Товарооборот: понятие, состав. Сущность товарооборачиваемости

Товарооборот - это

1) процесс обращения товаров. 2) Экономический показатель, отражающий совокупную стоимость продаж.

Различают оптовый и розничный товарооборот.

Оптовый товарооборот включает объем продаж товаров организациям розничной торговли и производственным предприятиям.

Розничный товарооборот включает объем продаж товаров и услуг населению.

Товарооборот, обращение товаров; стадия процесса воспроизводства, охватывающая движение товаров от сферы производства до сферы потребления. Т. выражает стоимость (сумму) продаж средств производства и предметов потребления, характеризует качество и количество стороны экономической деятельности в сфере товарного обращения.

Оптовый Т. представляет собой форму товарных связей между предприятиями; его основная функция — снабжение розничной торговой сети товарами с наименьшими затратами труда и средств. Он охватывает продажу товаров производственными и сбытовыми объединениями (предприятиями) торговым организациям для последующей реализации населению, а также для промышленной переработки. Различают 3 вида оптового Т.: оборот средств производства в основном по планам материально-технического снабжения; оборот с.-х. продукции (закупки и сбыт с.-х. продуктов и сырья); оборот товаров народного потребления рыночного и внерыночного назначения. Объём оптового Т. обусловлен планами розничного оборота и производственными программами промышленности и сельского хозяйства.

Розничный Т. выражает величину совокупных розничных продаж товаров и услуг товарного характера населению, приобретающему их в обмен на свои денежные доходы. Посредством розничного Т. происходит смена форм стоимости и получают общественное признание стоимость и потребительская стоимость. Розничный Т. — один из основных показателей благосостояния народа, характеризует величину реализованного платёжеспособного спроса населения; материальную основу его составляют товарные фонды.

Товарооборачиваемость - это один из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Ускорение времени обращения товаров имеет большое значение: повышает экономическую эффективность всего общественного производства, являясь одновременно важным условием повышения рентабельности торговой деятельности предприятия. А замедление, наоборот, свидетельствует об ухудшении его работы.

Оборачиваемость товаров можно ускорить только за счёт совершенствования всей торгово-коммерческой и экономической деятельности предприятия. Это требует глубокого понимания влияния различных факторов на формировании товарных запасов.

Оптовый товарооборот.

Оптовый Т. представляет собой форму товарных связей между предприятиями; его основная функция — снабжение розничной торговой сети товарами с наименьшими затратами труда и средств. Он охватывает продажу товаров производственными и сбытовыми объединениями (предприятиями) торговым организациям для последующей реализации населению, а также для промышленной переработки. Различают 3 вида оптового Т.: оборот средств производства в основном по планам материально-технического снабжения; оборот с.-х. продукции (закупки и сбыт с.-х. продуктов и сырья); оборот товаров народного потребления рыночного и внерыночного назначения. Объём оптового Т. обусловлен планами розничного оборота и производственными программами промышленности и сельского хозяйства.

Промежуточными продавцами могут быть лица, предприятия и организации, приобретающие товары у производителей или других продавцов для их перепродажи или сдачи в аренду другим потребителям с выгодой для себя. Промежуточной торговлей могут заниматься промышленные, оптовые и розничные предприятия, посреднические фирмы.

Необходимость оптовой торговли вызывается общественным разделением труда, наличием товарно-денежных отношений, узкой специализацией промышленных предприятий, потребностью в региональном сбалансировании спроса и предложения, быстрой реализации изготовленного товара для возобновления расширенного воспроизводства, доведения его до конечного потребителя.

Характеристика оптовой торговли:

1) Оптовые сделки - крупные, торговая зона - большая.

2) Оптовик мало внимания уделяет стимулированию сбыта, месту расположения своего предприятия, т.к. имеет дело с профессиональными клиентами, а не с конечным потребителем.

3) Различия в правовом обеспечении и налоговом законодательстве (в странах с развитой рыночной экономикой).

Субъекты оптовой торговли. Оптовую торговлю могут осуществлять:

- специализированные крупные предприятия с полным циклом обслуживания;

- с неполным, торгующие широким и узкоспециальным ассортиментом, посредники (фирмы различных форм собственности, оптовики-комивояжёры, оптовые организаторы, оптовики-консигнаторы, брокеры, агенты и др);

- оптово-розничные объединения, созданные на базе специализированных оптовых предприятий, складов бывших торгов и трестов, получивших юридическую самостоятельность;

- склады крупных розничных и промышленных предприятий, магазины-склады;

- оптовые предприятия типа “Кэш-энд-кэрри” (оплатил - забирай);

- оптово-розничные объединения малых и средних предприятий торговли и питания, не имеющие материально-технической базы (на кооперативной основе формируется оптовое звено).

Функции оптовой торговли:

- сбыт и его стимулирование;

- закупки и формирование товарного ассортимента;

- разбивка крупных партий товара на мелкие;

- складирование, транспортировка, финансирование (если с отсрочкой платежа или по предзаказу без оплаты);

- принятие риска;

- информирование о рынке, о конкурентах, о новых товарах, динамике цен;

- услуги по управлению и консультированию.

Основное назначение оптовой торговли состоит в организации бесперебойного рационального товароснабжения розничных продавцов и промышленных предприятий, в обеспечении сбалансированности спроса и предложения.

Главным количественным показателем, позволяющим оценить объём работы оптовой торговли, является оптовый товарооборот - это продажа товаров крупными партиями предприятиям оптовой торговли для последующей перепродажи (розничной торговле - для продажи населению, прочим предприятиям - для промышленного потребления и др.).

Классификация оптовой реализации:

- по назначению: 3 вида оптового товарооборота по реализации:

1. Продажа товара розничным и промышленным предприятиям, учреждениям, организациям, а также на экспорт;

2. Межгосударственный (межреспубликанский) отпуск (продажа товаров за пределы республики другим суверенным государствам на основе межправительственных соглашений);

3. Внутрисистемный отпуск (продажа внутри республики одним оптовым продавцом другому);

- по формам организации товарного движения:

1. складской (продажа товаров оптовым покупателям непосредственно со складов);

2. транзитный с участием в расчётах - продажа товаров со складов промышленного предприятия непосредственно потребителю, минуя склады оптовой базы. При этом расчёт с грузоотправителем осуществляет база, т.к. выписывая счёт-фактуру на партию отгруженных товаров на имя оптовой базы, последняя в свою очередь выписывает накладную или счёт на имя покупателя с включением в сумму счёта оптовой надбавки, определяемой по соглашению сторон для того, чтобы покрыть свои расходы по организации продажи транзитом и получить прибыль.

Оптовая торговля с участием в расчётах - сумма транзитного и складского с учётом в расчётах оборотов. Все качественные показатели оценки работы оптовой торговли исчисляются к оптовому товарообороту с участием в расчётах.

Задачи и порядок анализа оптового товарооборота

Цель анализа - объективная оценка работы и выявление резервов улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения.

Задачи:

- дать оценку выполнения плана оптового товарооборота и поставки товаров покупателям;

- изучить их в динамике;

- выявить и измерить влияние основных факторов на оптовый товарооборот;

- установить причины недостатков торгово-коммерческой деятельности и различные меры по их устранению.

Этапы анализа:

1. Анализ выполнения плана и динамики оптового товарооборота:

- оценивается степень выполнения плана и динамика оптового товарооборота; анализ состава, ассортимента и структуры товарооборота по отдельным покупателям;

- выполнение плана оптового товарооборота по составу виды оптовой реализации: складская и транзитная с участием в расчётах;

- проводится оценка выполнения плана оптового товарооборота по товарным группам и по формам оптовой реализации (например, обувь

- оптовый товарооборот может изучаться также и по направлениям реализации товаров (по рыночным и внерыночным фондам).

Рыночные фонды - отпуск предприятиям розничной торговли и общественного питания для продажи населению.

Внерыночные фонды - отпуск предприятиям для производственных нужд.

2. Анализ равномерности поставки по кварталам, месяцам, декадам.

3. Анализ рациональности товародвижения с помощью методов математического программирования: симплексный, распределительный, метод потенциалов, т.е. транспортная задачи.

4. Анализ влияния факторов на выполнение плана и динамику оптового товарооборота.

Факторы:

- от обеспеченности и использования товарных ресурсов:

- от обеспеченности требуемыми ресурсами и повышения эффективности труда;

- от состояния, развития и эффективности использования МТБ оптового предприятия.

5. Проводят оперативный анализ поставки товаров и оптового товарооборота.

6. Планирование оптового товарооборота.

План оптового товарооборота включает: 1) план оптового товарооборота по общему объёму, структуре, видам; 2) норму товарооборота товарных запасов; 3) план товарного обеспечения.

Наши рекомендации