Практические занятия 2, 3. Рыночные силы: спрос и предложение. Рыночное равновесие – 4 часа

Основные положения

1. Если цена на товар возрастает, то при прочих равных условиях величина (объем) спроса на него соответственно понижается и, наоборот – при снижении цены величина спроса увеличивается.

2. Кривая рыночного спроса показывает общее количество товара, которое все потребители в совокупности хотят и могут купить по каждой из возможных цен, с учетом того, что остальные значимые факторы, такие, как цена взаимозаменяющих товаров, затраты на рекламу и тому подобное, остаются постоянными.

3. Изменения в цене товара X ведут к изменению величины (объема) спроса на этот товар. Это соответствует перемещению вдоль постоянной кривой спроса. Изменения переменных, помимо цены влияющих на цену товара X, таких, как доход потребителя или цена на другие аналогичные товары У, ведут к изменению спроса. В этом случае осуществляется смещение всей кривой спроса.

4. Товар, спрос на который при росте (снижении) потребительских доходов повышается (падает), называется нормальным товаром.

5. Товар, спрос на который при росте (снижении) потребительских доходов падает (повышается), называется низшим товаром.

6. Товары, спрос на которые увеличивается (снижается) при повышении (понижении) цен на другие товары, называются субститутами, или взаимозаменяющими товарами.

7. Товары, спрос на которые увеличивается (снижается) при понижении (повышении) цен на другие товары, называются комплементарными, или взаимодополняющими товарами.

8. Функция спроса на товар X показывает то количество этого товара, которое будет куплено при различных ценах на него и на аналогичные товары, при различных уровнях дохода, а также при возможных значениях других переменных, которые влияют на спрос.

9. Потребительский выигрыш — это ценность, которую потребитель получает, не уплачивая за нее. Это показатель того, сколько дополнительно готов заплатить потребитель за конкретное количество единиц приобретаемого им товара.

10. Кривая рыночного предложения показывает общее количество товара, которое производители хотят и могут выпустить на конкурентный рынок по ценам в определенном диапазоне, зафиксировав при этом все остальные значимые факторы (цены используемых ресурсов, технологии и т.п.).

11. Если цена на товар увеличивается (снижается), то при прочих равных условиях количество предлагаемого этого товара на рынке растет (падает).

Изменение в цене товара ведет к изменению количества предлагаемого товара на рынке. Графически это соответствует перемещению вдоль неизменной кривой предложения. Изменение предложения — это изменения других переменных (цены на исходные ресурсы, применяемые технологии и т.п.), исключая цену продажи товара, ведущие к изменению предложения. Графически это соответствует смещению заданной кривой предложения вверх или вниз (вправо или влево).

12. Функция предложения товара описывает, какое количество этого товара будет предложено на рынке по возможным ценам с учетом диапазона цен на исходные ресурсы, а также при различных вариантах других переменных, влияющих на предложение.

13. Выигрыш производителя — это средства, полученные производителями сверх той суммы, которая достаточна для того, чтобы побудить их производить рассматриваемый товар.

14. Равновесие на конкурентном рынке устанавливается при равенстве рыночного спроса и рыночного предложения. Равновесная цена — это цена, при которой величина (объем) спроса и величина (объем) предложения равны.

15. Ценовой потолок — это максимально высокая на рынке цена на товар, допустимая по закону.

16. Ценовой пол — это минимальная цена, ниже которой товар на рынке по закону не может продаваться.

Контрольные вопросы

1. Что понимают под спросом? Чем спрос отличается от потребности?

2. Сформулируйте закон спроса. Объясните различие между спросом и величиной спроса.

3. Назовите основные неценовые факторы (детерминанты) спроса. Как они влияют на изменение кривой спроса? Приведите примеры.

4. Что понимают под индивидуальным и рыночным спросом?

5. Дайте определение предложения. Сформулируйте закон предложения.

6. Объясните различие между предложением и величиной предложения.

7. Назовите основные неценовые факторы (детерминанты) предложения. Как они влияют на изменение кривой предложения? Приведите примеры.

8. Что понимают под индивидуальным и рыночным предложением?

9. Что понимают под рыночным равновесием? Дайте понятие равновесной цены.

10. Всегда ли на рынке существует равновесие? При каких условиях оно осуществимо?

11. Охарактеризуйте ситуацию дефицита и излишков в экономике. При каких условиях они возникают?

12. Каковы причины изменения рыночного равновесия?

13. Проанализируйте изменение рыночного равновесия при следующих условиях:

- увеличение (уменьшение) спроса;

- увеличение (уменьшение) предложения;

- одновременное увеличение (уменьшение) спроса и предложения;

Верно / Неверно

Определите, верны (В) или неверны (Н) следующие утверждения:

1. Кривая спроса показывает, что при снижении цены растет объем спроса.

2. Сдвиг кривой предложения вправо означает, что производители пред­лагают большее количество продукта при каждом уровне цен.

3. Изменение потребительских предпочтений приводит к движению спроса вдоль его кривой, а рост доходов — к ее сдвигу.

4. При прочих равных условиях плохой урожай картофеля приведет к росту цен на чипсы.

5. Падение цены на товар приведет к росту спроса на его товар-заменитель (субститут).

6. Технический прогресс в производстве продукта Х повлечет за собой сдвиг кривой предложения вправо - вниз.

7. Если спрос возрастает, а предложение снижается, то равновесная цена повышается, а равновесное количество сокращается.

8. Если спрос растет и предложение повышается, то равновесная цена повышается, и равновесное количество также возрастает.

9. Если спрос падает, и предложение тоже снижается, то равновесное
количество товара сокращается.

10. Цены, находящиеся ниже равновесного уровня, приводят к
появлению дефицита товаров, а цены выше равновесного уровня вызывают накопление излишков.

