Классическая теория организации: организация как трудовой процесс, организация как безличный механизм, бюрократическая модель организации

Классическая теория организации: организация как трудовой процесс, организация как безличный механизм, бюрократическая модель организации

Идеи и концепции, образующие классическую теорию организации, разрабатывались многими учеными и практиками. К известным авторам, внесшим основной вклад в развитие главных разделов классической теории, относятся: научное управление – Ф. В.Тейлор, Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет, Г. Л. Гантт, X. Манстерберг, X. Эмерсон, Г. Л. Таун, М. Л. Кук; собственно теория организации - X. Файоль, Дж. Д. Лизней, А. С. Рейли, Л. Урвик; бюрократическая теория - М. Вебер.

Одна из первых попыток проанализировать организационные аспекты управления была предпринята Ф. В. Тейлором и его последователями. Идеи и методы, вытекающие из исследований Тейлора, известны как научное управление, в центре которого – работа, выполняемая в низовом звене организации. Исследования по собственно теории организациистали проводиться на систематической основе в период 1890-1940 гг. наряду с углублением разработок по научному управлению. В центре внимания этих исследований – вся организация, а не работа, производимая отдельными звеньями или членами организации. Были сформулированы принципы организации, критерии формирования организационных структур, создания системы подразделений, определения управляемости и делегирования прав и ответственности. Значительным вкладом в развитие классической теории явилась разработка бюрократической теории, основы которой содержатся в трудах Макса Вебера. Рассмотрим более детально каждый ключевой раздел классической теории организации.

Бюрократическая модель.

Макс Вебер сформулировал представление об организации, которое стало традиционным для ученых, исследующих общественные отношения, но которое в меньшей степени поддерживается специалистами, рассматривающими все с точки зрения управления организацией. Вебер считал, что бюрократическая форма организации является наиболее эффективной в современном ему обществе. Он хотел создать основы идеальной организации, которая обеспечила бы максимум разумности поведения человека. Это его представление явно отличается от принятого понимания термина “бюрократическая организация”, употребляемого нередко для обозначения больших и громоздких правительственных учреждений или частных предприятий, которые, как правило, в своей деятельности не учитывают индивидуальные запросы людей. Говоря о технических преимуществах бюрократической системы, Вебер писал: “Решающее преимущество бюрократической организации перед любым другим видом организации состоит в том, что она всегда обладает чисто техническим превосходством. Совершенный механизм бюрократической организации по сравнению со всеми другими видами организации дает такие же преимущества, как и машина по сравнению с немеханизированными способами производства.

Точность, скорость, отсутствие неопределенности, четкое делопроизводство, непрерывность, благоразумие, единство, строгая субординация, уменьшение трений между членами организаций и сокращение затрат труда и материалов- все это доведено до совершенства в чисто бюрократической организации, и особенно в той форме, где строго проводится единоначалие”.

По мнению Вебера, другим преимуществом бюрократической организации является ее универсальность. Он считал, что такая организационная форма способствует увеличению эффективности самых разнообразных организаций- как промышленных предприятий, так и правительственных учреждений, воинских подразделений и профессиональных объединений. По Веберу, основными чертами “идеальной” бюрократической организации являются: 1) разделение труда на основе функциональной специализации; 2)четкая иерархия власти; 3) система правил, определяющих права и обязанности каждого члена организации; 4) система процедур, определяющих порядок действия во всех ситуациях, встречающихся в процессе функционирования организации; 5) игнорирование личных качеств во взаимоотношениях между сотрудниками организации; 6) отбор и выдвижение работников по их квалификации.

По существу, Вебер считал, что поведение отдельной личности непредсказуемо, часто эмоционально, не всегда разумно и иногда препятствует эффективной деятельности организации. Поэтому он выбрал в качестве идеальной модели бюрократической машины такую форму организации, в которой можно было бы свести к минимуму влияние капризов отдельной личности.

Он укрепил модель своего бюрократического механизма с помощью введения особой установленной власти общества, т.е. какой-то силы, которая узаконена обществом и “заставляет человека иногда делать то, что он не хочет делать”. Предложенная Вебером бюрократическая модель имеет много общего с рассмотренными ранее традиционными принципами организации. Такая механистичность и обезличенность организации резко противоречат концепциям, развитым впоследствии.

