Вопрос 14. Система управления (управляющая и управляемая подсистемы)

Каждая организация может быть представлена как система управления, состоящая из управляющей и управляемой подсистем.

Управляющая подсистема представляет орган (аппарат управления), который использует для воздействия на управляемую подсистему совокупность инструментов управления:

Принципы управления – это основные положения, которыми руководствуются аппарат управления, менеджеры всех рангов в своей деятельности.

Организация управления определяет систему распределения функций, прав, ответственности по управлению деятельностью компании, тип организационной структуры, степень централизации и децентрализации в выполнении функций управления, а также организационное строение внутри производственных и функциональных подразделений. В рамках этого элемента управляющей подсистемы формируются цели, приоритеты и политики организации.

Методы управления – совокупность способов воздействия на подразделения и отдельных исполнителей для обеспечения достижения целей, условия и механизмы использования экономических организационно-административных методов управления, пропорции в структуре применяемых методов.

Технология управления – совокупность бизнес-процессов, технология и процедура принятия, осуществления и контроля исполнения принятых решений.

Все эти элементы управляющей подсистемы не стабильны, они развиваются под влиянием множества факторов внутренней и внешней среды, в зависимости от стратегических целей, изменения масштабов деятельности и т.д.

Управляемая подсистема в организации включает следующие области, на которые должно быть направлено управляющее воздействие:

Управление маркетингом - изучение рынка; формирование заказа для производства (портфель заказов); ценообразование; формирование системы продвижения товара на рынке и распределения произведенной продукции и т.д.

Управление производством – управление разработкой и проектированием продукта; выбор технологических процессов и организация производства; управление закупкой сырья и материалов; управление запасами на складе, регулирование их движения; контроль качества сырья, материалов, готовой продукции; сбыт продукции.

Управление финансами - составлением бюджета и финансового плана; определением наиболее целесообразных источников финансирования и формированием финансовых ресурсов; оценкой финансового состояния организации.

Управление персоналом представляет собой планирование, формирование и развитие персонала, обеспечение максимального удовлетворения потребностей работников при достижении целей организации.

Вопрос 15. Функции управления. Функциональное содержание процесса управления.

Функция управления – это относительно самостоятельный вид деятельности по управлению, т.е. специфический вид деятельности, который в сочетании с другими видами деятельности по управлению обеспечивает достижение целей предприятия.

Функция управления – вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления.

Общие функции управления выделяются по этапам (стадиям) управления:

  1. Прогнозирование и планирование;
  2. Организация работы;
  3. Мотивация;
  4. Координация и регулирование;
  5. Контроль, учет,
  6. Анализ.

Прогнозирование и планирование – прогноз будущего состояния организации и постановка перспективных, текущих и оперативных целей организации и определение основных путей достижения поставленных целей..

Задачами прогнозирования являются: научное предвидение изменений окружающей среды; составление прогнозов возможных направлений будущего развития организации; определение конечного состояния развития организации на конец периода прогнозирования и условий, необходимых для достижения результатов. Планирование – необходимое условие эффективной деятельности любой организации, т.к. без планирования невозможно определять потребность в ресурсах, обеспечивать согласованность действий участников деятельности в пространстве и во времени, осуществлять контроль, невозможно управлять финансовыми потоками и обеспечивать достижение целей организации. Планирование позволяет более четко ставить задачи перед подразделениями и исполнителями.

Организация работы– это осуществление действий, необходимых для достижения целей: создание организационной структуры управления, штатного расписания; комплектование персонала и его развитие; определение задач для подразделений; разделение работ между исполнителями; установление сроков выполнения работ и ответственности за исполнение; выбор способов мотивации и контроля процесса и сроков выполнения работ; организационное и ресурсное обеспечение процесса деятельности фирмы. Функция организации обеспечивает условия достижения параметров прогнозов и планов.

Мотивация – создание побудительных мотивов производительной и качественной деятельности по достижению целей. Одной из важнейших задач менеджмента является создание системы мотивации, адекватной потребностям работников, удовлетворение которых способствует повышению их заинтересованности в максимальных размерах труда.

Координация – обеспечение согласованности действий подразделений и исполнителей в пространстве и во времени, а также согласование деятельности организации с внешней средой. Координация может осуществляться двумя способами: непосредственное воздействие на исполнителей со стороны руководителя с помощью приказов, распоряжений; установление норм, положений, правил, стандартов, регламентирующих деятельность организации.

Учет и контроль – представляют собой деятельность по сбору и оценке результатов деятельности на всех стадиях производственной и управленческой деятельности, сопоставление их с установленными целями и плановыми параметрами развития организации. Анализ – завершающая стадия управленческого процесса, представляет собой исследование причин отклонения от заданных параметров развития организации и разработку мероприятий по устранению причин отклонений.

Наши рекомендации