Техника безопасности при работе с РЛС.

При обслуживании РЛС необходимо соблюдать определенные правила техники безопасности, чтобы устранить возможность поражения обслуживающего персонала электрическим током и предотвратить опасное воздействие высокочастотных электромагнитных полей. В помещениях, где размещают радиолокационную аппаратуру, должны храниться в определенном месте правила по технике безопасности и руководство по оказанию первой помощи пострадавшим от электротока. Там, где имеется высокое напряжение, должны висеть предупреждающие плакаты; уборку помещения производит хорошо проинструктированный персонал с разрешения и под наблюдением персонала, обслуживающего приборы. Все приборы РЛС должны иметь свободный доступ при осуществлении внутреннего монтажа. Однако при нормальной работе все блоки должны быть установлены, крышки закрыты, винты завернуты. Корпуса приборов должны быть надежно заземлены во избежание поражения обслуживающего персонала электрическим током. Ремонтировать приборы необходимо при отключенном напряжении. При эксплуатации РЛС запрещается закорачивать цепи блокировки искусственными перемычками, менять предохранители во время работы станции, все приборы при этом должны быть выключены, а сеть до предохранителей обесточена. Запрещается ставить некалиброванные плавкие предохранители, а также предохранители рассчитанные на величину тока, превышающую номинальное значение. Как в индикаторе, так и в приемопередатчике РЛС имеются высокие напряжения (до 15кВ и более), поэтому ремонтные работы внутри этих приборов ( замеры напряжений и токов, снятие осциллограмм) при включенном питании должны производиться двумя специалистами. Проводить работу с антенными устройствами РЛС во время хода судна разрешается только в аварийных случаях с разрешения старшего помощника капитана. При этом антенное устройство должно быть обесточено. Находиться вблизи антенны работающей РЛС можно лишь в специальных очках, защищающих глаза от вредного воздействия мощных импульсов электромагнитной энергии СВЧ. Условия работы людей в зонах электромагнитного излучения регламентируется санитарными нормами. При интенсивности поля СВЧ 0,01мВт/см2 допустимо пребывание человека в течение всей вахты; при интенсивности до 0,1 мВт/см2 - не более 2 час; при интенсивности 1 мВт/см2— не более 15—20 мин.

Тема № 12 (12 час)

Радионавигационные системы.

Радионавигационная система - радиотехнический комплекс, включающий в себя систему береговых или космических синхронизированных излучателей и бортовых приемоиндикаторов (ПИ) и предназначенный для определения местоположения объектов – потребителей навигационной информации. Кроме основной задачи местоопределения, РНС могут обеспечивать суда навигационной информацией о: 1. Параметрах их движения ( скорость, путевой угол) 2. Элементы их суммарного сноса под воздействием различных факторов 3. Реализовывать функции контроля за фактическим перемещением судна относительно выбранной траектории движения. В основу построения современных РНС положено известное свойство радиоволн распространяться по кратчайшему пути с конечной скоростью ( с= 3х108м/сек ). Поэтому, используя излучатели как навигационные ориентиры (НО) с известными координатами, можно решить задачу местоопределения объекта посредством измерения в бортовом ПИ той или иной совокупности параметров специальным образом сформированного высокостабильного электромагнитного поля. Этот параметр называется радионавигационным (РНП). Связь РНП и НП устанавливается навигационной функцией вид которой определяется типом конкретной системы радионавигации. Геометрическое место точек соответствующее НП образует некоторую изоповерхность. Вид изоповерхности определяется используемым РНС навигационным параметром. Пересечение двух изоповерхностей дает изолинию. Задача местоопределения судна сводится к получению двух изолиний на поверхности земли.

Классификация РНС.

В основу классификации РНС положены различные признаки, из которых в качестве основных можно выделить следующие. 1. Вариант размещения аппаратуры РНС.а) Наземного базирования. б) Спутниковые. 2. Вид используемого навигационного параметра ( вид создаваемых изолиний в зоне действия системы). а) Дальномерные. б) Разностно – дальномерные. возможны комбинации в) Радиально – скоростные. 3. Вид измеряемого в ПИ радионавигационного параметра.а) Временные системы ( Лоран – А, США) б) Фазовые системы (Брасс, Марс – 75, РСДН – 20 Россия, Декка Англия, Омега США ). в) Импульсно – фазовые системы ( Чайка Россия, Лоран – С США ). г) Частотные системы ( Цикада Россия, Транзит США ) 4. Рабочий диапазон волна) Свердлинноволновые ( РСДН - -20 Россия, Омега США ). б) Длинноволновые ( Марс – 75, Чайка Россия, Декка Англия, Лоран – С США ). в)Средневолновые ( Брас Россия, Лоран – А США ). г) Ультракоротковолновые ( Цикада, Глонасс Россия, Транзит, Навстар США ). 4. Дальность действия системы.а) Глобальные ( все спутниковые навигационные системы ) б) Дальней навигации около 1500 морских миль.( РСДН – 20, Чайка Россия, Лоран – С США ) в) Средней дальности до 500 морских миль ( Марс – 75, Россия, Декка Англия ) г) Прибрежного плавания до 100 морских миль ( Брасс Россия, Хайфикс Англия )



Наши рекомендации