2. Классическая теория организации: организация – община, социальная система

Что такое община? Существуют разные трактовки этого понятия, которые зависят от того, какие специалисты его используют. Самый простой взгляд на общину - с географической точки зрения: концентрация людей на определенной территории и в пределах определенного пространства (микрорайон, город, муниципалитет). С точки зрения социально-психологического подхода община - это объединение людей, основанное на общих интересах, потребностях, ценностях, деятельности. В некоторых учебных пособиях дается определение общины, объединяющее эти два подхода. Например, Доуэл Марк и Шадлоу Стивен в книге “Практика социальной работы” понимают под общиной “группу людей с общими интересами и проживающих в одном районе”. Существуют и другие подходы к характеристике общины кроме тех, которые мы отметили выше. Например, демографы рассматривают общину как группу людей с такими характеристиками как смерть, рождение, различные изменения с течением времени.
Социальные работники, по мнению ученых, должны использовать системную модель, поскольку община всегда представляет собой определенную социальную систему. Система, в том числе и социальная, - это всегда совокупность определенных элементов. Основное значение в системе имеют связи этих элементов. Уоррен (США) считает, что общину характеризуют горизонтальные и вертикальные связи. Как горизонтальная система, община привязана к местному уровню, Как вертикальная - она функционально связана с внешними по отношению к ней элементами на региональном и национальном уровнях. Община по Уоррену - это, прежде всего, организация социальных отношений, позволяющих людям принимать участие в деятельности, необходимой для развития и выживания.
Как любая социальная система, община стремиться к стабильности, которая может оказаться непрочной, например, из-за ошибок местных властей, в результате неоправданного использования имеющихся ресурсов, плохого функционирования общинных коммуникаций, недостатка информации. Эти моменты, по мнению авторов, являются основными, на которые должен обратить внимание социальный работник.
Участие населения - основная цель и форма деятельности в общине. Это участие имеет социальное, психологическое, административное, политическое значение. Во многих странах это участие оформлено законодательно, например, в США законодательство на федеральном уровне и на уровне штатов дает право гражданам на участие во многих сферах государственной деятельности на уровне общины - от чисто формального присутствия до членства в административных органах и совместной выработки политики. Органы и агентства могут привлекать отдельных членов для выработки и контроля отдельных программ.
В Европейских странах, в частности, в Дании, общины является важным органом управления, они традиционно обладают большой самостоятельностью. Общины могут вводить налоги и управляться Советом, избираемым населением.
Один из примеров социальной работы в городской общине - организация досуга, в частности, организация спортивно-массовой работы.
На селе социальные работники в своей деятельности основываются на сохранившихся традициях, неформальных видах помощи, организуя, например, детские сады на общественных началах или на принципах взаимопомощи.
Работая в общине, социальный работник выполняет много ролей. Например, содействуя организации спортивных и культурных мероприятий или клубов по интересам, социальный работник выступает в качестве фасилитатора, преследуя цель активизировать социальное участие людей в жизни общины, предупредить асоциальное поведение подростков и взрослых.
Такие же цели преследует социальный работник, организующий группы самопомощи. В этом случае он, скорее всего, является не лидером-организатором, а источником социальных ресурсов, профессиональных знаний о социальной жизни сообщества людей и его ресурсах.
Деятельность в общине, естественно, требует от специалиста знаний о человеке, групповом поведении, структуре общины, ее внутренних связях и, конечно же, наличия творческого подхода к работе.
Понимание общины, ее познание - сложный процесс. По мнению, авторов, здесь социальный работник сталкивается с двумя трудностями. Первая заключается в определении самой системы, которая весьма изменчива. Трудно найти и границы общины, поскольку они расплывчаты и непостоянны (маленький городок, поселок, соседская общность в городе). Вторая трудность заключается в информации об общине. Невозможно получить исчерпывающую информацию. Необходимо постоянно анализировать поступающие сведения, домысливать их. Особенно трудно получить данные об отношениях людей, проживающих в общине, связях между системами, в ней существующими. Сведения о нормах, правилах, ценностях, господствующих в определенной общине, можно получить, лишь окунувшись в ее жизнь, став ее членом. Исследователи считают, что для работы в общине необходимо иметь следующие сведения о ней:
1. окружение, история, демография;
2. экономическая система;
3. политическая система;
4. образовательная система;
5. социально-культурная система;
6. система гуманитарной помощи;
7. организационные проблемы.
Очень важным направлением действий социальных работников в общине является организация групп самопомощи. Социальные работники помогают группам самопомощи получить необходимое помещение, оборудование, защищают их интересы в административных органах, предоставляют профессиональные услуги, являются инициаторами создания новых групп. Контактируя с группами самопомощи, социальные работники тем самым способствуют развитию неформальной системы помощи, необходимой для нормального функционирования гражданского общества. В США более 15 миллионов человек являются участниками групп самопомощи, в Испании - свыше 5 миллионов. Самая известная группа самопомощи - “Анонимные Алкоголики”. Во многих странах действуют группы самопомощи для неизлечимо больных людей, оказывающие специфическую медицинскую и психосоциальную помощь. Деятельность групп самопомощи традиционно наиболее активна среди представителей этнических меньшинств в многонациональных странах.
В целом, участие в делах общины является традиционным для профессиональных социальных работников в зарубежных странах.

