Основные этапы становления и развития экономической науки

Экономическая наука имеет длительную и богатую историю, которую вы будете изучать в специальной дисциплине «История экономических учений». В нашем курсе нам необходимо узнать основные направления и тенденции в развитии экономической теории.

Зарождение экономической науки, как и многих других, началось еще в древнем Риме и Древней Греции и связана с именами многих выдающихся ученых того времени и, прежде всего, Ксенофонта (430-354 гг. до н.э.), Платона (428-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и др. Экономика не являлась самостоятельной областью знаний и сливалась с общей философией или сводилась к практическим советам в управлении хозяйством. Но можно отметить, что уже тогда ученых интересовали проблемы богатства и его источников. Источником богатства является труд рабов в земледелии и ремесле, причем, рабство это явление естественное, данное богами. Принадлежать же богатство должно свободным людям, миссия которых заниматься искусством, наукой, войной и т.д. Среди этого класса преобладала философия гедонизма – наслаждайся богатством, которое священно и неприкосновенно. Более того, неприкосновенность частной собственности была закреплена в законе (Римское право).

Из такого понимания в науке выделяется два направления:

1) Экономика как наука о ведении хозяйства. Известно происхождение термина «Экономика», который был введен в оборот Ксенофонтом: ойкос – дом, номос – закон, то есть, по сути, наука о законах дома.

2) Хрематистика – искусство делать деньги, так как рыночные отношения были довольно развиты.

Начало нашего века, как известно, связано с распространением христианства, которое вначале не было идеологией народа и внедрялось в борьбе с греко-римской философией. Но распространение христианства коренным образом поменяло мировоззрение людей того времени. Отметим только то, что имеет принципиальное значение. Прежде всего, труд рассматривается не просто как источник богатства, а как важнейшая нравственная обязанность человека в этом мире, причем, труд именно в материальном производстве. Труд в нематериальном производстве, особенно в торговле считался второстепенным и даже презренным. Аскетизм стал направлением религиозного воспитания (проще верблюду пройти в игольное ушко, чем богатому попасть в рай и т.д.). Этот подход к пониманию роли труда в материальном производстве и создании богатства сохранился очень надолго, хотя трудно эти воззрения назвать наукой, это скорее философия.

Меркантилизм

Первой научной школой считается меркантилизм. Но прежде чем остановиться на нем отметим, что в 1615 г. французский экономист Антуан де Монкретьен опубликовал «Трактат политической экономии». Подобных трудов было в то время уже достаточно много. Имя же Монкретьена вошло в историю экономики как автора термина «Политическая экономия». Слово «политическая» имеет тоже древнегреческие корни и происходит от термина «полис» (город, государство). Таким образом, уже был очерчен более широкий круг предмета экономики, как искусство управлять общественным хозяйством ради увеличения общественного богатства. Но вот понимание богатства было различным.

И первыми в научном обосновании своего понимания богатства можно отметить меркантилистов (отитал. «мерканти» – торговец), которые под богатством понимали, прежде всего, деньги. Раньше дворянская верхушка с презрением относилась к купечеству, но ситуация изменилась: открытие новых земель, торговых путей, накопление капитала стало уделом не дворянства, а именно купечества, это они снаряжали корабли в Индию и другие страны, привозили золото, которое считали главным показателем богатства и источником процветания как отдельного человека, так и страны. Выделяют ранний меркантилизм, где основная сфера, создающая богатство – сфера обращения. Основным положением ученых того времени была «теория активного денежного баланса», обосновывающая политику, направленную на увеличение денежного богатства, вплоть до запрета вывоза денег за границу, ограничения импорта. По образному выражению Ф. Энгельса «нации стояли друг против друга, как скряги, обхватив обеими руками дорогой им денежный мешок с завистью и подозрительностью глядя на соседей» (Соч. Т1, с. 544).

Более поздний меркантилизм перешел к идее «положительного торгового баланса», суть которой заключалась в поощрении развития промышленности (с целью увеличения производства товаров для экспорта), особенно мануфактурной, в активном протекционизме, в поддержке экспансии торгового капитала (в частности, в поощрении создания монопольных торговых компаний), в развитии мореплавания и флота, в захвате колоний, в резком повышении налогообложения для финансирования всех вышеназванных мероприятий.

Физиократия

Возникновению этого направления также способствовали реальные экономические процессы, происходящие в Европе и, прежде всего, во Франции. В аграрной стране с разрушенной войнами экономикой зарождался класс фермеров. Молодая промышленность преимущественно перерабатывала продукты сельского хозяйства и зависела от него. Возникала иллюзия, что в промышленности потребительные стоимости только комбинируются и перерабатываются, а все создается в сельском хозяйстве. Основной постулат физиократов: Земля – мать богатства, а труд – его отец. Физиократы подвергали критике меркантилизм, считая, что внимание производства должно быть обращено не на развитие торговли и накопление денег, а на создание изобилия «произведений земли», в чем, по их мнению, заключается подлинное благоденствие нации. Физиократы выражали интересы крупного капиталистического фермерства. Центральные идеи теории физиократов:

· Экономические законы носят естественный характер и отклонение от них ведет к нарушению процесса производства.

· Источник богатства есть сфера производства материальных благ – земледелие.

· Только земледельческий труд является производительным, т. к. при этом работают природа и земля.

· Промышленность и торговая деятельность – сфера бесплодная, непроизводящая. Под чистым продуктом они понимали разницу между суммой всех благ и затратами на производство продукта. Этот избыток (чистый продукт) – уникальный дар природы.

· Промышленный труд лишь изменяет его форму, не увеличивая размера чистого продукта.

· Деньги не причислялись ни к одному из видов авансов, деньги сами по себе бесплодны. Накопление денег считалось вредным, поскольку оно изымает деньги из «обращения и лишает их единственной полезной функции – служить обмену товаров.

· Такое преклонение перед природой не согласовывалось с преклонением перед государством и поэтому физиократы были против безграничной власти государства над своими гражданами.

Основоположник школы физиократов Франсуа Кенэ (1694-1774) занялся проблемами экономики в 60 лет, будучи придворным медиком Людовика XV. Ф. Кенэ – автор «Экономической таблицы», где впервые была предпринята гениальная попытка провести анализ общественного воспроизводства с позиций установления определенных балансовых пропорций между натуральными и стоимостными элементами общественного продукта.

Таблица 1.1 – Различия меркантилизма и физиократии

Наши рекомендации