11. Равновесная цена - это цена, при которой количество потребного потребителям товара равно количеству товара, поставляемого на рынок производителями.

12. Примером ценового потолка является установление минимума заработной платы.

13. Рост спроса, сопровождающийся расширением предложения, приводит к увеличению равновесного объема производства, но не к росту рав­новесной цены.

14. Если одновременно вырастут предложение товара и потребительские доходы, возможно, цена на него не изменится.

Тестовые задания

1. Закон спроса гласит, что при прочих равных условиях:

а) если цена на товар растет, предложение этого товара увеличивается;

б) если цена на товар растет, предложение этого товара снижается

в) если цена на товар падает, предложение этого товара увеличивается;

г) если цена на товар падает, предложение этого товара сокращается.

2. Для товара, относящегося к категории нормальных, понижение дохода ведет к:

а) смещению кривой спроса на этот товар вверх;

б) смещению кривой спроса на этот товар влево;

в) смещению кривой спроса на этот товар вправо;

г) смещению кривой спроса на этот товар вниз.

3. Если товар X является субститутом (взаимозаменяющим) для товара

У, то повышение цены на товар X приведет к:

а) понижению спроса на товар У;

б) понижению спроса на товар X;

в) увеличению спроса на товар X;

г) увеличению спроса на товар У.

4. Для издательства, выпускающего учебники, повышение цены на

бумагу приведет к тому, что кривая предложения:

а) переместится так, что возникнет потребительский выигрыш;

б) сместится влево - вверх;

в) сместится вправо - вниз;

г) станет параллельной оси цен.

5. Максимальная цена, которая может быть установлена на рынке по закону, — это:

а) ценовой потолок;

б) полная экономическая цена;

в) выигрыш производителя;

г) ценовой пол.

6. Если куриные окорочка — это товар низшей категории, то как

повлияет экономический бум в стране на их цену и продажу:

а) цена увеличится, объем продаж упадет;

б) цена увеличится, объем продаж возрастет:

в) цена снизится, объем продаж упадет;

г) цена снизится, объем продаж возрастет;

7. Что из перечисленного ниже не является фактором, приводящим к смещению спроса:

а) цены субститутов.

б) потребительский доход.

в) затраты на рекламу.

г) цены взаимодополняющих товаров.

д) цена самого товара.

8. Закон предложения, если цены растут, а прочие условия неизменны, проявляется в:

а) росте предложения;

б) снижении предложения;

в) росте объема предложения;

г) падении объема предложения.

9. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:

а) спрос равен предложению;

б) цена равна издержкам плюс прибыль;

в) уровень технологии меняется постепенно:

г) объем предложения равен объему спроса.

10. Если спрос возрастает, а предложение снижается, то:

а) равновесная цена повышается, а равновесное количество сокращается;

б) и равновесная цена, и равновесное количество повышаются;

в) и равновесная цена, и равновесное количество сокращаются;

г) равновесная цена сокращается, а равновесное количество повышается.

Задачи

1. Как влияют перечисленные в таблице 1.1 изменения на спрос и предложение?

Таблица 1.1 - Ценовые и неценовые факторы спроса и предложения

Факторы Сдвиг кривой спроса Движение вдоль кривой спроса Сдвиг кривой предложения Движение вдоль кривой предложения
Изменение цен конкурирующих товаров        
Внедрение но- вой технологии        
Изменение моды на товар        

Окончание таблицы 1.1

Изменение потребительских доходов        
Изменение цен на сырье        

Охарактеризуйте их влияние с помощью кривых спроса и предложения (отметьте значками в тех колонках, название которых характеризует эффект изменения).

2. Все потребители имеют одинаковые функции индивидуального спроса: QDi =5 – 0,5 ∙ P. На рынке имеется 5 потребителей.

Определить:

- функцию рыночного спроса;

- изменение рыночного спроса, если товар захотят купить еще 10, 15, 20 потребителей.

3. Спрос на продукцию компании задан функцией:

Qs(x)=12 - 3Px - 4Py + I + 2Ax,

где Px – цена единицы товара Х, Py - цена единицы товара У, I - доход потребителя, Ax - затраты на рекламу.

Единица товара Х продается по 2 долл., товара У – по 1 долл., компания потратила 2 долл. на рекламу своей продукции, а доход равен 10 долл.

Определите:

а) какое количество товара Х купят потребители;

б) являются ли Х и У взаимозаменяющими или взаимодополняющими товарами;

в) является ли Х нормальным товаром или низшим.

4. Функция предложения на товар Х задана уравнением:

Qs(х)=20 – 2Px – Py,

где Px –цена единицы товара Х, а Py - цена исходных ресурсов.

Товар Х продается по цене 4 долл., а цена исходных ресурсов – 1 долл. Сколько единиц товара Х поставят на рынок производители?

5. В таблице 1.2 представлены объемы спроса и предложения при разных уровнях цены:

Таблица 1.2 - Объемы спроса и предложения

Цена Объем спроса Объем предложения

Окончание таблицы 1.2

а) определите равновесную цену;

б) если рыночная цена на этом рынке равна 8 ед., что характерно для

данного рынка – излишки или дефицит? Каков их объем?

в) если рыночная цена на этом рынке составит 32 ед., что характерно для данного рынка – излишки или дефицит? Каков их объем?

г) если при увеличении доходов, спрос при каждой цене увеличится на 15 штук, каковы будут новые условия равновесия?

6. Функции спроса (Qd) и предложения (Qs) на товар описываются уравнениями:

Qd=2500 – 200Р

Qs= 1000 + 100Р

а) определите параметры равновесия на рынке: равновесную цену и равновесный объем продаж;

б) государство установило на данный товар фиксированную цену в 3 ед. Каковы последствия такого решения?

Наши рекомендации