3. Социотехнологическая модель

«Социотехническая модель» предложена группой английских социологов (Е. Трист и др.). Представители социотехнической концепции организации считают, что имеется взаимозависимость между социальной организацией производства и характером технических его средств. Иначе говоря, имеет место, с одной стороны, зависимость внутригрупповых связей от технологии производства, с другой - обратное влияние социально-психологических качеств группы на производственный процесс, главным образом, производительность труда. Поэтому в зависимости от особенностей технологического процесса, в деятельности организации следует
учитывать и допускать возможность неформальных способов регулирования организационных отношений.
«Интернационистская модель» разработана Ч. Бернардом, Г. Сайменом, Дж. Марчем и др. Здесь организация рассматривается как система взаимодействий между субъектами деятельности. В процессе взаимодействия индивиды вносят в организацию ожидания и ценности, руководствуются своими собственными представлениями о реальной жизненной ситуации. В силу того, что структура и цели организации являются следствием этих взаимоотношений вместе с формальными правилами и процедурами, в системе управления проявляются элементы неопределенности и вместе с этим возникает риск при принятии решений. Рациональные действия руководителя имеют свои пределы, как-то: из-за ограниченности его знания об организации, неспособности предвидеть всех последствий своего решения, неустойчивости порядка его предпочтений.
«Естественная организация». Авторы этой теории - Т. Парсонс, Р. Мертон, А. Этциони и др. Организационная деятельность анализируется как объективный, самосовершающийся процесс, в рамках которого субъективное начало не имеет решающего значения. Организованность - это такое состояние системы, которое позволяет ей самонастраиваться при воздействии внешних и внутренних составляющих. Целедостижение выступает как один из возможных результатов деятельности системы. Отклонение от цели не является ошибкой или просчетом, а естественным способом функционирования организации, в которой значительное место занимают не планируемые, а стихийные факторы.
Как правило, этот подход избегает взгляда на систему с позиций управления.

Виды систем

Классификация систем может быть проведена по различным признакам, однако основной является группировка их в трех подсистемах: технической, биологической и социальной.

Техническая подсистемавключает станки, оборудование, компьютеры и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя. Набор решений в технической системе ограничен и последствия решений обычно предопределены. Например, порядок включения и работы с компьютером, порядок управления автомобилем, методика расчета мачтовых опор для ЛЭП, решение задач по математике и др. Такие решения носят формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке. Профессионализм специалиста, принимающего решения в технической системе, определяет качество принятого и выполненного решения. Например, хороший программист может эффективно использовать ресурсы компьютера и создавать качественный программный продукт, а неквалифицированный может испортить информационную и техническую базу компьютера.

