Определение сильных и слабых сторон организации
Основным инструментом определения сильных и слабых сторон организации является SWOT-анализ, в котором сильные и слабые стороны показывают внутренние возможности организации, возможности и угрозы отражают внешнюю ситуацию. Название этого ситуационного анализа является аббревиатурой английских слов: strengts – сильные стороны (потенциал), weakness – слабые стороны (недостатки), opportunities – возможности, threats – угрозы, опасности (рис. 2.5).
Сила – это то, в чем организация имеет успех, который предоставляет ей дополнительную возможность усиления своей позиции на рынке. Это может быть более качественный товар, совершенная технология, лучшие навыки и большой опыт, лучшее обслуживание клиентов, узнаваемость товарной марки, наличие долгосрочных поставок и заказов и т. д. Слабость – это те важные стороны деятельности организации, которые она делает хуже конкурентов, и в определенных условиях может оказаться уязвимой в конкурентной борьбе.
Рис. 2.5. SWOT-анализ
Анализ сильных и слабых сторон характеризует внутреннюю среду организации. Он может осуществляться как для организации в целом, так и для отдельных видов бизнеса. Внутренняя среда может иметь несколько составляющих, каждая из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации (видов бизнеса), их состояние в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.
Идея SWOT-анализа заключается в следующем:
1. Применение усилий для превращения слабостей в силу, угроз – в возможности.
2. Развитие сильных сторон организации в соответствии с ее ограниченными возможностями.
SWOT-анализ можно разделить на несколько этапов:
На первом этапе SWOT-анализа глубоко изучаются силы – конкурентные преимущества организации в следующих областях:
· патентоспособность выпускаемых товаров;
· цена товаров;
· прогрессивность технологий;
· квалификация кадров;
· стоимость ресурсов, потребляемых организацией;
· возраст основных производственных фондов;
· географическое положение организации;
· инфраструктура;
· система менеджмента, в том числе маркетинга;
· сила конкуренции на входе и выходе системы менеджмента организации и др.
На втором этапе SWOT-анализа изучаются слабости организации. Он начинается с анализа конкурентоспособности выпускаемых товаров по всем рынкам: на нулевом уровне определяется комплексный показатель конкурентоспособности конкретного товара; на первом уровне – полезный эффект (интегральный показатель качества); на втором уровне – конкретные показатели и т. д. Рассчитываются показатели в соответствии с построенным деревом. Собираются или прогнозируются аналогичные показатели по конкурирующим товарам. Определяются слабости по изученным на первом этапе конкурентным преимуществам организации.
На третьем этапе SWOT-анализа изучаются факторы макросреды организации (политические, экономические, технологические и др.) с целью прогнозирования стратегических и тактических угроз и своевременного предотвращения убытков от них.
На четвертом этапе изучаются стратегические и тактические возможности организации (капитал, активы и т. д.), необходимые для предотвращения угроз.
На последнем, пятом, этапе SWOT-анализа согласуются силы с возможностями для формирования проекта отдельных разделов стратегии организации.
В таблице 2.12 приведен ряд факторов, которые менеджер должен учитывать при определении сильных и слабых сторон организации.
Менеджеры должны разрабатывать стратегию организации на том, что лучше у нее получается и избегать тех действий, в которых организация слаба.
Таблица 2.12
Характеристика сильных и слабых сторон
организации, ее возможностей и угроз[47]
Потенциальные внутренние сильные стороны | Потенциальные внешние возможности фирмы |
• Полная компетентность в ключевых вопросах. • Адекватные финансовые ресурсы. • Хорошее впечатление, сложившееся о компании у покупателей. • Признанный лидер рынка. • Хорошо проработанная функциональная стратегия. • Экономия на масштабах производства. • Умение избежать (хотя бы в некоторой мере) сильного давления со стороны конкурентов. • Собственная технология. • Более низкие издержки (преимущество по издержкам). • Лучшие рекламные кампании. • Опыт в разработке новых товаров. • Проверенный менеджмент. • Большой опыт (опережение по кривой опыта). • Лучшие возможности производства. • Превосходные технологические навыки. • Другое | • Способность обслужить дополнительные группы клиентов или выйти на новые рынки или новые сегменты рынка. • Пути расширения ассортимента продукции для удовлетвения большего числа потребностей клиентов. • Способность использовать навыки и технологические ноу-хау в выпуске новой продукции или в новых видах уже выпущенной продукции. • Вертикальная интеграция (вперед или назад). • Снижение торговых барьеров на привлекательных иностранных рынках. • Ослабление позиций фирм-конкурентов. • Возможность быстрого развития в связи с резким ростом спроса на рынке. • Появление новых технологий. • Другое |
Окончание табл. 2.12