Техника безопасности при работе на автокране

Ответ

«Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» ПБ 10-382-00 определяют обязательную установку на автомо-бильных кра­нах приборов и устройств, обеспечивающих их безопасную эксплуата­цию.

Приборы и устройства безопасности, применяемые в современ­ных автомобильных кранах, можно разбить на три группы: указатели, ограничители и сигнализаторы.

Указатели показывают машинисту текущее значение контроли­руемого параметра, например грузоподъемности крана, вылета стрелы, угла наклона крановой установки. Указатель грузоподъемности и вы­лета размещен на стреле в поле зрения машиниста, а указатель крена – на раме ходовой части.

Ограничители автоматически выключают механизм (или группу механизмов) крана при нарушении условий безопасной эксплуатации. Например, если масса поднимаемого груза на 10 % превысит допусти­мую грузоподъемность, то ограничитель грузоподъемности, подсоеди­ненный к цепям управления крана, отключит механизм подъема груза. На автомобильных кранах устанавливаются ограничители: грузоподъ­емности, высоты подъема крюка, глубины опускания крюка, подъема стрелы, натяжения грузового каната в походном положении стрелы крана, сматывания каната и др. Конструкция ограничителей позволяет возобновить работу отключенного механизма (или группы механиз­мов) для возвращения крана в безопасное положение.

Сигнализаторы сигнализируют о наступлении опасной ситуации. Автомобильные краны оборудуются: сигнализаторами опасного напряжения – приборами, которые звуковым сигналом предупреждают машиниста о приближении стрелы крана к проводам электрической се­ти или линии электропередач; сигнализаторами крена, включающими световой сигнал оповещения о наклоне крана больше допустимого (1,5° на выносных опорах); сигнализаторами запретной зоны, сигнали­зирующими о приближении к границе установленной рабочей зоны крана.

Приборы и устройства безопасности автомобильных кранов отли­чаются большим разнообразием принципов действия и конструктивно­го исполнения.

Работа автомобильных кранов при выведенных из действия илинеисправных приборах и устройствах безопасности запрещается.

Ответ

К основным неисправностям металлоконструкций, возникающим как при работе, так и при монтаже крана, относятся: трещины в несущих элементах и сварных швах, погнутости и вмятины, изгиб башен стрел и ходовой рамы при монтаже, отгиб полок монорельса стрелы, разработка болтовых соединений и нарушение защитного слоя покраски.

Трещины в металлоконструкциях и сварных швах могут появиться вследствие дефектов изготовления, ударов при перевозке и монтаже, а также из-за перегрузок при работе. Для надежной работы крана большое значение имеет своевременное обнаружение трещин, так как наличие трещин в несущих элементах может привести к разрушению металлоконструкций и аварии крана. Металлоконструкции и сварные швы осматривают перед каждым монтажом крана, при поступлении крана с завода и после его очередной перевозки с одной стройки на другую. Кран проверяют также при проведении ежесменного технического обслуживания.
Обнаруженные трещины ликвидируют. Для этого сначала разделывают кромки, а затем заваривают швы. В ряде случаев для усиления конструкции приваривают накладки.

Погнутости поясов и раскосов бывают, как правило, в решетчатых конструкциях (краны КБ-160.2, БКСМ-5-5А), вмятины — в трубчатых или оболочковых (краны КБ-100.2). Эти неисправности чаще всего возникают при небрежном обращении с металлоконструкциями во время перевозки и монтажа крана. Если отклонения от прямолинейности не превышают 1 /750 от длины элемента при конструкциях из профильного проката и 1/500 — из тонкостенных, оболочек, а вмятины не превышают половины толщины элемента, выполненного из профильного проката или труб, и 1,25 от толщины элемента из тонкостенных оболочек, металлоконструкции не правят. При больших величинах отклонений от непрямолинейности и вмятин конструкции восстанавливают. Правку выполняют без подогрева и без усиления конструкции при небольших отступлениях от Допустимых деформаций или при больших отступлениях с подогревом газовой горелкой и последующим усилением накладками или заплатой.

