации стран тихоокеанского региона;
— United Nation Common Coding System (UNCCS) — единая система кодирования Организации Объединенных Наций.
Наиболее представительной и эффективно действующей международной системой каталогизации является NCS. Современной мировой тенденцией является объединение этих систем в единую международную систему каталогизации.