Роль химической промышленности в экономической отрасли
Химический комплекс является базовым сегментом российской промышленности, который закладывает основы ее долгосрочного и стабильного развития и оказывает существенное влияние на структурные изменения в экономике, обладающие существенным макроэкономическим эффектом и влияющие на уровень национальной конкурентоспособности и темпы роста экономики в целом.
Потребителями его продукции являются практически все отрасли промышленности, транспорта, сельского хозяйства, сфера услуг, торговля, наука, культура и образование, оборонный комплекс. В структуре обрабатывающих производств промышленности по объему продукции его удельный вес составляет 10,4%. В отрасли сосредоточено более 4,5% основных фондов промышленности страны.
Предприятия обеспечивают около 5,4% общероссийского объема валютной выручки. В химической индустрии насчитывается около 800 крупных и средних промышленных предприятий и более 100 научных и проектно-конструкторских организаций, опытных и экспериментальных заводов с общей численностью более 740 тыс. человек.
Производственный и научно-технический потенциал позволяет российским предприятиям производить около 1,1% мирового объема химической продукции. Однако по общему выпуску химической продукции Россия находится в конце первой двадцатки стран.
В тоже время, по отдельным ее видам, например, по выпуску аммиака и карбамида, российские компании контролируют 15% мирового рынка. После длительного периода спада производства в 1999 г. наметился подъем отрасли. За последние шесть лет (2000-2005 года) объем производства химической продукции увеличился в 1,43 раза. Рост производства в 2006 году к уровню 2005 года по оценке составит 103,3%. В то же время уже с 2000 года имеет место тенденция замедления темпов роста и снижения рентабельности производства.
Недостаток инвестиций в 1991-1998 гг. привел к замедлению или прекращению строительства производственных мощностей, в том числе около 40 объектов на базе комплектного импортного оборудования. Таким образом, определившееся еще в СССР отставание технического, технологического и экономического уровня химических производств от соответствующих показателей развитых стран еще более усилилось и составляет по оценке 15-20 лет.
Внешняя торговля химического комплекса России определяется следующими факторами:
- ростом мировых цен на химические и нефтехимические продукты в связи с высоким уровнем цен на нефть;
- расширением спроса со стороны внутреннего рынка, прежде всего со стороны строительной индустрии и бытового сектора;
- увеличением протекционистских мер по отношению к российским химическим и нефтехимическим продуктам со стороны ряда стран мира;
- снижением ценовой конкурентоспособности отечественных химических и нефтехимических продуктов из-за инфляции, удорожания товаров и услуг естественных монополий, укрепления курса рубля;
- усилением конкуренции с зарубежными поставщиками на внутреннем и внешнем рынках.
Химическая и нефтехимическая промышленность России является экспортоориентированной: на экспорт поступает до 40% произведенной продукции (в стоимостном выражении), в 2004 г. - 9,88 млрд. долл., а в 2005 г. - 11,3 млрд. долл. Последние годы для экспорта химической и нефтехимической продукции характерна повышательная тенденция, причем увеличение валютной выручки определяется, главным образом, ростом мировых цен.
Товарная номенклатура экспорта химического комплекса представлена, главным образом, продукцией неглубокой степени переработки сырья, которая тождественна структуре производства и из-за более низких цен на энергоресурсы имеет ценовое преимущество перед зарубежными аналогами. Лидирующими позициями экспорта являются минеральные удобрения, синтетический каучук, пластмассы, органические и неорганические продукты сырьевого назначения.
Наиболее высокая экспортная составляющая в производстве минеральных удобрений: по причине низкой покупательной способности отечественного сельского хозяйства на мировой рынок поступает от 70 до 90% объема их производства.
Крупномасштабные поставки российских минеральных удобрений создают конкуренцию производителям многих стран, в связи с этим в США, странах ЕС, Бразилии, Мексике и Австралии они облагаются высокими антидемпинговыми пошлинами. Протекционистские меры относительно других химических продуктов применяются в Китае, Индии, Турции.
