Основные этапы становления и развития экономической науки

Перечень вопросов для подготовки к экзамену

1.Предмет экономики. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

Экономическая теория изуча­ет не ресурсы как таковые, а экономическое поведение людей. Поэтому экономическая теория не техническая, а гуманитарная (общественная) наука. Главная функция эконом. теории состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, кот-ые необходимы для жизнедеят-ти людей. Под благом понимают удовлетворение потребностей людей, отвечающих их целям и устремлениям. Предметом этой науки являются экон. отношения, т.е. отношения между людьми и социальными группами, которые складываются в производстве, распределении, обмене и потреблении благ.

Экономическая теория изучает сферу произ-ва и распределение жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Э.Т. изучает движение экон.жизни- тенденции в развитии цен, производство, безработица. Экон. цели: экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность(максимальная отдача при минимуме издержек) стабильный уровень цен, экономич. свобода, справедливое распределение доходов, экономич. обеспеченность, торговый балланс.

«Экономика — это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими аль­тернативное использование» .

Экономическая теория тесно связана со многими други­ми науками: философией, психологией, историей, демог­рафией, статистикой, математикой, юриспруденцией и др.

С точки зрения объекта исследования разделы экономнической теории условно можно обозначить как «микроэко­номика» и «макроэкономика».

Микроэкономикой называется анализ причин, законо­мерностей и последствий функционирования отдельных субъектов в рыночной экономике (например, промышлен ной фирмы, семейной фермы и т.н.).

Макроэкономика рассматривает совокупные показатели| дохода, занятости, динамики цен, определяет закономерности государственной экономической политики.

Экономическая теория использует широкий спектр ме­тодов научного познания. Важнейшим из них является метод научной абстракции. Он состоит в очищении иссле­дования объекта от случайного, временного и определении постоянных, типичных, характерных черт. С помощью метода абстракции формулируются научные категории, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов, и строятся экономические модели .

В процессе экономического моделирования происходит формулировка экономических законов как категорий, отра­жающих наиболее устойчивые внутренние и внешние связи объекта.

В экономической жизни общества мы повсюду наблю­даем явления, органически связанные между собой. Если при этом одна переменная величина зависит, вследствие определенных закономерностей, от другой переменной ве­личины, то мы говорим о функциональной зависимости

Любой объект реально существует в системе взаимосвязей, для исследования которых используются методы ин­дукции и дедукции. Индукция — это движение мысли w частных к общим умозаключениям. Дедукция — движение мышления от общих положений к частным определениям,

Принято различать позитивный анализ и нормативный анализ (иногда говорят о позитивной и нормативной эко­номической теории). Позитивный анализ исследует взаи­мосвязи экономических явлений как они есть: например, рост цены на товар ведет к уменьшению спроса на нега (при прочих равных условиях). В этом утверждении нет никаких нормативных, т.е. оценочных суждений, это просто констатация факта.

Нормативный подход основан на исследовании того, как должно быть. Поэтому здесь выносятся оценки — справед­ливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо. С оценочными суждениями постоянно приходится сталки­ваться правительству, государственным деятелям при раз­работке экономической политики.

Экономико-математическое моделирование, являясь од­ним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, а также делает возможным прогнозирова­ние экономических процессов.

Экономические эксперименты разумны и необходимы, хотя и далеко не всегда представляется возможным в эко­номической жизни точно спрогнозировать вероятные ре­зультаты экспериментов.

Основные этапы становления и развития экономической науки

Становление развития науки связано с изучением экономической науки с древних времен Аристотелем и Платоном.

Аристотель смог глубоко проникнуть в вопросы хозяйственной деятельности, именно он определил экономику как науку о богатстве и внес ценный вклад в теорию стоимости цены и денег. Сам термин экономика произошел от древних слов экономия, который изобрел Ксенофон (греческий писатель, историк).

Меркантилизм – новая школа. Концепция, которая видела основу национального процветания в накоплении благородных металлов. Мантуа де Монтекье – французский ученый, Томас Мелл, Джамбо Искальер.

Школа физиократ (18 век, Франция). Франсуа Кене, Ан Тюрго. Они считали, что только земля продуктивна и что только труд сельскохозяйтвенного работника способен создать чистый продукт, т.е. доход превышающий затраты.

Классическая политическая экономика – Адам Смитт, Джон Стюарт, Куля Бетие. Эта школа рассматривает человека прежде всего как человека экономического. Его стремление к максимизации своего богатства ведет и к преумножению всего общества.

Марксизм – Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Они разработали периодизацию развития общества, теорию капитала, его воспроизводства и накопления, прибавочную стоимость и распределение.

Маржинализм –Альфред Маршал. Трактовал что все экономические законы – общие законы, относящиеся к тем областям поведения человека, которые можно измерить денежной массой. Квазирента – продукт, извлекаемый из созданных человеком машин и других средств производства.

Эффективный спрос – Артур Пигу, Карл Мергер, Вильфредо Парэтто. В их трудах были окончательно сформулированы основные принципы маржинализма или теории предельной полезности.

Кейнсианство – Джон Мейнар Кейнс. Двигателм экономики по мнению Кейнса является не предложение, спрос. Именно он выступает решающим фактором развития производства и предложения. Для повышения совокупного спроса Кейнс рекомендовал использовать налогово-бюджетную и кредитно-денежную политику государства.

Монетаризм – Дэвид Юнг, Милкон Фридан. макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Возник в 1950-е годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения. Несмотря на то, что основоположником монетаризма является М. Фридман, название новой экономической теории было дано К. Бруннером[1].

Теория экономики и предложения – По с 1970-1980. Артур Лаффе

Появление теории экономики предложения было обусловлено серьезным кризисом государственного регулирования рыночной экономики на основе Кейсианских рецептов. Авторы противостоят теории Кейсиантсва. Главное внимание – регулирование спроса.

Институционализм – Терстейн Эбмен, Джон Комманс - зародился в начале ХХ века в США. Его основоположником считается Торстейн Веблен. Институционализм - это направление буржуазного государствления 20 века, рассматривающее политическую организацию общества, как комплекс различных объединений граждан - "институций"(семья, партия, профсоюз и т.д.). Последователи институционализма стремились расширить рамки экономического анализа, привлекая подходы и методы смежных наук. Представители институционализма считали, что поведение экономического человека формируется главным образом в рамках и под воздействием социальных групп и коллективов.

Неоинституционализм – современная экономическая теория, принадлежащая к неоклассическому направлению, начало которой положила книга Рональда Коуза «Природа фирмы», вышедшая в 1937 году. Однако интерес к этой сфере проявился лишь к концу 1970-х годов в США, а затем в Европе. Сам термин был введен в научный оборот Оливером Уильямсоном.

Под его началом возникла экономическая теория собственности, экономической организации, теория общественного выбора.

Наши рекомендации