Биологическая подсистемавключает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, например муравейник, человеческий организм и др. Эта подсистема обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Набор решений в биологической системе также ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Тем не менее последствия решений в биологических подсистемах часто оказываются непредсказуемыми. Например, решения врача, связанные с методами и средствами лечения пациентов, решения агронома о применении тех или иных химикатов в качестве удобрений. Решения в таких подсистемах предполагают разработку нескольких альтернативных вариантов и выбор лучшего из них по каким-либо признакам. Профессионализм специалиста определяется его способностью находить лучшее из альтернативных решений, т.е. он должен правильно ответить на вопрос: что будет, если..?

Социальная (общественная) подсистемахарактеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. В качестве характерных примеров социальных подсистем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию, водителя, управляющего автомобилем, и даже одного отдельного человека (самого по себе). Эти подсистемы существенно опережают биологические по разнообразию функционирования. Набор решений в социальной подсистеме характеризуется большим динамизмом, как в количестве, так и в средствах и методах реализации. Это объясняется высоким темпом изменения сознания человека, а также нюансов в его реакциях на одинаковые однотипные ситуации.

Перечисленные виды подсистем обладают различным уровнем неопределенности (непредсказуемости) в результатах реализации решений

Классическая теория организации: организация как трудовой процесс, организация как безличный механизм, бюрократическая модель организации - student2.ru
Соотношение неопределенностей в деятельности различных подсистем

Не случайно в мировой практике легче получить статус профессионала в технической подсистеме, значительно труднее – в биологической и чрезвычайно трудно – в социальной!

Можно привести очень большой список выдающихся конструкторов, изобретателей, рабочих, физиков и других специалистов-техников; значительно меньше – выдающихся врачей, ветеринаров, биологов и т.д.; на пальцах можно перечислить выдающихся руководителей государств, организаций, глав семей и т.д.

Среди выдающихся личностей, работавших с технической подсистемой, достойное место занимают: И. Кеплер (1571–1630) – немецкий астроном; И. Ньютон (1643–1727) – английский математик, механик, астроном и физик; М.В. Ломоносов (1711–1765) – российский естествоиспытатель; П.С. Лаплас (1749–1827) – французский математик, астроном, физик; А. Эйнштейн (1879–1955) – физик-теоретик, один из основателей современной физики; С.П. Королев (1906/07–1966) – советский конструктор и др.

Среди выдающихся ученых, работавших с биологической подсистемой, можно назвать следующих: Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 до н. э.) – древнегреческий врач, материалист; К. Линней (1707–1778) – шведский естествоиспытатель; Ч. Дарвин (1809–1882) – английский естествоиспытатель; В.И. Вернадский (1863–1945) – естествоиспытатель, гео- и биохимик и др.

Среди персоналий, работавших в социальной подсистеме, нет общепризнанных лидеров. Хотя по ряду признаков к ним относят российского императора Петра I, американского бизнесмена Г .Форда и других личностей.

Социальная система может включать биологическую и техническую подсистемы, а биологическая – техническую

Классическая теория организации: организация как трудовой процесс, организация как безличный механизм, бюрократическая модель организации - student2.ru

Социальные, биологические и технические системы могут быть: искусственными и естественными, открытыми и закрытыми, полностью и частично предсказуемыми (детерминированные и стохастические), жесткими и мягкими. В дальнейшем классификация систем будет рассматриваться на примере социальных систем.

Рис. 2.3. Отношения предприятия с окружающей средой

Дадим некоторые пояснения. Для производственной деятельности необходимо привлечение капитала, будь то в форме акций или заемного капитала (1). Ликвидные средства позволяют предприятию задействовать производственные факторы (2), т.е. сырье, материалы, оборудование, которые в процессе производства преобразуются в готовые изделия.

Сбыт продукции (3) предприятиям или личным хозяйствам дает предприятию поступления (4), которые необходимы для погашения задолженности на рынке закупок, оплаты труда и т.д. (5). Проценты на заемный капитал и образующиеся излишки выплачиваются инвесторам (6), кроме того, государству выплачиваются налоги и сборы (7). С другой стороны, государство может предоставлять предприятию дотации (8).

Сущность управления

Управление есть элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.) обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности.

Наука управления создает, систематизирует и распространяет знания о том, как осуществлять управленческую деятельность.