Изгиб металлоконструкций чаще происходит из-за нарушений правил монтажа крана. Например, если в момент подхода башни крана к вертикальному положению не обеспечить плавного притормаживания и своевременной остановки подъемной лебедки, возможен изгиб башни или ее запрокидывание назад. В кране КБ-100.2 несвоевременное выключение лебедки при подъеме башни может привести к смыканию полиспастных обойм, выключению вследствие этого стрелового полиспаста из работы, резкому увеличению скорости движения д поломке или искривлению башни. Полностью искривленные башни в стрелы заменяют новыми, а аварийные отправляют в ремонт. При повреждении элементов металлоконструкций их ремонтируют, заменяя погнутые детали новыми. Ходовая рама / крана БКСМ-5-5А (рис. 177) может изогнуться при монтаже крана в результате установки домкратов 2 на недостаточно прочное основание. В этом случае нагрузка от монтажной стрелы передается не на домкраты, а непосредственно на ходовую раму, что и приводит к ее изгибу. Исправить изгиб можно с помощью домкратов. Для этого подогревают балки и после выпрямления усиливают их накладками.

Ремонтировать металлоконструкции можно только по согласованию с заводом-изготовителем. Отгиб полок двутав-р а (монорельса) стрелы (рис. 178), по которому передвигается грузовая тележка, может возникнуть при перекосе и деформации тележки или неправильной установке ее катков. При этих дефектах конструкции нагрузка на катки тележки передается неравномерно, что приводит к перегрузке отдельных катков и, как следствие, к отгибу полок двутавра. Чтобы предотвратить это, необходимо перед монтажом крана проверить, прямолинеен ли нижний пояс монорельса и правильно ли установлены все катки тележки на его полках. До монтажа крана необходимо также проверить, не перекошена ли тележка. Для снижения удельных нагрузок форма катка должна соответствовать профилю двутавра. При этом катки должны плотно прилегать к внутренней. стороне полки двутавра без перекосов и зазоров. При отклонении от прямолинейности и перекосе тележки эти недостатки должны быть устранены.

Разработка болтовых соединений ухудшает условия работы болтов. Передача нагрузок на болтовое соединение при этом сопровождается толчками и ударами. Этот вид неисправности представляет большую опасность для прочности как самих болтовых соединений, так и всего крана в целом. Болтовые соединения .разрабатываются, как правило, из-за того, что во время эксплуатации крана своевременно не подтягивают болты. Для устранения неисправности отверстия развертывают до большего диаметра и ставят соответствующие новые болты. Нарушение защитной окраски приводит к коррозии. Для предохранения от коррозии металлоконструкции крана окрашивают не реже одного раза в два года. Перед окрашиванием поверхность зачищают, обезжиривают и загрунтовывают в два слоя. Окрашивают поверхность также в два слоя. Красят металлоконструкций крана при температуре не ниже 10° С атмосферостойкими красками, например пентафталевыми и масляными эмалями.

Ответ

3.1. До начала работы крановщик должен ознакомиться с записями в вахтенном журнале, произвести приемку крана, убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций, узлов и других частей крана, а также кранового пути.

При этом крановщик должен:

1) получить ключ-марку на управление мостовым краном в установленном на предприятии порядке от крановщика, сдающего смену, или от лица, ответственного за выдачу ключей-марок. Если в момент приема смены кран находился в ремонте, то ключ-марка принимается по окончании ремонта от лица, ответственного за произведенный ремонт;

2) соблюдать меры безопасности при входе в кабину крана, пользуясь стационарными лестницами, посадочными площадками или проходными галереями. Если вход в кабину устроен через мост, то у магнитных кранов питающие электромагнит троллеи не должны отключаться при открывании двери в торцовых перилах и должны быть ограждены или расположены в недоступном для соприкосновения месте;

3) входить в кабину крана вместе с помощником, стажером, учеником (при наличии таковых) и производить прием смены. В случае неявки крановщика его помощнику, стажеру, ученику запрещается подниматься на кран;

4) осмотреть механизмы крана, их крепление и тормоза, а также ходовую часть и противоугонные захваты;

5) проверить наличие и исправность ограждений механизмов и наличие в кабине диэлектрических ковриков;

6) проверить, смазаны ли передачи, подшипники и канаты, а также в каком состоянии находятся смазочные приспособления и сальники;

