Основные этапы становления экономической науки

Экономическая наука является одной из самых молодых отраслей научного знания. Институционально она окончательно оформляется только в ХХ веке. Косвенно это подтверждается тем фактом, что экономика не была упомянута в завещании А. Нобеля, на средства которого в 1900 году был образован крупнейший в мире фонд поддержки научных исследований. Только в 1969 году шведским Национальным банком была учреждена премия по экономике памяти А. Нобеля. В курсах по истории экономической теории вплоть до начала ХХ века указывается, что рассматриваемые представители научных школ и даже основоположники экономических теорий не были «профессиональными экономистами». Среди них мы чаще всего встречаем философов, историков и социологов. Это ни в коем случае не умаляет ценности их рассуждений и выводов, а лишь указывает на то, что экономика является синтетической наукой, сформированной на основе философских, исторических, социологических и психологических исследований человека, культуры и общества.

Такое позднее формирование важнейшей в настоящее время сферы научного знания непосредственно связано со спецификой цивилизационных процессов. Долгое время экономическая деятельность не существовала в качестве самостоятельной сферы в жизни человека и общества. Несмотря на то, что производительная хозяйственная деятельность сопровождает человечество практически с момента его возникновения, сфера собственно экономических отношений распределения и обмена возникает значительно позже. Изначально экономические отношения были плотно вплетены в систему социальных и политических отношений. Товарное производство и система денежного обращения формируется в Европе не ранее XV столетия. И только в середине XIX века развитие промышленного капитализма достигает такого уровня, который требует применения специальных научных методов научного познания. Они востребованы как со стороны государства, которому необходимы методы предотвращения экономических кризисов и стабилизации системы денежного обращения, так и со стороны владельцев и управляющих предприятиями, для которых необходимы методы увеличения производительности труда и эффективности производства и торговли. Укрупнение и централизация промышленных и торговых предприятий, создание транснациональных корпораций и формирование финансовых и кредитных механизмов потребовали подготовки более квалифицированных кадров для успешной деятельности в этой сфере. На смену коммерческим училищами школам, дающим начальный и средний уровень подготовки к практической деятельности, приходят учебные заведения высшего уровня, предполагающего высокий уровень теоретической подготовки. Более активное вмешательство государства в экономические процессы приводит к необходимости осуществления масштабных экономических исследований. В университетах открываются экономические факультеты, организуются самостоятельные высшие экономические школы, а также научно-исследовательские институты. В результате сегодня и система подготовки профессиональных научных кадров, и система организации научных исследований в сфере экономике представляет собой одну из самых многочисленных и разветвленных в структуре современной науки.

Но это не означает, что историю экономической науки следует ограничивать рамками ХХ столетия. Элементы экономической мысли формировались на протяжении истории становления науки в целом. Хотя необходимо учитывать и то, что в этом случае говорить можно лишь о становлении некоторых элементов экономической теории и практики, а не собственно экономической науки. Благодаря теоретическим размышлениям античных и средневековых авторов, теоретическим исследованиям Нового времени и более поздних периодов сформировался терминологический аппарат, методы и проблемное поле экономической науки.

Одним из первых к «экономической» проблематике обращается Аристотель в своих рассуждениях о рациональном ведении домашнего хозяйства (др. гр. oikos). Его рассуждения больше похожи на наставления по домоводству и во многом противоречат современным экономическим представлениям. Так, например, он прямо порицает стремление к богатству самому по себе, поскольку подлинная цель хозяйственной деятельности для него заключается в удовлетворении природных потребностей человека и поддержании социальных отношений. Все, что выходит за эти пределы является нецелесообразной, противоречащей природе человека деятельностью. Примером подобного рода деятельности Аристотель считает хремастику – стремление к обогащению. Какими бы далекими от принципов современной экономики не казались эти рассуждения, но именно античности мы обязаны возникновением самого понятия «экономика» (др.гр. nomos означает правило, закон).

Теолог и философ позднего средневековья Ф. Аквинский также внес свой вклад в становление экономической проблематики. В это время уже существовали достаточно развитые формы торговли и кредита, поэтому Аквинский высказывает свое мнение о справедливой цене и кредитной ставке. В первом случае он также далек от современных экономических теорий ценообразования, находясь в плену этических принципов своего времени, которое ценило только производительный труд и практики духовного совершенствования. Поэтому он предлагал ограничивать торговую надбавку величиной, обеспечивающей компенсацию понесенных затрат на транспортировку и хранение товара, а также обеспечение жизненных потребностей торговца и его семьи. В отношении же кредита его позиция была еще более категоричной. Он считал совершенно недопустимым брать деньги за использование денег, поскольку в этом случае ростовщик по сути дела торгует временем, т.е. тем, что принадлежит исключительно сотворившему его Богу. Авторитет Ф. Аквинского в христианском мире был так велик, что следующим поколениям европейских мыслителей пришлось потратить немало усилий, чтобы преодолеть указанное ограничение, поскольку, как мы сейчас знаем, экономическая деятельность без кредита совершенно невозможна. Дискуссии о справедливых ценах также продолжаются до сих пор, хотя и не имеют непосредственного отношения к экономике, которая в большинстве случаев не использует этические понятия ценности и справедливости.

Одно из первых направлений экономической мысли в новоевропейской науке - меркантилизм - рождается в недрах французской политической философии в XVIII веке. Меркантилисты ведут свои рассуждения о стратегиях государственного управления, ориентированных на достижение всеобщего благополучия. Это и было основной задачей «политической экономии». Снятие противоречия между частным и государственным интересом было подлинной заслугой меркантилизма, в отличие от его «экономических» гипотез приоритета сферы торговли в создании общественного благосостояния, отвергнутых современной наукой.

