Роль транспорта в логистике
Транспорт — это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.
Функции транспортировки:
1) перемещение груза. Каждый груз должен быть доставлен до места дальнейшей переработки или потребления. Перемещение груза по логистической цепочке позволяет преобразовать добываемое сырье в готовую продукцию, а затем доставить ее конечному покупателю. Одновременно физическим перемещением должна увеличиваться и потребительская стоимость груза, иначе такое перемещение будет экономически нецелесообразным. Кроме финансового есть еще один аспект перемещения — временной. К нему относятся невозможность использовать запасы в процессе их перевозки, порча, риски пропажи/потери груза и т. д.;
2) хранение груза. В процессе перевозки происходит также и хранение груза, т.е. не занимаются складские площади. Эта функция перевозки актуальна, если существует ограничение в складских площадях, тогда можно осознанно избирать более медленные способы транспортировки. Кроме того, существуют ситуации, когда склад является лишь транзитным перевалочным пунктом, т. е. груз через непродолжительное время должен будет двигаться дальше. В этом случае транспортные средства возможно использовать также для непосредственного хранения в целях устранения дорогостоящих погрузочно-разгрузочных работ.
Главная цель транспортировки — доставить нужный продукт нужного качества и нужного количества нужному покупателю, в нужное место с минимальными затратами,
Транспорт является проводником материального потока, единственной причиной его движения на межорганизационном уровне (внутри организации существует еще внутрицеховое перемещение материального потока в процессе производства, не относящееся к транспорту, а также перевозки внутри предприятия, осуществляемые часто при помощи складской техники). Транспортная логистика должна особенно близко взаимодействовать со снабженческой и распределительной логистикой.
Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем: транспорт, предназначенный для общего пользования, и транспорт необщего пользования.
Транспорт общего пользования — отрасль народного хозяйства, которая обслуживает сферу обращения и население. Этот вид транспорта часто называют магистральным (магистраль — основная, главная линия в какой-либо системе, в данном случае — в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает городской, железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный и воздушный, а также трубопроводный транспорт
Транспорт необщего пользования — внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям; является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.
Существуют следующие основные виды транспорта:
• железнодорожный;
• морской;
• внутренний водный (речной);
• автомобильный;
• воздушный;
• трубопроводный.
Каждый из видов транспорта имеет конкретные особенности, достоинства и недостатки.
Таблица 7.2
Достоинства и недостатки использования разных видов транспорта
Вид транспорта | Преимущества | Недостатки |
Железнодорожный | Возможность перевозок больших партий грузов, наличие сети железнодорожных линий, связывающих разные районы страны | Медленный (250 — 500 км/сутки), недостаточная оперативность работы сортировочных станций, перевозка только в те районы, где есть железнодорожные пути, хищения и потерн в процессе перевозки, длительные простои |
Автомобильный | Оперативный вид перевозок практически в любую точку страны, возможность экспедирования | Средняя стоимость, маленькие объемы перевозок, зависимость от состояния дорог |
Водный (морской, речной) | Перевозка больших партий, широко используется при международной торговле | Низкая скорость, зависимость от работы порта, времени года и погоды |
Трубопроводный | Большие объемы перевозок, большие расстояния | Перевозка только жидких грузов, сложность перевозки разнообразных грузов |
Воздушный | Высокая скорость, незаменим в экстренных условиях | Маленькие объемы перевозок, зависимость от погоды |
Характеристики транспорта:
• скорость перемещения груза;
• грузоподъемность;
• надежность;
• частота перевозок;
• доступность транспортных средств.
При выборе транспорта в первую очередь принимают во внимание:
• надежность соблюдения графика доставки;
• время доставки;
• стоимость доставки.
Таблица 2.2
Факторы, влияющие на выбор вида транспорта
Вид транспорта | Время | Частота | Надежность | Способ- | Способ- | Стоимость |
доставки | отправлений | соблюдения | ность | ность | перевозки | |
графика | перевозить | доставить | ||||
разные | груз | |||||
грузы | в любую | |||||
географи- | ||||||
ческую | ||||||
точку | ||||||
Железнодорожный | ||||||
Водный | ||||||
Автомобильный | ||||||
Трубопроводный | ||||||
Воздушный |
Эти данные могут служить лишь приблизительным ориентиром для оценки соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки.