Менеджмент. Организация. ЖЦ организации и ее характеристики
Менеджмент рассматривает организацию как группу людей с общими целями.
Обязательно требование к организации:
a. наличие не менее 2х лиц, считающих себя частью этой группы
b. наличие по кр. мере 1 общей цели
Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.
Жизненный цикл организации:
I. Этап рождения организации.
Цели – выживание. Рост за счет творчества.
II. Юность.
Цель – кратковременная прибыль. Рост за счет ужесточения контроля.
III. Зрелость.
Цель – создание имиджа. Рост за счет делегирования полномочий.
IV. Старение.
Цель – завоевание рынка, оживление всех функций. Рост за счет духа коллективизма и координирования деятельности.
Если правильно оценили свои возможности – стабильный рост организации
Общие характеристики организации:
1. Ресурсы
2. Зависимость от внешней и внутренней среды
3. Разделение труда
4. Подразделения
Внешняя и внутренняя среда организации
Внешняя организация труда:
1. Власть
2. Профсоюзы (соц. организации)
3. Ранок рабочей силы
4. Поставщики
5. Банки
6. Клиенты
7. Конкуренты
8. Нормы общественной жизни
9. Политика
10. Уровень развития технологии
Внутренняя среда организации
1. Цель
2. Организационная структура
3. Задачи
4. Существующая технология
5. Штатные сотрудники
Цель – важнейший фактор внутренней среды организации.
Управленческая деятельность. Уровни управления.
Управление – процесс планирования, организации и контроля для того, чтобы сформулировать и достигнуть поставленную цель.
Принципы действия процесса управления на предприятии:
- Цели предприятия оказывают влияние на существующие принципы управления, на подготовку решений и на осуществление решений
- Информация, собираемая на предприятии, оказывает влияние на цели (координирует цели). Особое влияние уделяется результатам деятельности. По результатам деятельности координируются цели.
Уровни управления на предприятии:
Соотношение затрат времени на функции управления:
Функции и принципы процесса управления
К функциям управления относятся:
1) Планирование
2) Организация
3) Контроль
Функции управления – конкретные виды управленческой деятельности, которые осуществляются особыми приемами, а также соответствующей организацией работ.
Одной из важнейших дополняющих функция управления является – мотивация.
Теория мотивации по Маслоу
Мотивация – принуждение выполнять работу на должном уровне. Теория мотивации основана на должном уровне. Теория мотивации основана на:
a. Изучение внутренних потребностей личности
b. Изучение поведения людей с учетом их образовательного уровня, воспитания и культурных особенностей
Теория мотивации по Маслоу.
Суть – пока не удовлетворены насущные потребности человека, ни о каких др. потребностях он думать не может.
5 - самоутверждение (власть)
4 - самоуважение (опред. социальн. статус)
3 - социальные потребности (дружба, семья, любовь)
2 - потребности безопасности (работа, жилье-соц. безопасность)
1 -физиологические потребности (вода, воздух, пища)
Теория Герцберта
Двухфакторная модель мотивов:
1) факторы удовлетворения работой
· работа, как ценность сама по себе;
· чувство ответственности;
· успехи в работе;
· признание;
· возможность самосовершенствоваться
2) факторы условий:
· условия труда
· социальные отношения
· стиль управления
· вознаграждение
· психологический климат в коллективе