Спрос, предложение, рыночное равновесие

Основными элементами любого рынка конкретного продукта являются множество независимо действующих потребителей, предъявляющих рыночный спрос на продукт и конкурирующих за его потребление, множество независимо действующих производителей, выражающих свою реакцию в виде рыночного предложения данного продукта и конкурирующих за его реализацию на рынке, и результат взаимодействия потребителей и производителей в виде равновесной цены и равновесного количества продукта, продаваемого на рынке. Для понимания основных элементов рынка продукта, результатов функционирования рынка и факторов, влияющих на его функционирование, в данной главе вводятся понятия спроса и предложения, величин спроса и предложения, законов спроса и предложения и неценовых факторов спроса и предложения, влияющих на поведение потребителей и производителей, рыночного равновесия.

Спрос, величина спроса, закон спроса,

Неценовые факторы спроса

При условии, что все параметры (факторы) экономической действительности неизменны и меняется только цена данного продукта, люди могут и предпочитают покупать большее количество данного товара по более низкой цене и меньшее количество по более высокой цене.

Спрос (demand, D). Совокупность данных о желаниях и возможностях потребителей приобрести конкретное количество данного товара по каждой из возможных цен в течение определённого периода времени в заданных географических границах при неизменности прочих параметров (факторов) экономической действительности называется спросом. Спрос может быть представлен в графической (в виде кривой спроса DD; рис. 5.1), аналитической (в виде уравнения: Qd = 50 - 5·P) и табличной формах. Выделяют индивидуальный (одного потребителя) и рыночный спрос.

Величина спроса (quantity of demand, Qd). Количество данного продукта, которое потребители хотят и в состоянии купить по конкретной цене в течение определённого периода времени в заданных географических границах при конкретных (соответствующих) прочих параметрах экономической действительности называется величиной спроса. На графике (рис. 5.1) представляется в виде точки на кривой спроса DD, в табл. 5.1 это одна строка данных (P; Qd).

Таблица 5.1.

Спрос индивидуального покупателя на яблоки в неделю на Заречном рынке

Цена за 1 кг яблок (Р), руб. Величина спроса на яблоки в неделю на Заречном рынке (Qd), кг
0,5 1,0 2,0 3,5 5,5 8,0

Р, руб.

 
  спрос, предложение, рыночное равновесие - student2.ru

0 1 2 3 4 5 6 7 8 Qd, кг

Рис. 5.1. Кривая индивидуального спроса на яблоки

Рыночный спрос на данный товар может быть, в частности, определён путём суммирования индивидуальных спросов всех потребителей или путём умножения индивидуального спроса одного потребителя на общее число потребителей данного товара, если желания и финансовые возможности данных потребителей совпадают. Конкретные данные о спросе можно получить, в частности, путём социологических исследований или наблюдая и фиксируя реакцию потребителей в виде изменения величины спроса на изменение цены товара, последние данные можно получить, в частности, в управлениях статистики, концентрирующих и систематизирующих информацию о конкретных предприятиях и рынках товаров. Отдельной темой является проблема влияния на изменение спроса, и она связана с неценовыми факторами спроса.

Закон спроса. При неизменности всех прочих параметров (факторов) экономической действительности снижение цены ведёт к соответствующему возрастанию величины спроса, и наоборот, - отсюда формулируется закон спроса. Между ценой на продукт и величиной спроса на него существует обратная или отрицательная зависимость при неизменности всех прочих параметров (факторов) экономической действительности. В частности, при уменьшении цены продукта за счёт дополнительно остающихся у потребителей денежных средств повышается покупательная способность имевшихся потребителей данного товара, и они покупают больше всех продуктов и в том числе данного. Появляются новые покупатели данного продукта, которым он ранее был недоступен. Кроме этого, некоторые потребители, и имевшиеся и новые, переориентируют часть своих расходов с приобретения одних продуктов, в первую очередь с продуктов-заменителей, удовлетворяющих эту же потребность, а в некоторых случаях удовлетворяющих совершенно другие потребности, на приобретение этого, ставшего более дешёвым, т.е. действуют эффекты дохода и замещения.

Изменение величины спроса отображается на графике перемещением точки на постоянной (неподвижной) кривой спроса DD (при увеличении величины спроса – вниз и вправо (на рис. 5.2. из точки А в точку В); при уменьшении величины спроса – вверх и влево (на рис. 5.2 из точки В в точку А).

Цена, Р

спрос, предложение, рыночное равновесие - student2.ru D увеличение величины спроса

т. А уменьшение величины спроса

РА

т. В

РВ • D

0 Q < Q Величина спроса, Qd

Рис. 5.2. Изменение величины спроса

Основным фактором, влияющим на количество покупаемого продукта, является его цена, но, кроме него, есть и другие факторы, влияющие на количество покупаемого продукта, которые называют неценовыми факторами спроса.

