Сущность и значение трудовых ресурсов

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Московской области

Жуковский авиационный техникум имени В.А. Казакова.

Специальность 09.02.01:

«Компьютерные системы и комплексы»

Дисциплина:

«Экономика отрасли»

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Анализ трудовых ресурсов предприятия»

Выполнил студент гр. ЭВМ-106:

______________ Денисов К.В.

Проверил(а):

______________ Дадонова О.П.

г.Жуковский 2015г

Содержание

Стр.

Введение..................................................................................................................2

Глава 1 Теоретические основы трудовых ресурсов

1.1. Сущность и значение трудовых ресурсов.........................................3

1.2. Состав трудовых ресурсов предприятия...............................................10

Глава 2 Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами

2.1. Анализ использования фонда рабочего времени.................................15

2.2. Анализ производительности труда.........................................................16

2.3. Анализ использования фонда заработной платы................................22

Заключение............................................................................................................24

Список использованной литературы..............................................................26

Введение

Трудовые ресурсы предприятия являются главным фактором производства, обеспечивающим использование других его элементов, участвующих в создании материальных благ - капитала, земли, природных ресурсов.

Наряду со средствами и предметами труда живой труд является необходимым элементом производства. От эффективности использования труда в процессе производства во многом зависят показатели объема производства продукции, уровень себестоимости и качества выпускаемой продукции. Поэтому анализ использования труда представляет собой важный раздел системы комплексного экономического анализа деятельности предприятия. Основой существования человеческого общества является труд, а условием развития - производительность труда. Трудовые ресурсы - это совокупность населения страны, участвующего или способного участвовать в процессе производства материальных и нематериальных благ, создание различного рода услуг.

Труд есть целесообразная деятельность человека, которой, используя имеющиеся средства производства, преобразуют предметы труда в готовый продукт, необходимый для удовлетворения общественных или личных потребностей.

Цель работы - рассмотреть анализ трудовых ресурсов предприятия.

Исходя из цели, формируются задачи работы:

1. Изучить теоретические основы трудовых ресурсов.

2. Проанализировать вопросы обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.

Для написания курсовой работы была использована отечественная и зарубежная литература, а также интернет ресурсы.

Глава 1 Теоретические основы трудовых ресурсов

Сущность и значение трудовых ресурсов

Трудовые ресурсы на предприятии - это объект постоянной заботы со стороны руководства предприятием. Роль трудовых ресурсов существенно возрастает в период рыночных отношений. Инвестиционный характер производства, его высокая наукоемкость, приоритетность вопросов качества продукции изменили требования к работнику, повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Это привело к существенным изменениям в принципах методов и социально - психологических вопросах управления персоналом на предприятии. От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, степень использования оборудования, машин, механизмов и как следствие - объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей. Это в свою очередь определяет основные задачи анализа расходов на оплату труда:

- изучение обеспеченности предприятия и его структурных подразделений персоналом по количественным и качественным параметрам;

- оценка экстенсивности, интенсивности и эффективности использования персонала на предприятии;

- выявление резервов более полного и эффективного использования труда персонала предприятия и средств на его оплату.

Источники информации - план по труду, статистическая отчетность «Отчет по труду», данные табельного учета и отдела кадров.

Анализ научной литературы показывает, что в различных источниках имеют место несколько содержательно близких обозначений данного понятия. Так, понятие «человеческие ресурсы» вводится в работах ряда зарубежных экономистов: Шифер Р.С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р., Хейне П., Синк Д.С., Макконнел К.Р., Брю С.Л. и рассматривается зачастую как экономическая категория, определение которой исходит из представления о том, что работающий является таким же производственным ресурсом как земля, материалы, финансы и т.д. такое понимание используется нами далее как на макроэкономическом уровне, так и для общего рассмотрения ресурсных потоков предприятия.