7) осмотреть в доступных местах металлоконструкции крана, сварные, заклепочные и болтовые соединения;

8) проверить состояние канатов и их крепление на барабанах и в других местах. При этом следует обратить внимание на правильность укладки канатов в ручьях блоков и барабанов;

9) осмотреть крюк, его крепление в обойме и замыкающее устройство на нем или другой сменный грузозахватный орган, установленный вместо крюка;

10) проверить наличие блокировок, приборов и устройств безопасности на кране;

11) проверить исправность освещения крана и рабочей зоны;

12) осмотреть крановые пути козлового крана и тупиковые упоры;

13) осмотреть электродвигатели в доступных местах, троллеи или гибкий токоподводящий кабель, токоприемники, панели управления, защитное заземление, проверить, закрыты ли на запор двери шкафов защитных панелей, главных рубильников, панелей магнита и люки площадок для обслуживания главных токоприемников;

14) проверить наличие проходов шириной не менее 700 мм между козловым краном и штабелями грузов и другими сооружениями на всем протяжении кранового пути;

15) проверить наличие закрытых калиток и предупредительных плакатов в местах выхода на галереи.

3.2. Крановщик должен совместно со стропальщиком проверить исправность съемных грузозахватных приспособлений и тары, их соответствие массе и характеру груза, наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.

3.3. При приемке работающего крана его осмотр должен производиться совместно с крановщиком, сдающим смену. Для осмотра крана его владелец обязан выделить крановщику необходимое время.

3.4. Осмотр крана должен осуществляться только при неработающих механизмах и отключенном рубильнике в кабине крановщика, осмотр токоподводящего кабеля - при отключенном рубильнике, подающем напряжение на кран.

3.5. При осмотре крана в случае необходимости крановщик должен пользоваться переносной лампой напряжением не выше 12 В.

3.6. После осмотра крана для его опробования крановщик должен включить рубильник и контактный замок защитной панели. Предварительно следует убедиться в том, что на кране никого нет, а штурвалы и рукоятки всех контроллеров находятся в нулевом положении. При отсутствии ключа-марки от контактного замка кран не должен быть включен. Об отсутствии ключа-марки необходимо поставить в известность инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, а в его отсутствие - лицо, ответственное за выдачу ключей-марок.

3.7. Перед пуском крана в работу крановщик обязан опробовать вхолостую все механизмы крана и проверить при этом исправность действия:

1) механизмов крана и электрической аппаратуры;

2) тормозов механизмов подъема и передвижения;

3) блокировок, сигнального прибора, приборов и устройств безопасности, имеющихся на кране. Исправность действия концевого выключателя механизма подъема проверяется путем подъема крюковой подвески без груза. При этом расстояние от подвески после ее остановки до упора должно быть не менее 200 мм. По результатам проверки с указанием фактического расстояния должна быть сделана запись в вахтенном журнале;

4) нулевой блокировки магнитных контроллеров;

5) аварийного выключателя и контактного замка с ключом-маркой.

3.8. При обнаружении во время осмотра и опробования крана неисправностей, препятствующих безопасной работе, и невозможности их устранения своими силами крановщик, не приступая к работе, должен произвести запись в вахтенном журнале и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, и инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.

3.9. Крановщик не должен приступать к работе, если:

1) имеются трещины или деформации в металлоконструкции крана, ослаблены болтовые или заклепочные соединения;

2) повреждены или отсутствуют зажимы крепления канатов или ослаблены их болты;

3) грузовой канат имеет число обрывов проволок или износ, превышающий установленную руководством по эксплуатации крана норму, а также оборванную прядь или местное повреждение;

4) механизмы подъема груза, передвижения крана или тележки имеют дефекты;

5) детали тормозов или механизмов крана имеют повреждения;

6) износ крюка в зеве превышает 10% от первоначальной высоты сечения, неисправно устройство, замыкающее зев крюка, нарушено крепление крюка в обойме;

7) неисправны или отсутствуют блокировки, звуковой сигнальный прибор, концевые выключатели механизмов подъема груза, передвижения крана или тележки;

8) повреждены канатные блоки или полиспасты;

9) грузовой крюк или блоки не вращаются;

10) отсутствуют ограждения механизмов или неизолированных токоведущих частей электрооборудования, а также отсутствует или повреждено заземление;

11) неисправны крановые пути;

12) повреждены или отсутствуют противоугонные устройства;

13) истекли сроки технического освидетельствования, ремонта, технического обслуживания и профилактического осмотра.

