Направления повышения эффективности использования и экономии материальных ресурсов в организации
Материальные, в том числе сырьевые и топливно-энергетические ресурсы занимают существенную долю в себестоимости продукции, поэтому их рациональное использование значительно снижает себестоимость единицы продукции и повышает ее конкурентоспособность.
Пути экономии ресурсов трудно уложить в определенную схему, все зависит от характера предприятия, конкретных условий производства. Каждое предприятие разрабатывает программу снижения материалоемкости продукции и экономии топливно-энергетических ресурсов исходя из своей специфики. Однако можно выделить следующие основные условия и направления рационального использования материальных ресурсов: к основным условиям, обеспечивающим экономического сырья и материалов следует отнести:
- выбор материалов и сырья, соответствующий конкретной цели их применения;
- максимальное их использования;
- высокий уровень прогрессивности применяемых и технических методов;
- соответствующий уровень квалификации и материальная заинтересованность работников.
Основные направления (пути) экономии сырья и материалов на предприятии можно сгруппировать в следующие:
- сокращение отходов и потерь;
- ликвидация брака;
- разработка прогрессивных методов расхода сырья и материалов;
- применение качественных материалов и их заменителей;
- использование вторичного сырья.
Для определения направлений экономии материальных ресурсов на предприятии, большое значение имеет информационное обеспечение о сырье и материалах применяемых в производстве продукции, имеющихся достижениях и передовом опыте отраслевых предприятий конкурентов. Учитывая, высокий удельный вес материальных затрат в общей структуре затрат и объективную необходимость целенаправленной постоянной работы по их оптимизации в производственном процессе, каждое предприятие должно иметь программу ресурсосбережения и снижения материалоемкости. Опыт многих предприятий, в том числе и зарубежных, свидетельствует о том, что экономия сырья и материалов примерно на 80% определяется уровнем подготовки производства.
40. Сущность, цели, задачи планирования.
В широком смысле слова планирование — это деятельность по выработке и принятию управленческого решения.
Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями:
— компетентностью руководства фирмы на всех уровнях управления;
— квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях;
— наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техники.
Планирование предполагает:
— обоснованный набор целей;
— определение политики;
— разработку мер и мероприятий (образа действий);
— методы достижения целей;
— обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.
Планирование включает в себя определение:
— конечных и промежуточных целей;
— задач, решение которых необходимо для достижения целей;
— средств и способов их решения;
— требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.
Планирование необходимо для достижения организацией следующих целей:
— повышение контролируемой доли рынка;
— предвидение требований потребителя;
— выпуск продукции более высокого качества;
— обеспечение согласованных сроков поставок;
— установление уровня цен с учетом условий конкуренции;
— поддержание репутации фирмы у потребителей.
41. Принципы и методы планирования.
Планирование – это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. Принципы планирования:
Принцип обоснованности целей и задач предприятия. При этом выделяют следующие цели:
Хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства.
Производственно-технологические, определяющие функциональное назначение предприятия.
Научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс.
Социальные, обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия.
Экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду.
Принцип системности означает, что планирование представляет собой систему планов и охватывает все сферы деятельности предприятия.
Принцип научности требует учета перспектив научно-технического прогресса и применение научно обоснованных прогрессивных норм использования всех видов ресурсов.
Принцип непрерывности означает параллельное сочетание текущего и перспективного планирования.
Принцип сбалансированности плана указывает на количественное соответствие между взаимосвязанными разделами и показателями плана, между потребителями в ресурсах и их наличием
Принцип директивности – в соответствии с ним план приобретает силу закона для всех подразделений предприятия после утверждения его у руководителя.
42.Бизнес-планирование.
