Организация хозяйственного расчета на предприятиях

Хозяйственный расчет - это экономическая категория, которая выражает систему экономических отношений в области производства продукции, переработки, обмена, распределения, хранения и потребления. В практической деятельности хозрасчет выступает как метод хозяйствования, основанный на соизмерении расходов и доходов, возмещением расходов собственными доходами с целью получения прибыли в размерах достаточных для осуществления простого воспроизводства (самоокупаемости) и расширенного (самофинансирования). Сущность хозрасчета - это самостоятельность предприятия в планировании своей деятельности, управлении, заинтересованности и ответственности за конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия, получения прибыли. Цель хозрасчета - это увеличение производства продукции, повышения её качества и ассортимента, прибыли и рентабельности производства и на этой основе повышения материального положения работников предприятия. Хозрасчет требует от работников повышения производительности труда и снижения себестоимости продукции. С организационной точки зрения хозрасчет подразделяется: на общехозяйственный и внутрихозяйственный.

Через общехозяйственный расчет проявляются экономические отношения предприятия с государственным и др. предприятиями и организациями. Внутрихозяйственный - охватывает только взаимоотношения администрации хозяйства с его подразделениями и между подразделениями и работниками, т.е. ограничиваются рамками хозяйства. В с.-х. предприятиях используется одна из 2-х форм хозрасчета: 1-ая форма- распределение прибыли.Выручка минус себестоимость (в себестоимость входят: материальные и трудовые (оплата труда) затраты) равняется прибыли. С прибыли вычитываются налоги остается хозрасчетная прибыль хозяйства. 2-ая форма нормативная распределение дохода. Выручка минус материальные затраты - есть доход. Доход минус налоги равняется хозрасчетному доходу. Основная масса с.-х. предприятий работает по нормативному распределению прибыли, ежемесячно должны выдавать зарплату, а в конце года за перевыполнение производственных и экономических показателей материальное повышение. По второй форме работают КФХ, часть кооперативов и др. Здесь зарплата ежемесячно не выдается, выдается аванс, а в конце года выдается единый фонд оплаты труда (зарплата и поощрения) (ЕФОТ).

34. Система планов на предприятии.

Предприятие – сложная социально-экономическая система. Соответственно и система планирования предприятия достаточно сложна и разнообразна. Система планов предприятия представляет собой комплексную программу обеспечения его функционирования и развития. Результатом планирования является совокупность планов, каждый из которых представляет собой часть общей системы и нацелен на достижение общих целей предприятия, устойчивое экономическое и социальное функционирование и развитие. К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:

1)формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;

2)обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;

3)планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;

4)определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;

5)проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

В хозяйственной практике отечественных предприятий общепризнано выделяются две основные системы или вида рыночного планирования: технико-экономические и оперативно-производственные.

Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т.п.

Оперативно-производственное планирование является следствием технико-экономического и представляет собой его последующие развитие и завершение. На данном этапе устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехом, участком и рабочим местом, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства.

По содержанию плановых решений выделяют: 1)Тактический план – план экономического и социального развития предприятия, представляющий комплексную, развернутую программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности на соответствующий период.2) Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или текущих для предприятия результатов. 3) Оперативное (календарное, производственное) планирование – завершающий этап в хозяйственной деятельности предприятия. С помощью оперативного планирования осуществляется конкретизация показателей тактических планов с целью обеспечения повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его подразделений.

35.Методы прогнозирования и планирования.

Прогнозирование представляет собой процесс разработки прогнозов. Под прогнозом понимается система научно основанных суждений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития и о сроках их осуществления. Прогноз носит вероятностный, многовариантный и альтернативный характер.

Планирование – это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения.

В мировой практике широкое распространение получили следующие методы прогнозирования и планирования. 1)Методы экспертных оценок.

В основу прогноза выделяется мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональным, научном и практическом опыте. Различают индивидуальные и коллективные экспертные оцен-ки. Среди индивидуальных экспертных оценок наиболее широкое распространение получили метод интервью, аналитический метод и метод написания сценария. В мировой практике среди методов коллективных экспертных оценок наиболее широко применяются метод коллективной генерации идеи, метод комиссий, метод написания сценария.

2)Методы экстраполяции. Их суть заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и в переносе их на будущее. Экстраполяционные методы прогнозирования основаны на изучении динамических рядов (множество наблюдений, полученных последовательно во времени).

3)Методы моделирования. Моделирование предполагает конструирование модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделения его существенных характеристик, компонентов или признаков. Широко распространены матричные модели, модели оптимального планирования, сетевое моделирование, экономико-статистические модели.

4) Экономико-математические методы представляют собой приемы расчета экономических показателей с применением методов прикладной математики и математической статистики. Они позволяют всесторонне обосновывать изменения экономических показателей, повышать качество прогнозов, осуществлять многовариантные оптимизационные расчеты.

5) Метод экономического анализадолжен осуществляться на всех уровнях управления экономикой. Сущность его заключается в том, что экономический процесс или явление расчленяется на составные части и выявляются взаимная связь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса.

6)Программно-целевой методзаключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования.

36. Бизнес-план, содержание, структура, назначение.

Бизнес-план – план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективный желаемый результат и определить средства для его достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления.Бизнес-план представляет собой документ, в котором формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работы. Как правило, он разрабатывается на несколько лет (чаще на три – пять лет) с разбивкой по годам. При этом данные по первому году обычно даются с разбивкой по месяцам, а на последующие годы – в годовом исчислении.Назначение бизнес-плана – показать реальные шансы реализации бизнес идеи. Он не только дает правдивую оценку возможностей и рисков, но показывает необходимость (или же отсутствие таковой) в привлечении дополнительных инвестиций, открытии кредитных линий. По сути, бизнес-план показывает успешность управления и пути развития предприятия для достижения поставленной цели.

Структура бизнес-плана:1)Титульный лист. 2)Резюме/Вводная часть. 3)Анализ положения дел в отрасли. 4)Сущность проекта. 5)План маркетинга. 6)Производственный план. 7)Организационный план. 8)Финансовый план. 9)Оценка рисков. 10)Приложения.

Наши рекомендации