Кроме того используются понятия «трудовой потенциал» или «человеческий капитал». Так, Б.М. Генкин в [9] отмечает трудовой потенциал как совокупность характеристик человека, возникших в результате материальных и духовных вложений в него: интеллект, творческие способности, здоровье, образование, профессионализм, нравственность, активность, организованность». При этом автор выделяет следующие компоненты трудового потенциала: здоровье, нравственность, умение работать в коллективе, творческий потенциал, активность, организованность, образование, профессионализм, ресурсы рабочего времени.

Поршнев А.Г. и др. в [3] выделяют понятие «трудовой потенциал», определяя его как «мера наличных ресурсов и возможностей работника, непрерывно формируемых в процессе всей социализации реализуемых в трудовом поведении и определяющих его реальную плодотворность». Следует отметить, что экономический подход к данному понятию, обусловливает приоритетность оценки различий создаваемой трудовым потенциалом стоимости, интенсивности и оплаты труда различного качества. Социологический же подход, заключается в определении типов поведения работника и системы взаимодействий, детерминированных социальными стереотипами.

Понятие «человеческий капитал» определяется как «реализованный в процессе труда «трудовой потенциал человека». При этом в основе оценки «человеческого капитала» лежит учет затрат, понесенных самим человеком и/или предприятием на формирование трудового потенциала. Т.е. при использовании указанного понятия возможна оценка состояния человеческих или трудовых ресурсов с экономических позиций, базируясь на денежной оценке потенциала работников.

Формирование трудовых ресурсов в условиях инновационного развития предлагается управлять качеством человеческого капитала. Кроме того, авторы обосновывают главные направления действий, позволяющих:

1) сформировать адекватную современным технологиям кадровую инфраструктуру, осуществить обновление профессионального образования работников, способных в относительно короткий срок повысить культуру производства;

2) обеспечить условия для развития научной школы в фундаментальном и инженерном образовании, в сфере информационных технологий, а так же приоритетного развития вузовской науки;

3) существенно повысить качество профессионального образования в области экономики и управления производством.

Таким образом, анализируя понятийный аппарат можно отметить, что трудовые ресурсы представляют собой категорию, занимающую промежуточное положение между экономическими категориями «население» и «совокупная рабочая сила». Рассмотрим более подробно содержание понятия «трудовые ресурсы» и попытаемся оценить их значение в системе эффективного управления.

В общем виде, по содержанию трудовые ресурсы – это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги. При этом, в количественном отношении в состав трудовых ресурсов входит все трудоспособное население, занятое независимо от возраста в сферах общественного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельности.

В их состав включаются также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в труде, но занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве, на учебе с отрывом от производства, на военной службе.

В структуре трудовых ресурсов с позиции их участия в общественном производстве выделяют две части: активную (функционирующую) и пассивную (потенциальную). Таким образом, трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников. Необходимые физические и интеллектуальные способности зависят от возраста: в ранний период жизни человеку и в пору зрелости они формируются и приумножаются, а к старости утрачиваются. Возраст выступает своего рода критерием, позволяющим выделить из всего населения собственно трудовые ресурсы.

К трудовым ресурсам в России относятся:

1) население в трудоспособном возрасте, за исключением неработающих инвалидов труда и войны первой и второй групп и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях;

2) население моложе и старше трудоспособного возраста, занятое в народном хозяйстве.

Величина трудовых ресурсов зависит от официально установленных возрастных границ – верхнего и нижнего уровней трудоспособного возраста, доли трудоспособных среди населения трудоспособного возраста, численности участвующих в общественном труде из лиц за пределами трудоспособного возраста.

Возрастные группы устанавливаются в каждой стране действующим законодательством. В России трудоспособным возрастом считается: у мужчин – 16- 59 лет (включительно), у женщин – 16- 54 (включительно). Границы трудоспособного возраста в разных странах не одинаковы. В ряде стран нижняя граница установлена 14-15 лет, а в отдельных – 18 лет. Верхняя граница во многих странах составляет 65 лет для всех или 65 лет – для мужчин и 60-62 года для женщин.

Средняя продолжительность жизни и возраст выхода на пенсию в различных странах приведены в таблице 1.

Таблица 1

Наши рекомендации