Российская химическая и нефтехимическая продукция реализуется почти в 100 странах мира, но основным рынком сбыта много лет является Китай, который, вместе с тем, активно развивает собственную производственную базу по выпуску химической продукции, поступающей из России и, кроме того, наращивает экспортный потенциал по продуктам, составляющим основу экспорта российского химического комплекса (аммиак, карбамид, метанол, полиэтилен).
В отличие от экспорта номенклатура импорта химического комплекса обширна и традиционно в ней превалируют товары конечного назначения - изделия из пластмасс, лакокрасочные материалы, шины, товары бытовой химии, резинотехнические изделия, кинофотоматериалы, химические средства защиты растений, то есть товары с высокой добавленной стоимостью. В последние годы темпы роста импорта в 1,5 - 2,0 раза выше темпов роста экспорта (в 2004 г. - 6,5 млрд. долл., 2005 г. - 8,2 млрд. долл.), при этом обозначилась тенденция вытеснения отечественных производителей зарубежными поставщиками.
Наиболее активно процесс проникновения зарубежной химической продукции в ущерб отечественным производителям идет в производстве пластмасс и лакокрасочных материалов, в результате чего доля импорта в потреблении отдельных товаров достигает уровня, превышающего порог экономической независимости (по полистиролу - 53,1%, лакокрасочным материалам - 68,8% и т.д.).
Перспектива развития внешней торговли химической и нефтехимической продукцией будет определяться, главным образом: темпами роста тарифов на энергосырьевые ресурсы; эффективностью и сроками реализации инвестиционных и инновационных процессов; мерами защиты интересов отечественных производителей на внешнем и внутреннем рынках; развитием инфраструктуры (складские помещения, порты отгрузки химической продукции и др.) внедрением зарубежных инвесторов в производственные процессы и их ориентацией на рынки сбыта.
Совокупный спрос рынка в 2015 г. к 2005 г. в целом по комплексу возрастет по базовому (реалистическому) варианту развития в 1,6 раза. Спрос в целом по России будет удовлетворяться в основном за счет отечественного производства, доля которого увеличится с 88,5 до 90,4%.
Следует отметить высокие темпы роста внутреннего рынка по ряду продуктов (поливинилхлорид, полипропилен, полистирол с сополимерами стирола, синтетические моющие средства, сода кальцинированная, шины для легковых автомобилей). В то же время низкими темпами роста внутреннего потребления характеризуется рынок минеральных удобрений, соды каустической, химических волокон и нитей.
Технический и экономический потенциал химической и нефтехимической промышленности не позволяет обеспечить прогнозные потребности рынка в конкурентоспособной продукции. Эффективное решение вышеприведенных системных социально-экономических проблем возможно при непосредственном участии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
На сегодняшний день на предприятиях химической и нефтехимической промышленности вырабатывается широкий ассортимент продукции, часть которого относится к предметам производственного назначения (более 60%). Другая часть (около 40%) относится к предметам народного потребления. На предприятиях этой отрасли промышленности вырабатываются: серная кислота, каустическая и кальцинированная сода, ароматические углеводороды, спирты и кислоты, минеральные удобрения, пластмассы и синтетические смолы, химические волокна, синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества, лакокрасочные материалы и синтетические красители, различные растворители и т.п.
Таким образом, химический комплекс является базовым сегментом российской промышленности, который закладывает основы ее долгосрочного и стабильного развития и оказывает существенное влияние на структурные изменения в экономике, обладающие существенным макроэкономическим эффектом и влияющие на уровень национальной конкурентоспособности и темпы роста экономики в целом. Потребителями его продукции являются практически все отрасли промышленности, транспорта, сельского хозяйства, сфера услуг, торговля, наука, культура и образование, оборонный комплекс.
Список использованной литературы