На протяжении нескольких столетий европейская культура освобождалась от античных и христианских этических принципов, которые входили в противоречие с экономической практикой. Особенно заметными эти противоречия стали заметными в эпоху становления промышленного капитализма XVII-XVIII веков. Поэтому основной задачей ученых этого времени становится в первую очередь преодоление этих противоречий. В некотором смысле это можно рассматривать как существенный вклад в развитие экономической мысли, особенно если вспомнить о социокультурных предпосылках становления науки. Но, как мы уже знаем, философские идеи имеют большое значение для становления теоретических принципов науки и изменения социокультурной реальности.

Одним из первых в ряду ученых, решавших вышеуказанную задачу, можно назвать имя А. Смита, автора «Исследования о природе и причинах богатства народов». Следует отметить, что основной сферой его научной деятельности была этика. Поэтому ему удалось предложить довольно удачный способ разрешения этических противоречий, связанных с утверждением капитализма. Именно Смиту принадлежит авторство в создании важнейших для современных экономических теорий концепций «экономического человека» и «естественного порядка». Во многом благодаря шотландскому ученому, в европейской науке и общественном утверждаются новые представления о человеке как существе, в природе которого заложено стремление к выгоде. Таким образом, устраняются этические и юридические предпосылки при рассмотрении социальных и экономических отношений. Их место занимает этически нейтральный практический принцип удовлетворения личных потребностей и интересов. А. Смита неслучайно называют основоположником классической экономической теории, поскольку предложенная модель соответствует принципам классической науки в целом и содержит основные положения экономической науки. Благодаря теоретическим рассуждениям Смита утверждаются представления об объективности экономических законов и естественности экономического поведения человека, ориентированного на максимизацию прибыли и минимизацию издержек.

Наиболее отчетливо представления об экономике как науке о пользе, расчете баланса удовольствия и страдания, проявляются в основанном К. Менгером и У. Джевонсом маржинализме, возникающем в последней трети XIX столетия. Благодаря маржинализму возникают основания выделения самостоятельной предметной сферы экономического исследования – количественных характеристик субъективного удовлетворения, выраженного в потребительских предпочтениях на рынке товаров и услуг. Теория стоимости теперь не подчинятся логике объективных (физических) свойств товаров, а основывается на исследовании поведения «человека экономического».

К. Маркс предлагает альтернативный вариант экономической теории, в которой автономная сфера индивидуальных мотиваций подвергается сомнению. В значительной степени это связано с чередой экономических кризисов, поставивших под сомнение классический тезис о «невидимой руке рынка». В своей теории прибавочной стоимости Маркс выступает как разоблачитель истинной сущности капитализма, основанного на эксплуатации человека человеком. Для него эгоистические побуждения человека не являются основой естественного порядка, а угрожают рациональным принципам организации общества. Теоретические принципы марксизма возвращают экономическую науку к исследованию объективных отношений.

В значительной степени идеи Маркса повлияли на становление теоретических принципов институционализма. С точки зрения представителей этого направления, среди которых выделяются Т. Веблен, Г. Адамс и Д. Гэлбрейт для понимания человеческого поведения необходимо учитывать социальные факторы, которые формируют и определяют предпочтения человека, далекие от рациональных оснований.

Конкуренция классических теоретических экономических теорий, отстаивающих ценности свободного рынка, и теорий, ориентированных на выявление институциональных форм экономических отношений, продолжается и в ХХ веке, а также и сегодня. Эти направления представлены кейнсианством, получившем свое название по имени его основателя Дж. Кейнса и неолиберализмом, представленным, например, монетаризмом М. Фридмена.

Современная экономическая наука является сложным комплексом идей, направлений, институциональных форм организации. Это связано со сложностью и разнообразием решаемых задач, а также со спецификой становления экономики как самостоятельной науки. Экономическая наука развивалась усилиями многих научных направлений самого широкого гуманитарного профиля и поэтому естественным образом предполагает использование междисциплинарного подхода, позволяющего решать сложные комплексные задачи и проблемы.

Литература:

  1. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
  2. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980.
  3. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. (XVII-XVIII вв.). М., 1987.

4. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.

  1. Лаваль К. Человек экономический. Эссе о происхождении неолиберализма. М., 2010.
  2. Ле Гофф Ж. Средневековье и деньги. Очерк по исторической антропологии. СПб., 2010.
  3. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. М., 2005.
  4. Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб., 1999.
  5. Никифоров Л.А. Философия и история науки. М., 2008.
  6. Перов Ю.В. Антропологическое измерение в трансцендентальной философии Канта // Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб., 1999.
  7. Основы теории познания. Под ред. Б.И. Липского. СПб., 2000.
  8. Петров М.К. Язык. Знак. Культура. М., 1991.
  9. Степин В.С. , Горохов В.Г. , Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.
  10. Фаррингтон Б. Голова и рука в Древней Греции. Четыре очерка социальных связей мышления. СПб., 2009.
  11. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
  12. Философия науки. Выпуск 5. Философия науки в поисках новых путей. М. 1999.
  13. Философско-религиозные основания науки. Под ред. П.П. Гайденко М., 1997.

18. Хайдеггер М. Время картины мира // Время и бытие. М., 1993.

  1. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.
  2. Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994.

Наши рекомендации