Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект рыночной экономики
Тема 1. Предприятие как субъект рыночной экономики.
1.1 Основные понятия экономики, рыночной системы хозяйствования и сущности рынка.
1.2 Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект рыночной экономики.
1.3 Предпринимательская деятельность хозяйствующих субъектов.
1.4 Организационно-правовые формы, объединения и типы предприятий.
1.5 Внешние и внутренние условия функционирования предприятий.
Основные понятия экономики, рыночной системы хозяйствования и сущности рынка
1.1.1. Объекты и субъекты экономики
Человеческая жизнь есть процесс удовлетворения разнообразных потребностей при помощи товаров и услуг. Каждый человек должен питаться, одеваться, иметь жилье, обставить квартиру, т. е. удовлетворять жизненно важные потребности. Кроме того, у него есть желание читать, путешествовать, общаться с другими людьми и т. д. Исполнение этих желаний делает жизнь удобнее и комфортнее. В данном случае речь идет о культурных потребностях и о потребностях в роскоши.
Приведенные положения позволяют сделать вывод, что все физические и духовные человеческие чувства, нужды (нехватки), которые удовлетворяются при помощи товаров и услуг, называются потребностями.
Ограниченность ресурсов в обществах не позволяет достичь идеального удовлетворения потребностей. Непреложным является тот факт, что совокупность всех потребностей превышает производственные возможности всех ресурсов.
Несоответствие между безграничными, в принципе, потребностями и относительной ограниченностью товаров и услуг порождает потребность хозяйствовать.
Хозяйствование представляет собой решение вопроса, какие средства направлять на удовлетворение определенных потребностей, и при этом охватывает все планомерные действия по снижению нехватки товаров.
При принятии решений по использованию ограниченных ресурсов важное значение для каждого хозяйствующего субъекта имеет определение целей хозяйствования. В качестве базовых величин этого процесса принимаются не только экономические цели (максимизация прибыли, покрытие затрат, снижение убытков, увеличение оборота и др.), но и в равной степени технические цели (улучшение качества продукции, повышение технического уровня оборудования, машин и технологий), социальные цели (сокращение рабочего времени, улучшение социального обеспечения в старости, гарантии занятости и т. д.), а также экологические цели, ориентированные на предотвращение ущерба окружающей среде (снижение уровня загрязнения воды и воздуха, уменьшение количества отходов и их переработки, устранение шума и др.). Для всех организационно-правовых форм предприятий (организаций), независимо от их размеров, технологий, специфических интересов работников, решение об эффективном использовании ограниченных ресурсов представляет собой круг вопросов, в принципе идентичный по содержанию. На этой основе обеспечивается основное требование к формированию предмета познания и тем самым к обоснованию экономики предприятия как науки.
И еще одно важное обстоятельство необходимо учитывать при рассмотрении хозяйствования как предмета исследования. На предприятии, при производстве товаров, подготовка производства, хранение, производство и сбыт готовой продукции не являются фазами хозяйствования. Именно выработка решений по целенаправленному осуществлению этих фаз многогранного процесса и составляет содержание хозяйствования. Не сбыт товаров на рынке, а сумма решений по формированию сбытовых цен, программы сбыта, стратегия рекламы, определение каналов и условий сбыта составляют содержание хозяйствования.
Носителями решений выступают хозяйствующие субъекты. К ним относятся все единицы экономики, которые принимают экономические решения (какие потребности необходимо удовлетворять при помощи имеющихся ограниченных ресурсов), самостоятельно планируют деятельность и организуют ее в соответствии с разработанными планами. Каждый хозяйствующий субъект разрабатывает бюджеты, в которых предусматривает получение доходов и их расходование на потребление и направление части средств на сбережения (при отказе от части потребления).
В реальной действительности хозяйствующие субъекты представлены отдельными лицами, несколькими лицами в виде оформленных образований (семьи, домашние хозяйства, акционерные общества, банки и правительства). Соответственно указанным положениям разрабатывают: частные бюджеты (отдельных частных лиц, семьи, домашних хозяйств, некоммерческих организаций), функцией которых является получение доходов и их расходование на потребление (при отказе от части потребления образуются накопления в домашних хозяйствах); бюджеты производственных единиц (предприятий, компаний, фирм и т. д.), выполняющие функции, связанные с расходованием доходов на производство (создание товаров) и инвестирование (та часть товарной продукции, которая не используется частными лицами и остается у предприятия); общественные бюджеты (территориальных властей и Федерации, социального страхования, независимых учреждений в виде вузов, федерального банка и т. д.), которые используются для оказания услуг по удовлетворению коллективных потребностей, выплат частным лицам (пенсий, пособий и т. п.) и для трансфертных платежей предприятиям (в виде субсидий). Эти выплаты отражают во многом процессы перераспределения средств.
Ограниченность средств по бюджетам заставляет человека, хозяйствующие субъекты и государство принимать решения относительно того, какие товары приобрести и какие оказать услуги, а от каких отказаться.
Экономика как раз и является механизмом преодоления указанных противоречий. Данная общественная наука описывает и анализирует выбор людей, хозяйствующих субъектов и государства в условиях ограниченных ресурсов и неограниченных, в принципе, потребностей.
Важнейшей функцией экономики является также выработка путей эффективного использования ограниченных ресурсов в производстве товаров и услуг в целях достижения максимального удовлетворения потребностей.
Экономика может также рассматриваться как совокупность хозяйствующих субъектов и методов, при помощи которых люди создают товары для удовлетворения своих потребностей.
Различные толкования понятия "экономика" обусловлены сложностью этой категории и тем, что в ней находят отражение все многообразные отношения в сфере хозяйственной и управленческой деятельности.
Доходы, сбережения, прибыль и налоги дают возможность людям, предприятиям и государству покупать товары и оказывать услуги. Каждый из субъектов сталкивается с проблемой: при выборе одного набора благ теряется возможность выбора других. Экономически разумное расходование бюджетов состоит в покупке товаров и оплате услуг, которые приносят максимальную потребительскую полезность.
Потребности выступают движущей силой экономики. Они претерпевают количественные и качественные изменения под влиянием внешних воздействий. Изменяясь, они рождают новые потребности под влиянием развития техники, людей и рекламы. И вновь предстоит решать, какие средства могут быть использованы, и на удовлетворение каких потребностей. В целях снижения напряженности этих отношений и принятия решений об удовлетворении первоочередных потребностей или обеспечении увеличения объема средств организуется хозяйственная деятельность на предприятиях. Результаты этих решений и действий наиболее ярко отражаются в домашних хозяйствах и на предприятиях. Потребление в домашних хозяйствах показывает, какие потребности были удовлетворены. Выпуск продукции на предприятиях позволяет установить, какие средства (ресурсы) были увеличены. Самостоятельность домашних хозяйств и предприятий по принятию экономических решений относительно производства и потребления зависит от экономической системы, в которой они взаимодействуют.
Для улучшения управления хозяйствующими субъектами и преодоления возникающих противоречий от экономистов требуется глубокое изучение экономики страны и экономики предприятия (макро- и микроэкономики). Слово "экономика" обычно ассоциируется с такими понятиями, как эффективность, бережливость и рациональное использование имеющихся ресурсов. Это понятие взято из греческого языка, в котором слово "oikonemia" означает "управление хозяйством". При этом обычно имеют в виду национальную, рыночную, плановую и т. д. систему хозяйствования или экономическую систему.
Основой экономики страны и экономики предприятия является практический (опытный) объект, факты, относящиеся к конкретной проблеме или определенному аспекту экономики. Путем сопоставления фактов с гипотезами подтверждаются или отвергаются теоретические посылки. Тем не менее, объекты познания указанных экономик различаются.
Объектами познания экономики страны являются общеэкономические процессы, соотношения между такими агрегированными секторами, как "домашнее хозяйство", "предприятие", "государство" и "внешний рынок". Данная наука анализирует указанные процессы по схеме: причины — следствия — взаимосвязи и формулирует основополагающие гипотезы, которые затем подтверждаются на основе изучения конкретных фактов.
Наряду с объяснением указанных процессов данная наука (экономика страны) пытается более глубоко их исследовать с учетом определенных заданных целей и сделать выбор из нескольких возможных решений по схеме: цель — средство — взаимосвязи.
Многие из указанных экономических отношений действительны как для экономики страны, так и для экономики предприятия. Однако объектом исследования последней являются все те процессы, которые происходят в отдельных хозяйствующих субъектах и исходят из них. В данном случае общеэкономические процессы рассматриваются с позиций их воздействия на отдельные хозяйствующие субъекты. Они рассматриваются как заданные (рыночные условия), которые вызывают определенную реакцию каждого из хозяйствующих субъектов. В настоящее время экономика организации (предприятия) изучает также хозяйствующие субъекты не только в традиционном смысле, но и общественные, некоммерческие (бесприбыльные) предприятия, такие как высшие учебные заведения, потребительские общества и др.
Экономика предприятия (микроэкономика) пытается в теоретическом плане (в рамках научных программ) формулировать научные гипотезы по указанным процессам, проверяет их на основе эмпирических данных и указывает, на основе изучения причин, какие следует ожидать результаты (по схеме: причины — следствия). Одновременно эта учебная дисциплина имеет прикладной характер, разрабатывает модели принятия решений, исходя из определенных целей развития и имеющихся средств (цели — средства), которые используются как инструментарий для решения практических проблем (конкретная экономика предприятия).
Экономика страны может быть представлена как сумма усилий отдельных хозяйствующих субъектов. Однако то, что относится к отдельным хозяйствующим субъектам, не обязательно применимо к экономике страны в целом.
Теоретическая и прикладная экономика выясняют и исследуют законы экономического развития, анализируют механизм функционирования экономических систем и особое внимание уделяют изучению методов хозяйствования в национальной экономике и отдельных хозяйствующих субъектах.
1.1.2. Рыночная система хозяйствования
Наличие постоянного противоречия между безграничными потребностями и ограниченностью ресурсов выдвигает перед всеми хозяйствами следующие основные взаимосвязанные проблемы:
♦ что производить — это принятие решений о том, какие из возможных благ, какого качества, в каком количестве и когда должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время;
♦ как производить, или принятие решения о том, кем, из каких ограниченных ресурсов и их комбинаций и при помощи каких технологий будут произведены выбранные из возможных вариантов блага и услуги;
♦ для кого производить — это проблема, решающая, кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими потребитель. Решение этой проблемы связано с использованием национального продукта, его долей в разных слоях общества, числом богатых и бедных и т. д.
Перечисленные проблемы существуют во всех экономических системах, но в каждой из них они решаются по-разному. При административно-командной экономике государство берет на себя решение всех этих проблем (что, как и для кого) путем воздействия на производство, распределение, обмен и потребление через централизованную систему планов.
В экономической системе с развитыми рыночными отношениями указанные проблемы (что, как и для кого) решаются через рыночный механизм посредством цен, спроса и предложения, конкуренции, прибылей и убытков. Каждый хозяйствующий субъект рыночной экономики исходит при производстве товаров из условий конкуренции и возможностей получения наибольшей прибыли, использует средства производства и ресурсы, которые требуют меньше затрат (решение вопроса: как производить), а продажа произведенных товаров и их потребление (для кого производить) определяются в соответствии с доходами различных групп населения (их бюджетами).
Важным условием развития экономической системы при использовании рыночного механизма является наличие свободы предпринимательства и выбора. Потребители должны покупать то, что они предпочитают, предприятия — производить и реализовать то, что они считают целесообразным, поставщики ресурсов по собственному выбору решают, куда направлять имеющиеся у них людские и материальные ресурсы.
Экономическая действительность характеризуется многочисленными противоположными интересами: покупатели стремятся купить недорогие товары при высокой ответственности продавцов, а продавцы желают продать товары по более высоким ценам и при меньшей ответственности; работники стремятся к приятной работе и высокой заработной плате, а работодатели заинтересованы в обеспечении высокой производительности при возможно низкой заработной плате и т. д. Каждый из участников экономического процесса стремится получить свою выгоду: продавец — добиться возможной большой прибыли, потребитель — получить свою выгоду. Разрешение указанных и многих других противоречий, исключение хаоса, который могла бы породить свобода предпринимательства и выбора, обеспечивают система рынков, цен и фактор конкуренции.
Система рыночных отношений представляет собой механизм, который выполняет функции по оповещению потребителей, производителей и поставщиков ресурсов о решениях, которые принял каждый из участников этих отношений, по оптимизации этих решений, синхронизации изменений, обеспечению согласованных действий и т. п. Взаимодействующие решения участников хозяйственной деятельности (покупателей и продавцов) определяют систему цен на продукцию и ресурсы в каждый данный момент времени. Производители ориентируются на выпуск только той продукции, производство которой позволяет установить цену, возмещающую все издержки и позволяющую образовать нормальную прибыль. Другой подход к производству продукции неприемлем.
Интересы продавца (предложение) и покупателя (спрос) сталкиваются на рынке, где и выявляется возможность достижения их целей. При более высоком предложении по сравнению с величиной спроса продавец реализует продукты по ценам, которые позволяют получить необходимую прибыль, в противном случае он имеет убытки.
Снижение цен и убытки одного продавца должны насторожить других продавцов, вынуждая их принимать меры по корректировке предложения товаров. При обеспечении необходимой прибыли действия продавцов должны быть направлены на увеличение предложения. Указанные положения доказывают, что рынки выполняют функции по вознаграждению либо наказанию их участников и регулированию их экономических отношений.
Прибыль является стимулом развития в любой из отраслей. Получение прибыли в отрасли ведет к ее расширению. И так будет до тех пор, пока объем предложения не превысит спрос, и цена не установится в том размере, при котором исчезнет возможность получать прибыль. В случае сокращения производства происходит уменьшение предложения по сравнению с рыночным спросом, и в результате повышаются цены на продукцию и ликвидируется убыточность.
Этот процесс более детально изучается в микроэкономике. Для нас важно понять действие этого механизма и учитывать его при анализе и планировании хозяйственной деятельности конкретных предприятий.
В условиях развитых рыночных отношений существует приоритет потребителя. Ориентация на прибыль и боязнь убытков заставляет хозяйствующих субъектов и поставщиков ресурсов ориентироваться в своей деятельности на требования потребителей.
Рыночная система хозяйствования через свой механизм обеспечивает:
♦ применение наиболее производительной технологии, которая позволяет добиваться наименьших расходов;
♦ информирование поставщиков ресурсов и предпринимателей об изменениях в спросе, и тем самым осуществляется коррекция в распределении ресурсов;
♦ сочетание личных и общественных интересов. Через конкуренцию оказывается воздействие "невидимой рукой" на корыстные мотивы предприятий и поставщиков ресурсов так, чтобы стимулировать заинтересованность в эффективном использовании ограниченных ресурсов.
Основное достоинство конкурентной рыночной системы — это ее постоянное стимулирование эффективности производства. "Экономика производит то, что требуют потребители, путем применения самой эффективной технологии. Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результате децентрализованных решений, а не централизованного решения правительства".
Рассматривая основополагающие положения, на которые должна опираться экономика предприятия, необходимо учитывать и аргументы, которые свидетельствуют, что имеются и слабые стороны в рыночной системе хозяйствования. Так, с течением времени:
♦ ослабевают контрольные функции рыночного механизма и значение конкуренции;
♦ свойственные этой системе хозяйствования неравенства в доходах и неспособность учитывать коллективные потребности препятствуют производству товаров, в первую очередь, необходимых обществу;
♦ исчезает гарантия полной занятости рабочей силы и стабильности уровня цен;
♦ рыночные отношения не обеспечивают эффективную защиту окружающей среды.
Поэтому остро стоит вопрос о необходимости вмешательства государства в рыночные процессы.
Приведенные выше положения позволяют сделать следующие выводы:
♦ рыночная экономика представляет собой такую форму организации хозяйственной деятельности, при которой взаимодействие всех хозяйствующих субъектов и решение трех основных проблем экономики (что, как и для кого производить) обеспечивается через воздействие рынка и его механизмов;
♦ отличительной особенностью рыночной системы является ее способность перестраиваться и приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий;
♦ рыночная система лучше других приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и, в конечном счете, для более полного удовлетворения потребностей.
Для любой рыночной системы обязательно наличие таких условий, как: право на частную собственность, свобода заключения сделок, потребления, конкуренции, образования цен и свободный выбор профессии, места работы и занятий.
Основой этой системы является рынок, который за длительный период убедительно доказал свои преимущества в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.
1.1.3. Сущность и функции рынка
Рынок всегда рассматривают как обязательный компонент товарного хозяйства. Становление рынка — это следствие длительного исторического развития. Поэтому необходимость рынка как товарного хозяйства обусловлена одними и теми же причинами: развитием общественного разделения труда, экономической обособленностью хозяйствующих субъектов, наличием разнообразных форм собственности, свободного предпринимательства и выбора, тесной связью с мировой экономикой посредством внешней торговли и др.
Рынок является фундаментом для понимания ключевых путей экономического развития и путей повышения эффективности на микро- и макроуровне. Его сущность отражает совокупность отношений товарного обмена всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом. Вполне обоснованны утверждения экономистов и о том, что рынок представляет собой определенную систему экономических отношений между продавцами и покупателями в сфере обмена. Воздействие рынка на экономические отношения продавцов и покупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как цена, спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, т. е. всего того, что мы включаем в понятие "рыночный механизм".
Рынок существует в совершенно конкретных социально-экономических условиях и зависит от института собственности. Он играет важную роль в системе общественного воспроизводства во всех его фазах: производстве, распределении, обмене и потреблении.
Потребление выражает цель экономической деятельности. Однако важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, поскольку именно в производстве создается товарная масса. От изменений в производственной сфере зависит положение дел во всех других сферах экономики. Это особенно важно для Российской Федерации, поскольку у нас еще формируются рыночные отношения. Только достижение крупных производственных результатов позволит создать рыночную экономику. Нельзя начинать реформы с преобразований в сфере обращения.
Распределение выступает как следствие производства, от того, как распределяют результаты труда, зависит эффективность хозяйствования.
При оценке роли обмена необходимо принимать во внимание положения, которые раскрывают содержание и принципы функционирования рыночного механизма.
Субъектами развитого рынка являются самостоятельно принимающие решения домохозяйства, предпринимательские организации (предприятия, фирмы и др.), банки и государство.
В зависимости от объектов купли-продажи рынок делится на отдельные взаимосвязанные элементы: рынок рабочей силы, финансовый рынок (рынок ссудных капиталов — рынок ценных бумаг, валюты, денежных средств и др.), рынок факторов производства (рынок земельных и природных ресурсов, рынок капиталов или рынок средств производства), потребительский рынок, рынок технологий, рынок услуг. Все эти элементы рынка не одинаковы по своему значению. Рынок начинается с возможности приобрести рабочую силу и средства производства (инвестиции). Эти элементы производительных сил соединяются при помощи капитала и являются основой производства. Роль потребительского рынка исследуется во втором разделе учебника. Здесь же необходимо подчеркнуть, что без развития этого рынка не имеют смысла отношения обмена.
Финансовый рынок обеспечивает движение капиталов, их перелив в наиболее эффективные отрасли производства. Он делится на денежный рынок (векселей, ценных бумаг и т. п.) и рынок капиталов (акций, облигаций и т. п.). Рынок услуг начинает развиваться с установлением платы за различные услуги.
Все рынки являются комплексными. Каждый из перечисленных рынков включает более мелкие. Они различаются по многим признакам:
♦ по экономическому назначению объектов рыночных отношений (товаров и услуг, средств производства, труда и т. д.);
♦ по территориальному признаку (местный, региональный, национальный, мировой);
♦ по категориям населения (сельский, городской и др.).