Успех любой деятельности субъекта хозяйствования напрямую зависит не только от влияния рыночных механизмов, но и от того насколько успешно планирует субъект хозяйствования свои действия. Этап предварительного анализа и планирования намечаемой деятельности всегда должен предшествовать этапу внедрения и функционирования. В этом случае немаловажной является предварительная оценка, анализ получаемой прибыли, расчет рентабельности, ликвидности и т.д., то есть на основании этих показателей предприятие решает вопрос о дальнейшей деятельности в данном направлении. Бизнес-планированием (деловым планированием) понимают процесс выработки действий по достижению целей фирмы (компании, предприятия). Основная форма бизнес-планирования – составление бизнес-плана. В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для вновь создаваемых, и для действующих фирм и используется во всех сферах предпринимательства независимо от масштабов, формы собственности и организационно-правовой формы компании. Бизнес-план - подробный план предпринимат. деят-ти на определ. период, устанавливающий показатели, которые д/о достичь предпр-ие. Для нов. предпр-ий бизнес-план явл-ся обязательным док-том, помогающим мобилизовать капитал или получить кредит. План развития предпр-ия содержит осн. разделы: 1. план произв-ва промыш. продукции (производств. программа); 2. план развития науки и техники; 3. план повышения эконом. эффективности произв-ва; 4. план капитал. вложений и капитал. строит-ва; 5. план материально-технич. обеспечения; 6. план по труду и кадрам; 7. план по издержкам произв-ва и реализации продукции; 8. финансовый план; 9. план соц. развития коллективов предпр-ий и объединений; 10. план мероприятий по охране природы и рац-му использованию прир. ресурсов. Содержание бизнес плана: 1. Цели и задачи предпринимат. сделки (проекта); 2. Обобщенное резюме, осн. параметры и показатели бизнес-плана; 3. Харак-ка продуктов, товара, услуг, предоставляемых предпринимателем потребит.; 4.Анализ оценки конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объемов продаж; 5. План (программа) действий и организац. меры; 6. Ресурсное обеспечение сделки; 7. Эффективность сделки (проекта).
43.Опер-календ. планирование – это детализация годового плана производства продукции предприятия по срокам запуска-выпуска и срокам выполнения каждого вида продукции, распределение годовых плановых заданий по производственным подразделениям, а также своевременное доведение этих показателей до каждого основного цеха, а внутри его – до каждого производственного участка и рабочего места, до конкретных исполнителей работ. Исходными данными для разработки календарных панов служат: годовые объемы выпуска продукции; трудоемкость выполняемых работ; сроки поставки товаров на рынок и другие показатели социально-экономических планов предприятия. В зависимости от сферы применения, оперативное планирование на большинстве предприятий различных отраслей подразделяется на межцеховое и внутрицеховое. Межцеховое планирование обеспечивает разработку, регулирование и контроль выполнения планов производства и продажи продукции всеми цехами предприятия, а также координирует работу основных и вспомогательных цехов, проектно-технологических, планово-экономических и других функциональных служб.
Внутрицеховое планирование направлено на ритмичное выполнение участками и их рабочими местами заданной месячной программы. Содержанием внутрицехового планирования является разработка оперативных планов и составление текущих графиков работы производственных участков, поточных линий и отдельных рабочих мест на основе годовых планов производства и продажи продукции основных цехов предприятия.
Показатели планов - числовые величины, характеризующие различные стороны развития деятельности экономического субъекта на перспективу.
В системе планов используются различные показатели, которые отображают как качественные, так и количественные параметры развития.
В экономических расчетах важна соизмеримость и сопоставимость плановых показателей: по времени; по видам деятельности; по ценам. Каждый из показателей обосновывается во взаимосвязи с другими показателями, что обеспечивает их взаимоподдержку и формирует единый целостный план развития предприятия, выраженный системой показателей. При расчетах показателей на этапе их обоснования выполняется ряд общих процедур в определенной последовательности.
Процедуры процесса расчета показателей включают: а) оценку состояния внешней среды и потенциала предприятия: б) прогноз внешних условий деятельности предприятия: в) целевая ориентация деятельности предприятия включает определение цели деятельности компании, реализуемой в планах:
Показатели планов доводятся в виде заданий до структурных единиц предприятия, сотрудников. Для того чтобы планы были реализованы, необходима соответствующая система мотивации персонала и контроля, которая отражала бы вклад подразделения (сотрудника) в достижение того или иного показателя плана.