Теория управления это знания о том, как осуществлять управленческую деятельность. Общие закономерности выявлены кибернетикой, наукой об общих принципах и методах управления сложными системами в природе, технике и обществе.

Предмет науки управления составляют управленческие отношения, в которых проявляются одновременно экономические, социальные и политические отношения и интересы, находящие выражение в воздействии на общество или на его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики совершенствования и развития. Предметом науки управления является также технологии и методы управления и тенденции развития практики управления.

Объектами управления могут быть отрасли (промышленность, с/х, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, снабжение, сбыт), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).

Субъектами управления могут выступать директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления.

Содержание управления можно определить путем перечисления его основных функций, к которым относятся: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организация, координация, мотивация, обучение, учет и контроль, коммуникация, принятие решений. Все функции тесно связаны друг с другом и взаимно дополняют друг друга. В деятельности любой организации - коммерческой и некоммерческой, большой и малой, формальной и неформальной - присутствуют все без исключения функции управления.

20.Понятие и виды организационных полномочий

Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых сотрудников на выполнение определенных задач (фактически командовать людьми).
Полномочия бывают двух типов:
1. Линейные полномочия - это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному. Линейные полномочия предоставляют руководителю узаконенную власть воздействия на подчиненных. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организацией.
2. Штабные полномочия - это полномочия, основанные на выполнении определенной функции.

Штабной аппарат может быть:
• Консультативным (консультирование линейного руководителя);
• Обслуживающий аппарат (маркетинг, кадровые службы, снабжение и сбыт и т.д.)
• Личный аппарат линейного руководителя (секретарь, личный помощник).
Делегирование как термин означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Делегирование представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей организации. Делегирование является одной из наиболее непонятых и неправильно применяемых концепций управления. Для эффективного осуществления делегирования необходимо понимать связанные с этим концепции ответственности и организационных полномочий.
Имеются две концепции процесса, посредством которого передаются полномочия:
1.Согласно классической концепции полномочия передаются от высших к низшим уровням организации.
2.Если подчиненный не принимает полномочий от руководителя, то передачи полномочий не происходит.
Полномочия являются ограниченным правом использовать ресурсы и командовать людьми. Внутри организации эти пределы обычно определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями. Лица, выходящие за эти пределы, превышают свои полномочия, даже когда это необходимо для выполнения делегированных задач. Пределы полномочий расширяются в направлении более высоких уровней управления организацией. Но даже полномочия высшего руководства ограничены. Большая часть полномочий руководителя определяется традициями, нравами, культурными стереотипами и обычаями общества, в котором организация функционирует. Люди подчиняются приказаниям начальника частично из - за того, что это социально приемлемое поведение. Эти факторы, с одной стороны, ограничивают полномочия, а с другой стороны - поддерживают их. Ограничения, налагаемые на полномочия, часто нарушаются на практике. Чтобы лучше это понять надо рассмотреть разницу между полномочиями и властью.
Полномочия и власть часто путают друг с другом. Полномочия определяются как делегированное, ограниченное, присущее данной должности право использовать ресурсыорганизации. В отличие от этого властьпредставляет собой реальную способность действоватьили возможность влиять на ситуацию. Можно иметь власть, не имея полномочий.
Существует пять причин нежелания руководителей делегировать полномочия:
1. Заблуждение - "Я сделаю лучше". Руководитель в данном случае приходит к выводу, что эту работу он сделает лучше, чем его подчиненный, и стремится заменить подчиненных, не выполняя четко своих функций.
2. Отсутствие способности руководить. Такие руководители, как правило, решают лишь сиюминутные, текущие задачи и практически не занимаются перспективными проблемами, от решения которых, в сущности, и зависит эффективность работы менеджера.
3. Отсутствие доверия к подчиненным. Отсутствие доверия к подчиненным создает адекватное отношение с их стороны, что приводит к потере инициативы и предприимчивости, сотрудники постоянно в своей работе будут ориентироваться на действия своего руководителя. Социально-экономические последствия такого стиля работы предугадать не составляет трудности.
4. Боязнь риска. Подчиненные, выполняя задание руководителя, не будут чувствовать ответственности за те проблемы, которые возникают в их деятельности, зная, что за это не придется отвечать.
5. Отсутствие выборочного контроля, необходимого для предупреждения руководителя о возможной опасности. Для делегирования полномочий руководитель должен разработать механизм контроля для получения информации о результатах работы подчиненных. Получение такой информации позволяет направить деятельность на выполнение конкретной цели.
Вместе с тем не надо строить иллюзий, что подчиненные стремятся к повышению ответственности, к расширению ее границ. Наоборот, в большинстве случаев они избегают ответственности и даже выдвигают контрмеры для ее ограничения. Таких принципов несколько:
1. Подчиненный считает, что лучше спросить руководителя, чем самому решать проблему.
2. Подчиненный боится критики за совершенные ошибки, так как большая ответственность увеличивает возможность допущения ошибки.
3. У подчиненного отсутствуют информация и ресурсы, необходимые для успешного выполнения задания.
4. Объем работы подчиненного достаточен и большего сделать он не может.
5. Подчиненный недостаточно квалифицирован и у него нет уверенности, что он сможет выполнить порученную работу.
6. Подчиненному не предлагают дополнительных стимулов в связи с повышением ответственности.

