Стратегия снижения издержек производства
Если в качестве базы распределения косвенных расходов принять зарплату основных производственных рабочих, то получаем себестоимость 1 м3 сборного железобетона (плиты), производимого на основе тяжелого бетона, составляет 3611,70 руб. и себестоимость 1 м3 бетона - 1521,00 руб.
Таким образом, сравним показатели рентабельности, полученные с учетом полной производственной себестоимости продукции (бетон 18,3% и железобетон 10,8%) с ранее рассчитанными данными на основе методики распределения косвенных затрат на товарный выпуск (бетон 12,5%, железобетона -19%).
Анализ полученных данных позволил подвергнуть сомнению целесообразность ранее предложенного варианта, направленного на увеличение выпуска железобетонных изделий и сокращение реализации бетона, основанного на анализе показателей рентабельности. Поэтому, особенно важно не только просчитать обобщенное значение себестоимости для готовой продукции, но и детально проанализировать структуру себестоимости и предопределить методы распределения косвенных затрат.
Организация системы и применение наиболее эффективных инструментов управления, реализующих задачи планирования производства и учета издержек, является одним из приоритетных направлений, позволяющих обеспечить устойчивое развитие бизнеса и необходимый уровень рентабельности.
Новая технология преднапряженных железобетонных изделий позволяет снизить себестоимость изготовления ЖБИ, уменьшить трудозатраты, исключить обрезку арматуры и протекание бетона, сократить площади арматурного производства, что в конечном итоге приводит к быстрой окупаемости затрат на переоборудование. Новая технология изготовления преднапряженных изделий с внутренними анкерами:
· снижает на 22–25% себестоимость плит в напряженном варианте по сравнению с ненапряженным за счет использовании стали А800;
· уменьшает трудозатраты на изготовление и сборку арматуры и соответственно цеховые и заводские накладные и транспортные расходы;
· исключает обрезку арматуры и протекание бетона через отверстия в бортах;
· сокращает на 75–80% площади арматурного производства и количество станков;
· расформовка изделий такая же, как и ненапряженных: открывают борта и снимают с поддона готовое изделие.
Планированию себестоимости продукции должен предшествовать тщательный и всесторонний анализ сложившегося в базисном году уровня затрат. Изучаются причины сверхнормативного расхода сырья и материалов, доплат рабочим за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы, потерь от простоев оборудования, брака и т.д. Одновременно изучается опыт передовых предприятий, сопоставляются достигнутые технико-экономические показатели. На этой основе выявляются внутрипроизводственные резервы и разрабатываются организационно-технические мероприятия по повышению экономической эффективности производства, которые отражаются затем в планах по себестоимости продукции.
К наиболее важным источникам резервов следует отнести снижение материальных затрат и повышение производительности труда. Из всего многообразия факторов, влияющих на технико-экономические показатели, к укрупненным группам можно отнести: повышение технического уровня производства, улучшение организации производства и труда, изменение объема и структуры номенклатуры выпускаемой продукции, повышение доли кооперативных поставок и т.д.
В плановой себестоимости продукции, в сметах затрат должно быть отражено влияние мероприятий по снижению затрат в плановом году по сравнению с базисным по всем основным технико-экономическим факторам. Эти факторы можно свести в четыре основные группы.
1. Повышение технического уровня производства (механизация и автоматизация производственных процессов, модернизация техники и технологии, изменение конструкций и технических характеристик изделий, снижение расхода сырья, материалов, топлива, энергии и др.).
2. Снижение материалоемкости, или материальных затрат, - один из важнейших источников снижения издержек. Материал повышенного качества, прокат, удовлетворяющий требованиям размерных характеристик, профессиональный рост рабочих–станочников – все эти факторы непосредственно влияют на уровень использования металла, что способствует снижению себестоимости выпускаемой продукции и достижению экономии.
Таким образом на себестоимость выпускаемой продукции влияют не только прямые затраты, но и косвенные. При расчете себестоимости ЖБИ необходимо учитывать все виды издержек и принимать меры по снижению прямых и косвенных затрат путем модернизации производства и оптимизации труда рабочих.
Заключение.
Рынок и цена – категории, обусловленные товарным производством. При этом первичным является рынок, что объясняется так: при товарном производстве экономические отношения проявляются главным образом не в самом процессе производства, а через рынок. Именно рынок является основной формой проявления товарно-денежных отношений и стоимостных категорий.
В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбалансированности спроса и предложения.
Предприятие должно поставить перед собой следующие цели:
обеспечение выживаемости;
максимизация текущей прибыли;
завоевание лидерства по показателям доли рынка или по показателям качества товара.