В экономической литературе, в зависимости от состояния рынка, соотношения предложения и спроса различают рынок продавца (на котором продавцы имеют больше власти в силу недостатка предложения товаров и наиболее активными выступают покупатели) и рынок покупателя (на котором предложение товаров обгоняет рост спроса на них и наибольшую активность проявляют продавцы). Задача по развитию рыночных отношений в нашей стране в том и состоит, чтобы прийти к рынку покупателя.
По уровню ограничения конкуренции хозяйствующих субъектов различают рынки: монополистический, олигополистический, свободный, смешанный, конкурентный и неконкурентный. Они подробно исследуются в литературе по маркетингу. При изучении же экономики предприятий важно рассмотреть, какие функции выполняют рынок и его составляющие элементы, что должно учитываться при управлении хозяйственной деятельностью.
Рынок и каждый составляющий его элемент выполняют следующие функции:
♦ информационная — о меняющихся ценах и кредитных ставках под влиянием изменений на рынке количества, ассортимента и качества товаров и услуг. Информация в обобщенном виде по всему хозяйственному пространству позволяет каждому хозяйствующему субъекту сверять свое производство с меняющимися условиями рынка;
♦ посредническая — связанная с налаживанием взаимоотношений продавцов и покупателей по различным параметрам. При нормальных рыночных отношениях с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора лучшего, с его позиций, поставщика (по качеству продукции, ее цене, срокам поставки, послепродажному обслуживанию и другим параметрам), а продавец имеет возможность выбрать наиболее подходящего покупателя;
♦ ценообразующая — на рынке основой цены являются общественно необходимые затраты. Каждое предприятие имеет на продукцию одного назначения различные материальные и трудовые затраты. Поэтому цена является фактором, определяющим целесообразность производства продукции и оказания услуг. На рынке четко проявляется связь между ценой и стоимостью товаров и услуг и улавливается влияние на них изменений в производстве, потребности и конъюнктуре;
♦ стимулирующая — побуждающая к обеспечению эффективности производства, к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной для развития деятельности прибыли, к внедрению достижений научно-технического прогресса и обеспечению на этой основе интенсивного и эффективного развития всей экономики; ориентирующая на сокращение расходов на производство и продажу в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и достижение соразмерности спроса населения с его доходами;
♦ регулирующая — это важнейшая функция, поскольку рынок дает ответ на вопросы: что, как и для кого производить. Особая роль в осуществлении этой функции принадлежит конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат, рост производительности труда, внедрение прогрессивных технологий, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция регулирует перелив капитала и заставляет направлять его в наиболее эффективные отрасли, тем самым меняя структуру экономики. Государство должно различными мерами поддерживать и сохранять конкуренцию во всех ее видах. Соотношение спроса и предложения влияет на изменение цен, что создает стимулы к увеличению (при тенденции роста цен) или сокращению (при снижении цен) производства;
♦ санирующая — конкуренция на рынке заставляет освобождаться от экономически неустойчивых предприятий и способствует развитию тех предприятий, где развито предпринимательство и эффективно ведется хозяйственная деятельность.
Организация (предприятие) как хозяйствующий субъект рыночной экономики.
1.2.1. Понятие организации (предприятия), признаки и порядок создания.
Предприятие представляет собой хозяйствующую единицу экономической системы страны. Исключительная многогранность предприятия позволяет рассмотреть лишь определенное (ограниченное) число основных признаков и внешних связей, структурных характеристик, протекающих в ней процессов и действующих участников.
Организация (предприятие) — основное звено национальной экономики, самостоятельный хозяйствующий уставный субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (доходов).
Первоначально в отечественной экономике акцент был сделан на понятие предприятия как хозяйственной единицы. В настоящее время предприятие рассматривают как хозяйствующий субъект, и в статистике приводятся группировки по секторам экономики. Нельзя забывать необходимость учета вида деятельности предприятия.
Согласно изложенным положениям организации (предприятия) представляет собой хозяйствующий субъект, имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающий по своим обязательствам этим имуществом.
Юридические лица, которые являются коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, общие признаки которых характеризуются ниже.
