В чем сущность теории вменения К.Менгера?
Исходным пунктом экономического поведения являются существующие у человека потребности \неудовлетворенные желания и стремления\. Вещи или действия, которые насыщают \удовлетворяют\ наши потребности, называются благами. Самые насущные блага - потребительские блага первого порядка. Блага второго и более высокого порядка - это те блага, которые используются для производства потребительских благ. Благодаря этому использованию потребительские блага наделяют ценностью идущие на их изготовление производственные ресурсы. В этом и состоит теория вменения, согласно которой, определенная часть ценности предметов потребления должна быть вменена \отнесена\ на счет того или иного производительного блага \труда, земли, капитала\, которые участвуют в процессе производства. Вменение стоимости отдельным благам происходит в соответствии с субъективными оценками.
Каковы основные положения концепции ценности К.Менгера?
Ценность экономических благ выявляется человеком в процессе удовлетворения потребностей. Блага обладают ценностью лишь тогда, когда их количество меньше, чем потребности индивида, называются они экономическими, а неэкономические \например, воздух, в отдельных ситуациях вода\ не имеют для человека никакой ценности. “Ценность не есть нечто присущее благам, не свойство их, но, наоборот - лишь то значение, которое мы придаем удовлетворению своих потребностей”. Пример Менгера, об оазисе, где вода покрывает все потребности людей в ней, не имеет ценности, и, наоборот, вода приобретает ценность, когда внезапно поступление воды из источника сократиться настолько, что распоряжение определенным количеством воды станет необходимым условием для удовлетворения конкретной потребности жителя оазиса. Исходной позицией австрийской школы является менгеровская субъективистская трактовка ценности: “Ценность - это суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и их благосостояния, и поэтому вне их сознания не существует”. Причем мера ценности тоже субъективна - этим тезисом он отвергает трудовую теорию стоимости \ценности\, утверждая, что величина ценности непосредственно не зависит от количества труда. Пример, о ценности бриллианта, которая не зависит от того, случайно он найден или добыт в результате тяжелого труда. Определяющим моментом при обсуждении его ценности считается то количество “услуг”, которых можно лишиться, не будь его в нашем распоряжении.
При увеличении или уменьшении количества блага изменяется степень удовлетворения потребности и соответственно ценность этих благ. По мере увеличения количества блага его дополнительные единицы обладают все меньшей способностью удовлетворять потребности. Менгер, таким образом сформулировал свой основной теоретический принцип - убывающей предельной полезности, суть которого в том, что стоимость однородного запаса того или иного блага определяется стоимостью последней, или наименее важной его единицы.
В чем особенности взглядов К.Менгера и Г.Госсена на обмен?
Стремление к обмену наступает тогда, когда блага, имеющиеся у одного субъекта, для него менее желательны, чем для другого, а у другого - то же самое, но в отношении его собственных товаров. Таким образом, обмен не эквивалентен, как думали Аристотель и Маркс, а взаимовыгоден. Пропорции взаимного обмена двух благ определяются соотношением их предельных полезностей. В реальной рыночной ситуации люди не только оценивают полезности, но и обмениваются ими. Обмен дает выигрыш каждому из его участников, иначе никто не стал бы заниматься обменом. Когда такое основание для обмена исчезает, прекращается и обмен. Полезность от приобретаемого предмета сравнивается с утрачиваемой пользой от товара, предлагаемого в обмен, наступает своего рода равенство взаимных выгод, достигается эквивалентность ценностей, участвующих в обменной операции.
Госсен понимает обмен как источник прироста полезности для каждого из участников обмена. Он обращает внимание на то, что в процессе обмена каждый отдает то, что ему менее полезно, и получает в обмен более ценное благо.