Основные этапы становления и развития экономической науки
Перечень вопросов для подготовки к экзамену
1.Предмет экономики. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.
Экономическая теория изучает не ресурсы как таковые, а экономическое поведение людей. Поэтому экономическая теория не техническая, а гуманитарная (общественная) наука. Главная функция эконом. теории состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, кот-ые необходимы для жизнедеят-ти людей. Под благом понимают удовлетворение потребностей людей, отвечающих их целям и устремлениям. Предметом этой науки являются экон. отношения, т.е. отношения между людьми и социальными группами, которые складываются в производстве, распределении, обмене и потреблении благ.
Экономическая теория изучает сферу произ-ва и распределение жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Э.Т. изучает движение экон.жизни- тенденции в развитии цен, производство, безработица. Экон. цели: экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность(максимальная отдача при минимуме издержек) стабильный уровень цен, экономич. свобода, справедливое распределение доходов, экономич. обеспеченность, торговый балланс.
«Экономика — это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование» .
Экономическая теория тесно связана со многими другими науками: философией, психологией, историей, демографией, статистикой, математикой, юриспруденцией и др.
С точки зрения объекта исследования разделы экономнической теории условно можно обозначить как «микроэкономика» и «макроэкономика».
Микроэкономикой называется анализ причин, закономерностей и последствий функционирования отдельных субъектов в рыночной экономике (например, промышлен ной фирмы, семейной фермы и т.н.).
Макроэкономика рассматривает совокупные показатели| дохода, занятости, динамики цен, определяет закономерности государственной экономической политики.
Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания. Важнейшим из них является метод научной абстракции. Он состоит в очищении исследования объекта от случайного, временного и определении постоянных, типичных, характерных черт. С помощью метода абстракции формулируются научные категории, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов, и строятся экономические модели .
В процессе экономического моделирования происходит формулировка экономических законов как категорий, отражающих наиболее устойчивые внутренние и внешние связи объекта.
В экономической жизни общества мы повсюду наблюдаем явления, органически связанные между собой. Если при этом одна переменная величина зависит, вследствие определенных закономерностей, от другой переменной величины, то мы говорим о функциональной зависимости
Любой объект реально существует в системе взаимосвязей, для исследования которых используются методы индукции и дедукции. Индукция — это движение мысли w частных к общим умозаключениям. Дедукция — движение мышления от общих положений к частным определениям,
Принято различать позитивный анализ и нормативный анализ (иногда говорят о позитивной и нормативной экономической теории). Позитивный анализ исследует взаимосвязи экономических явлений как они есть: например, рост цены на товар ведет к уменьшению спроса на нега (при прочих равных условиях). В этом утверждении нет никаких нормативных, т.е. оценочных суждений, это просто констатация факта.
Нормативный подход основан на исследовании того, как должно быть. Поэтому здесь выносятся оценки — справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо. С оценочными суждениями постоянно приходится сталкиваться правительству, государственным деятелям при разработке экономической политики.
Экономико-математическое моделирование, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, а также делает возможным прогнозирование экономических процессов.
Экономические эксперименты разумны и необходимы, хотя и далеко не всегда представляется возможным в экономической жизни точно спрогнозировать вероятные результаты экспериментов.
Основные этапы становления и развития экономической науки
Становление развития науки связано с изучением экономической науки с древних времен Аристотелем и Платоном.
Аристотель смог глубоко проникнуть в вопросы хозяйственной деятельности, именно он определил экономику как науку о богатстве и внес ценный вклад в теорию стоимости цены и денег. Сам термин экономика произошел от древних слов экономия, который изобрел Ксенофон (греческий писатель, историк).
Меркантилизм – новая школа. Концепция, которая видела основу национального процветания в накоплении благородных металлов. Мантуа де Монтекье – французский ученый, Томас Мелл, Джамбо Искальер.
Школа физиократ (18 век, Франция). Франсуа Кене, Ан Тюрго. Они считали, что только земля продуктивна и что только труд сельскохозяйтвенного работника способен создать чистый продукт, т.е. доход превышающий затраты.
Классическая политическая экономика – Адам Смитт, Джон Стюарт, Куля Бетие. Эта школа рассматривает человека прежде всего как человека экономического. Его стремление к максимизации своего богатства ведет и к преумножению всего общества.
Марксизм – Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Они разработали периодизацию развития общества, теорию капитала, его воспроизводства и накопления, прибавочную стоимость и распределение.
Маржинализм –Альфред Маршал. Трактовал что все экономические законы – общие законы, относящиеся к тем областям поведения человека, которые можно измерить денежной массой. Квазирента – продукт, извлекаемый из созданных человеком машин и других средств производства.
Эффективный спрос – Артур Пигу, Карл Мергер, Вильфредо Парэтто. В их трудах были окончательно сформулированы основные принципы маржинализма или теории предельной полезности.
Кейнсианство – Джон Мейнар Кейнс. Двигателм экономики по мнению Кейнса является не предложение, спрос. Именно он выступает решающим фактором развития производства и предложения. Для повышения совокупного спроса Кейнс рекомендовал использовать налогово-бюджетную и кредитно-денежную политику государства.
Монетаризм – Дэвид Юнг, Милкон Фридан. макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Возник в 1950-е годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения. Несмотря на то, что основоположником монетаризма является М. Фридман, название новой экономической теории было дано К. Бруннером[1].
Теория экономики и предложения – По с 1970-1980. Артур Лаффе
Появление теории экономики предложения было обусловлено серьезным кризисом государственного регулирования рыночной экономики на основе Кейсианских рецептов. Авторы противостоят теории Кейсиантсва. Главное внимание – регулирование спроса.
Институционализм – Терстейн Эбмен, Джон Комманс - зародился в начале ХХ века в США. Его основоположником считается Торстейн Веблен. Институционализм - это направление буржуазного государствления 20 века, рассматривающее политическую организацию общества, как комплекс различных объединений граждан - "институций"(семья, партия, профсоюз и т.д.). Последователи институционализма стремились расширить рамки экономического анализа, привлекая подходы и методы смежных наук. Представители институционализма считали, что поведение экономического человека формируется главным образом в рамках и под воздействием социальных групп и коллективов.
Неоинституционализм – современная экономическая теория, принадлежащая к неоклассическому направлению, начало которой положила книга Рональда Коуза «Природа фирмы», вышедшая в 1937 году. Однако интерес к этой сфере проявился лишь к концу 1970-х годов в США, а затем в Европе. Сам термин был введен в научный оборот Оливером Уильямсоном.
Под его началом возникла экономическая теория собственности, экономической организации, теория общественного выбора.