Спрос, предложение и рыночное равновесие.

Рыночная система. Понятие и сущность рынка.

Основные критерии характеристики рынков. Виды рынков, их классификация. Рынки потребительских товаров, рынки ресурсов, денежный рынок.

Функции рынка. Инфраструктура и институты рынка.

Взаимодействие рыночных и нерыночных факторов функционирования национальной экономики. Преимущества и противоречия рыночной экономики. Ограниченность рыночного механизма – «провалы» рынка. Необходимость и пределы государственного вмешательства в рыночный процесс. Основные черты современной рыночной экономики.

Механизм рынка: спрос и предложение.

Экономическая природа спроса. Функция и закон спроса. Факторы, определяющие спрос. Изменения спроса и величины спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.

Экономическая природа предложения. Закон предложения. Детерминанты предложения. Изменения предложения и величины предложения. Индивидуальное и рыночное предложение.

Равновесие спроса и предложения. Дефицит и излишки. Уравновешивающая функция цен. Подходы Л. Вальраса и А. Маршалла к анализу установления рыночной цены.

Устойчивость рыночного равновесия. Статическая и динамическая модели рыночного равновесия.

Понятие эластичности спроса и предложения.

Ценовая эластичность спроса и факторы, на нее влияющие. Коэффициенты ценовой эластичности спроса. Взаимосвязь эластичности с общей выручкой.

Точечная и дуговая эластичность.

Эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность.

Эластичность предложения. Показатели эластичности предложения. Факторы, влияющие на эластичность рыночного предложения.

Значение элемента времени в экономике. Мгновенное, краткосрочное и длительное равновесие (равновесие «нормальной цены»).

Практическое значение теории эластичности. Классификация благ в зависимости от значения эластичности.

Цели и методы государственного ценообразования и регулирования цен. Последствия государственного вмешательства в рыночный механизм.

Тема 4.Теория потребительского поведения

И потребительский выбор.

Теория поведения потребителя. Множественность видов потребления, ненасыщаемость, транзитивность, субституция, убывающая предельная полезность.

Теория потребительского выбора. Потребительский выбор и его особенности. Полезность и ценность. Функция полезности. Ценность блага как результат соотношения запаса блага и потребности в нем. Суммарная полезность набора благ. Предельная полезность. Проблема измерения полезности. Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса. Шкала К. Менгера.

Законы Г. Госсена. Приращение полезности в обмене, излишки потребителя и производителя. Условие равновесия потребителя и максимизация полезности.

Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности и спроса. Модель потребительского выбора: кривые и карты безразличия, предельная норма замещения (субституции). Оптимизация выбора потребителя: варианты безразличия и предпочтения. Бюджетные ограничения, потребительский бюджет и бюджетная линия.

Особенности потребительского спроса: функциональный и нефункциональный спрос. Социальный, спекулятивный, нерациональный спрос. Закономерности развития потребительских предпочтений.

Формирование индивидуального и рыночного спроса. Кривые Э. Энгеля. Эффект дохода, эффект замещения. Некачественные блага. Парадокс Р. Гиффена. Эффект дохода и эффект замены по Дж. Хиксу и Е.Е. Слуцкому. Компенсирующие и эквивалентные изменения дохода. Компенсированный спрос и индексы дохода.

Выбор потребителя в условиях неопределенности и риска. Асимметрия информации и «рынок лимонов». Негативный отбор.

Тема 5.Теория производства экономических благ.

Наши рекомендации