21.Система управления организацией


Система – это целое, созданное из частей и элементов,взаимодействующих между собой, для целенаправленной деятельности. Среди еёосновных признаков следует назвать: множественность элементов, целостностьи единство между ними, наличие определённой структуры и т.д. Вместе с темсистема имеет свойства, отличные от свойств своих элементов. Всякаясистема, в общем виде, имеет входное воздействие, систему обработки,конечные результаты и обратную связь (см. рис. 1).

Функционирование современных организаций сталкивается с множеством проблем, часть из которых типовые и могут быть сравнительно просто решены специалистами с помощью обычных технологий разработки и реализации решений. Для разрешения нетиповых проблем требуются специальные технологии-разработки решений, и, наконец, решение части проблем может быть не по силам как руководителям, так и специалистам. Набор таких проблем характеризует организацию как один из самых сложных объектов для изучения и познания. Особый интерес представляет система управления организацией. Ее изучение и совершенствование – постоянная задача руководителя.

Система управления (СУ) – совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное (целенаправленное) функционирование организации.

Для системы управления организаций необходимо:

  • разработать миссию организаций;
  • распределить функции производства и управления;
  • распределить задания между работниками;
  • установить порядок взаимодействия работников и последовательность выполняемых ими функций;
  • приобрести или модернизировать технологию производства;
  • наладить систему стимулирования, снабжение и сбыт;
  • организовать производство.

Осуществление перечисленных мероприятий требует создания СУ, которая должна быть согласована с системой производства организации

Классическая теория организации: организация как трудовой процесс, организация как безличный механизм, бюрократическая модель организации - student2.ru
Система управления организаций

СУ состоит из четырех подсистем: методологии, процесса, структуры и техники управления

Классическая теория организации: организация как трудовой процесс, организация как безличный механизм, бюрократическая модель организации - student2.ru
Структура элементов системы управления организацией

Основными элементами, составляющими систему управления компанией, являются: цель, процесс управления, метод, коммуникации, задача, закон, принцип, организационные отношения, функция, технология, решение, характеристики информационного обеспечения, система документооборота, организационная структура.

Цель– идеальный образ желаемого, возможного, необходимого и исторически приемлемого для компании.
Процесс управления – последовательность этапов формирования и осуществления воздействия для достижения цели.
Метод– способ воздействия на человека и коллектив. Выбирается исходя из приоритетов потребностей и интересов человека или коллектива.
Коммуникации – процесс взаимодействия или противодействия в системе «человек – человек», «человек – компьютер» посредством передачи информации.
Задача – конкретная проблема, вытекающая из цели, требующая разрешения.
Закон– необходимое и устойчивое отношение между явлениями. Бывают законы природы, общественного развития и общественных институтов (государств). Законы не имеют альтернатив.
Принцип– основное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения. Принципы имеют альтернативы.
Организационные отношения– различные виды воздействий на человека, в том числе административные, функциональные, патронажные.
Функция – порученная человеку работа, услуга или обязанность.
Технология– совокупность способов и процессов для выполнения заданных функций.
Решение – результат мыслительной деятельности человека, приводящий к выводу или действиям.
Характеристики информационного обеспечения– параметры объема, ценности, достоверности, насыщенности и открытости информации.
Функциональные структуры– схемы взаимодействия функций, необходимых для успешной деятельности компании.
Система документооборота – принятый в организации порядок передвижения входящих, исходящих и внутренних документов.
Организационная структура – схема взаимодействия должностей, функций и подчиненностей.