В зависимости от сферы деятельности, от доли занимаемого рынка предприятие должно выбрать один из следующих методов ценообразования:
- средние издержки плюс прибыль;
- анализ безубыточности и обеспечение целевой прибыли;
- установление цены на основе ощущаемой ценности товара,
- установление цены на основе уровня текущих цен,
- установление цены на основе закрытых торгов.
Предприятие также должно учитывать, что установление окончательной цены на товар зависит от: психологического восприятия с обязательной проверкой; от того, что цена эта должна соответствовать установкам практикуемой предприятием политики цен и, что она будет благоприятно воспринята дистрибъютерами и дилерами, собственным торговым персоналом предприятия, конкурентами, поставщиками и государственными органами.
При расчете исходной стоимости продукции предприятие пользуется различными подходами к проблеме ценообразования. Один из таких подходов - установление цены по географическому принципу, когда предприятие решает, как именно рассчитывать цену для удаленных потребителей, и выбирает либо метод установления цены ФОБ в месте происхождения товара, либо метод установления единой цены с включенными в нее расходами по доставке, либо метод установления зональных цен, либо метод установления цен применительно к базисному пункту, либо метод установления цен с принятием на себя расходов по доставке. Второй подход - установление цен со скидками и зачетами, когда предприятие предоставляет скидки и производит зачеты.
Третий подход - установление цен для стимулирования сбыта, когда предприятие решает, прибегнуть ли к использованию «убыточных лидеров» или к ценам для особых случаев или предлагать скидки наличными. Четвертый подход - установление дискриминационных цен, когда предприятие назначает разные цены для разных клиентов, для разных мест и разного времени. Пятый подход - установление цен на новый товар, когда предприятие предлагает защищенную патентом новинку либо в рамках стратегии «снятия сливок», либо в рамках стратегии прочного внедрения на рынок. Шестой подход - ценообразование в рамках товарной номенклатуры, когда предприятие устанавливает ценовые ориентиры для ряда изделий в рамках товарного ассортимента, устанавливает цены на дополняющие товары, обязательные принадлежности и побочные продукты производства.
Решая вопрос об инициативном изменении цен, предприятие должно тщательно изучить вероятные реакции потребителей и конкурентов. Реакция потребителей зависит от того, какой смысл усматривают они в изменении цен. Реакции конкурентов являются либо следствием четких установок политики реагирования, либо результатом конкретной оценки каждой вновь возникающей ситуации. Предприятие, планирующее инициативное изменение цен, должна также предвидеть наиболее вероятные реакции поставщиков, дистрибьютеров и государственных учреждений. В случае изменения цен, предпринятого кем-то из конкурентов, предприятие должно попытаться понять его намерения и вероятную длительность действия нововведения. Если предприятие желает быстро реагировать на происходящее, ей следует заранее запланировать свои ответные меры на возможные ценовые маневры конкурентов.
Учитывая сложность данной проблемы, необходимым является приобретение знаний в этой области для выбора правильного подхода в установлении цен при выходе на рынок. В целях достижения хороших результатов в производственной и коммерческой деятельности необходимо дальнейшее углубление такого рода знаний на основе изучения мирового опыта, специфики экономики Республики Казахстан и других стран.
В заключение можно отметить, что переход от централизованно планируемой экономики к рыночной вызвал коренную ломку представлений о формировании себестоимости продукции (работ и услуг) промышленных предприятий и соответственно об определении будущих финансовых результатов.
В условиях рынка все предприятия, достойные продолжать свою деятельность, должны быть самоокупаемыми, приносить прибыль, в противном случае их ждёт банкротство. Поэтому основным моментом в ценообразовании при переходе к рынку стал отказ от навязывания покупателям нереальных цен, оторванных от действительных запросов рынка. Как сама продукция, так и цены на неё должны быть признаны рынком и только им.
Список литературы:
1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: как управлять капиталом? - М.: Финансы и статистика.-2010г
2. Холт Роберт Н. Основы финансового менеджмента / пер.с англ. - М.: «Дело»,2011
3. Н. Л. Зайцев. Экономика промышленного предприятия. М.: ИНФРА-М,2010г
4. Организация и планирование машиностроительного производства. Изд -е 3-е, под ред. И. М. Разумова. М.: Машиностроение, 2011 г.
5. К.А. Раицкий. Экономика предприятия. М.: ИВЦ « Маркетинг», 2011 г.
6. Н.Т. Савруков. Экономика предприятия. СПб.: «Политехника», 2010 г.
7. А. Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2010 г.
8.Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2012
9. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под. ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Питер-Ком, 2011
10. Дерябин А.А. Система ценообразования и финансов, пути совершенствования. М., Экономика, 2010