К числу некоммерческих организаций относятся потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (учреждения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды и другие фирмы, предусмотренные законом.
Наряду с юридическими лицами отдельные граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Важным признаком предприятия как юридического лица является его способность выступать на рынке от своего имени. Оно в соответствии с законодательством может заключать все виды гражданско-правовых договоров с другими хозяйствующими субъектами (потребителями продукции, поставщиками всех факторов производства, с другими юридическими и физическими лицами).
К числу основных признаков предприятия как юридического лица относятся и его право (возможность) быть истцом, предъявлять виновной стороне иски, а также быть ответчиком в арбитражном суде в случаях нарушения законодательства или условий договоров.
Любое юридическое лицо должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименование некоммерческих и коммерческих организаций должно содержать указание на характер деятельности юридического лица. Во всех случаях предприятия указывают в учредительных документах место своего нахождения.
В рыночной экономике предприятия представляют собой центры активной деятельности людей, в которых производятся блага для удовлетворения спроса в условиях определенного риска. Степень удовлетворения спроса за счет предложения отражает эффективность выполнения предприятием своего предназначения. Функционирование предприятий связано с достижением системы целей. Одной из важных целей является повышение экономической эффективности производства. Ее достижение связано с выпуском продукции определенного стандарта, выполнением производственной программы на основе использования технического потенциала, что в свою очередь требует постановки технических целей. От предприятия требуется разрабатывать продукцию, соответствующую своему назначению, обеспечению определенного стандарта качественных характеристик и сохранению производственного потенциала. Одновременно в системе предприятия важное значение имеет достижение социальных целей, связанных с удовлетворением потребностей для занятых на предприятиях и их семей, а также всего общества. Предприятие должно в своей деятельности предусматривать и экологические цели — по охране окружающей среды и обеспечению здоровой среды обитания.
Основными признаками предприятий немецкие экономисты считают: удовлетворение потребностей (внешних или собственных), самостоятельность в принятии решений и собственный риск.
В экономической литературе США указывается на то, что следует различать понятия "предприятие" и "фирма". Так, предприятие — это учреждение в форме фабрики, фирмы, небольшого или крупного магазина, которое выполняет одну или несколько специфических функций по производству и распределению товаров и услуг. Фирма же представляет собой организацию, которая владеет этими предприятиями и ведет на них хозяйственную деятельность. Отдельные фирмы имеют только одно предприятие, а многие — владеют и управляют несколькими предприятиями.
В США различают и фирмы, которые владеют предприятиями на различных стадиях производственного процесса (вертикальное комбинирование), или объединяют несколько предприятий на одной стадии производства (горизонтальное комбинирование), и конгломераты, охватывающие предприятия, которые функционируют во многих различных отраслях.
Другой вид организации — это фирмы, которыми владеют и управляют люди, стремящиеся получить прибыль, продавая товары и услуги. Фирмы создаются в сфере обращения.
Менеджеры любой из фирм принимают решения, касающиеся использования ресурсов, применения новой технологии, выбора производимого продукта, объема производства. Они являются или хозяевами фирмы, или наемными работниками.
1.2.2. Структура организации (предприятия)
Изучение предприятий позволяет выявить основные структурные признаки и учитывать их в процессе создания предприятий и управления ими.
К числу важнейших элементов, которые обладают определенной стойкостью и оказывают заметное влияние на структуру предприятия, относятся:
♦ постановка высших целей, обещающих успех, к которому стремятся предприятия, а также производственных целей (предмет хозяйственной деятельности предприятия). Поле деятельности дает сведения о том, какие работы необходимо конкретно выполнить (в области производства продукции, в секторе платных услуг);
♦ определение регионального местоположения и правовой формы предприятия (речь идет о системе правовых норм, которая регулирует правовые отношения между предприятием и его окружением, в пределах предприятия, между предприятиями и долевыми собственниками);
♦ форма собственности и характер связи с другими предприятиями;
♦ оснащение предприятия производственными факторами (профессиональный уровень персонала, оборудование, капитал, информация) и их количественное разграничение, что выражается в размерах предприятия: малые, средние, крупные.