Неценовые факторы спроса. Это факторы, влияющие на желание и финансовые возможности потребителя покупать другое, большее или меньшее, количество данного товара по каждой из возможных цен.

Изменение спроса. Оно на графике отображается в виде перемещения всей кривой спроса DD (при увеличении спроса – вправо (на рис.5.3. из DD в D1D1), когда потребители покупают большее количество данного товара по каждой из возможных цен; при уменьшении спроса - влево (на рис. 5.3. из DD в D2D2)).

Цена, Р

спрос, предложение, рыночное равновесие - student2.ru D2 D D1

уменьшение спроса

увеличение спроса

D2 D D1

0 Величина спроса, Qd

Рис. 5.3. Изменение спроса

Неценовые факторы спроса. (В скобках, в свою очередь, указаны некоторые способы влияния на эти факторы или факторы, от которых они зависят):

1) потребительские вкусы (реклама, мода, появление новых продуктов, осознание новых последствий потребления и новых целей потребления, изменение идеологии, воспитание…). Реклама двух упражнений для быстрого снижения объёма талии (простые наклоны вперёд и нажатие с усилием кулаками в разные части живота дважды в день по пять минут) и рекомендаций по диете (ограничение потребляемой жидкости до двух стаканов в день и приём пищи четыре раза в день до степени лёгкого насыщения) приведёт к снижению спроса на все эспандеры для накачки брюшного пресса и массажёры для похудения. Создание телевизоров, выполняющих функции монитора, приведёт к снижению спроса на мониторы для компьютеров;

2) число покупателей (международная и межрегиональная торговля, создание и развитие инфраструктуры экономики, дешёвый и быстрый транспорт, продолжительность жизни в целом и её активного периода, рождаемость, смертность…). Прокладка газопроводов до очередных населённых пунктов приведёт к росту числа потребителей газа и увеличению спроса на газ;

3) денежный доход потребителей.Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами. Товары, спрос на которые изменяется в обратной зависимости от изменения денежного дохода, называются товарами низшей категории. Очень высокий доход делает личное время граждан очень ценным, они больше зарабатывают в единицу рабочего времени и на свои сверхвысокие доходы хотели бы получить максимальное удовольствие в единицу свободного времени. В результате увеличивается спрос на личные автомобили и на услуги личных водителей и сокращается спрос на проезд в общественном транспорте. С учётом вышеприведённых определений для современных условий жизни можно предположить, что личные автомобили являются товарами высшей категории, а проезд на общественном транспорте товаром низшей категории;

4) цены на сопряжённые (взаимозаменяемые и взаимодополняющие) товары. Взаимозаменяемые товары – товары (или услуги), для которых существует прямое соотношение между ценой на один из них и спросом на другой, т.е. снижение (повышение) цены одного товара (или услуги) вызывает уменьшение (увеличение) спроса на другой (другую). Взаимодополняющие товары – такие товары (или услуги), для которых существует обратное соотношение между ценой на один из них и спросом на другой, т.е. снижение (повышение) цены одного товара (или услуги) вызывает повышение (сокращение) спроса на другой (другую). Снижение цен на компьютеры приведёт к росту спроса на все взаимодополняющие товары, в частности, на услуги сети Интернет, программные продукты, курсы пользователей и программистов, книги по информатике. Резкое повышение цен на газ приведёт к росту спроса на его заменитель в качестве энергоносителя, электроэнергию;

5) ожидания потребителями изменения будущих цен на товары, наличия товаров на рынке, личного денежного дохода. Если потребители в ближайшем значимом для них будущем ожидают снижения цены на конкретный товар, появления на рынке этого товара в большем количестве, уменьшения своих личных денежных доходов, то они уменьшат спрос на данный товар в текущий момент времени, не будут тратить лишние деньги на его покупку и поберегут их на неотложные нужды на трудные времена. Если потребители в ближайшем значимом для них будущем ожидают повышения цены на конкретный товар, снижения на рынке количества этого товара, увеличения своих личных денежных доходов, то они увеличат спрос на данный товар в текущий момент времени, чтобы сэкономить деньги на его приобретении и зря не ущемлять себя лишнее время в удовлетворении своей потребности. Например, потребители узнают о гибели 80 % плантаций кофе в Бразилии и на основе этой информации делают предположение, что кофе на рынке будет меньше и оно вскоре станет дороже, и для нейтрализации своих будущих повышенных расходов делают небольшой запас кофе, увеличивая тем самым текущий спрос на него.

Таким образом, зная, прогнозируя или воздействуя на изменения цены и неценовых факторов спроса, продавцы и потребители принимают соответствующие решения об объёмах покупок-продаж в данный момент и в будущем.

Наши рекомендации