Классическая теория организации: организация как трудовой процесс, организация как безличный механизм, бюрократическая модель организации - student2.ru
Взаимосвязь элементов системы управления

Цели компании разделяют на группу конкретных задач, которые объединяют по сфере деятельности: экономические, технические, социальные, экологические задачи и т. д.

Для решения задач формируют набор функций или операций, которые необходимо выполнить. Так, для решения экономических задач необходимо выполнение следующих функций: бухгалтерский учет, труд и заработная плата, маркетинг и др.

Для решения ряда различных задач могут потребоваться одинаковые функции. Поэтому весь набор функций анализируется, группируется и затем составляется функциональная структура компании. В зависимости от условий функционирования компании процесс выполнения функций может быть циклическим и разовым, непрерывным и дискретным, последовательным и параллельным.

Выбранная схема процесса определяет приоритет тех или иных организационных отношений. Исходя из функциональной схемы, процесса и организационных отношений, определяют состав персонала по численности и квалификации. Этих данных достаточно, чтобы построить организационную структуру управления (линейно-функциональную, иерархическую, матричную и др.).

Зная перечень всех должностей, выполняемых функций и подчиненность, можно рассчитать техническое оснащение рабочего места персонала. После этого в соответствии с делегированными полномочиями работники могут разрабатывать, согласовывать, принимать, утверждать и реализовывать решения. Кроме того, практически на все элементы распространяются законы и правила (принципы) профессиональной деятельности. С этого момента компания считается приступившей к работе.

Производственный потенциал

Обоснованная организация производственного процесса требует наличия и рационального использования материальных (средств труда и предметов труда) и трудовых ресурсов. Речь идет и о потребляемых, и о применяемых ресурсах. Если ранее лимитирующей группой ресурсов в бизнес-npoцeccax (см. также модуль «Реструктуризация управления компанией»), определяющих производственные возможности, производственный потенциал организаций, были средства труда, то в современных условиях в этой роли все чаще оказываются трудовые и материальные ресурсы.

Под производственным потенциалом организации понимается максимально возможный выпуск продукции по количеству и качеству в условиях наиболее эффективного использования всех средств производства и труда, имеющихся в распоряжении организации. Максимально возможный - это значит при современных формах организации производства, при современных методах мотивации персонала, при современном и прогнозируемом уровне техники и технологии.

В отличие от производственной мощности производственный потенциал организации характеризуется оптимальным в данных условиях использованием всех производственных ресурсов - как применяемых, так и потребляемых.

Совокупный резерв повышения эффективности в организации, следовательно, определяется разницей между производственным потенциалом и достигнутым уровнем выпуска и реализации продукции.

Классическая теория организации: организация как трудовой процесс, организация как безличный механизм, бюрократическая модель организации - student2.ru

Как видно из определений, эффективность значительно более узкое понятие, чем производительность, но для практики поиска резервов в бизнес-процессах внутри организаций показатели эффективности дают те направления поисков, которые, собственно, и конкретизируют результат по использованию производственного потенциала.

Можно привести и другие, тоже конкретные, показатели эффективности, характеризующие производственную деятельность организации, методика их расчета будет аналогичной.

24.Научный потенциал

Два подхода по отношению к понятию научно технического потенциала:

1) Научные потенциал – это комплекс параметров, характеризующий способность научной системы решать вопросы научно-технического развития (численность кадров и их квалификация, возрастная структура и подготовка).

2) Научный потенциал – система индивидуальных и материальных факторов, обеспечивающих кругооборот в народном хозяйстве научных знаний, создание высокотехнологичных систем и распространение их в массов

Наши рекомендации