3.10. Для устранения неисправностей электрооборудования, подключения крана к источнику электропитания, замены плавких предохранителей, подключения отопительных приборов крановщик должен вызвать электромонтера. Крановщику выполнять эти работы запрещается.

3.11. Крановщик должен проверить наличие удостоверения на право строповки грузов и отличительного знака у стропальщика, впервые приступающего к работе с ним. Если для строповки грузов выделены рабочие, не имеющие удостоверения стропальщика, крановщик не должен приступать к работе.

3.12. Крановщик должен убедиться в достаточной освещенности рабочей площадки в зоне действия крана. При недостаточном освещении, сильном снегопаде или тумане крановщик, не приступая к работе, должен сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами.

3.13. Произведя приемку крана, крановщик должен сделать соответствующую запись в вахтенном журнале о результатах осмотра и опробования крана и после получения задания и разрешения на работу от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, приступить к работе.

Дополнительная часть

Ответ

Техника безопасности при работе на автокране

Использование автокранов непосредственно связано со стропальными и такелажными работами, являющимися травмоопасным видом деятельности. Именно поэтому для управления автокраном допускаются водители, прошедшие специальное обучение и имеющие удостоверение, дающее право на выполнение указанных работ.
Водитель автокрана отвечает за безопасную работу крана и его техническое состояние. Он вправе проверять наличие удостоверений у работающих с ним стропальщиков.
Соблюдение необходимых правил техники безопасности при работе автокрана позволит сохранить жизнь и здоровье как работающих при такелажных работах, так и окружающих людей.

· На рабочей площадке никто не должен находиться с тыльной стороны автокрана.

· В радиусе 1 метра от поворотной части автокрана не должно быть таких крупных предметов, как стены, заборы, бетонные блоки, штабеля и т.п.

· При работе автокрана необходимо соблюдать дистанцию с другим оборудованием. При совместной работе подъемных устройств расстояние между ними, перемещаемыми грузами и стрелами должно быть не менее пяти метров.

· На работы автокрана в зоне менее 30 метров от ЛЭП необходимо получить наряд-допуск, либо такие работы проводятся автокраном при отключенной линии электропередачи. При работе автокрана под под троллейбусными или трамвайными проводами, где ток отключить как правило нельзя, расстояние между стрелой и проводами не должно быть меньше метра. Для этого ставится ограничитель, не позволяющий уменьшить дистанцию при подъеме стрелы.

· Запрещена работа автокрана в гололед, грозу, туман, так как такие погодные условия снижают видимость в рабочей зоне. Если сила ветра более 15 м/с, то работа автокрана также запрещается. Также запрещаются монтажные работы на витражах, перегородках и крупногабаритных конструкциях, если скорость ветра выше 10 м/с.

· Груз, перемещаемый на автокране, должен быть закреплен на крюке надежно и ровно. Запрещается поднимать груз, засыпанный грунтом, снегом, заложенный другими грузами, примерзший груз, залитый бетоном. Должны быть установлены направляющие блоки, в противном случае, тащить груз по земле или рельсам также запрещается.

· Если опасная зона, возникающая при работе крана, выходит за пределы рабочей площадки, принимаются дополнительные меры безопасности. По краю опасной зоны выставляют сигнальные или штакетные ограждения, знаки, предупреждающие о работе крана, дорожные знаки, предупреждающие об опасности. Если опасная зона соприкасается с шоссе, пешеходными дорожками, дворами жилых домов, дополнительно к ограждениям выставляются сигнальщики, не допускающие людей в опасную зону.

· Нельзя перемещать стрелу автокрана над неработающим подъемником, над перекрытиями зданий, если на крюке замещен груз.

· Запрещено размещать грузы на трубопроводы, электрические кабели, на края откосов запрещается.

Выполняя элементарные правила техники безопасности при работе автокрана вы оградите себя и весь рабочий персонал от возможных несчастных случаев.

2 ответ

Наши рекомендации