Теория потребностей К. Менгера и ее связь с предельной полезностью. Потребности и блага: их классификация.

К. Менгер - австрийский экономист, основатель австрийской школы политэкономии, один из лидеров «маржиналистской» революции, основоположник теории предельной полезности. Ведущие принципы теории предельной полезности были сформулированы Менгером в работе «Основания политической экономии» (1871). По Менгеру, предельная полезность некоторого блага определяется двумя факторами — интенсивностью индивидуальной потребности и редкостью (или, наоборот, существующим запасом) этого блага. Чем больше интенсивность потребности при данном размере запаса, тем более высоко индивидуум ценит благо, тем больше его предельная полезность. Чем меньше интенсивность потребности, тем ниже оценка, которую рациональный субъект дает предельной полезности. Иначе влияет объем запаса. Если он уменьшается, то при данной интенсивности потребности предельная полезность блага увеличивается. Когда же количество благ растет, индивидуальная оценка предельной полезности идет вниз. Установленная Менгером зависимость получила название правила снижающейся предельной полезности. Классификация потребностей весьма сложна, и попытка их рассмотрения во всех возможных аспектах - процесс практически бесконечный. Существует классификация по природе возникновения; по субъекту; по объекту; по степени обобщения; по отношению к общественному производству; по рациональности; по настоятельности. Благо – это любая полезность, удовлетворяющая определенную человеческую потребность. Классификация: материальные и нематериальные, экономические и неэкономические, общественные и необщественные, настоящие и будущие, прямые и косвенные, долговременные и краткосрочные, взаимозаполняемые (комплиментарные) и взаимозаменяемые. Материальные (еда, одежда) - не встречаются в природе в открытом виде – человеку необходимо произвести их, преобразовав природу. 1) Нематериальные блага усвояемы человеком без усилий, они находятся в готовом виде в среде его обитания. 2) Экономические блага – это объект, результат экономической деятельности человека. Их, возможно, получит в количестве, ограниченном по сравнению с потребностями, что вызвано ограниченностью ресурсов. Неэкономические блага человек может усвоить из природы без производства, они неограниченны (воздух, вода). Но они необходимы для существования человека. 3) Общественные блага – это национальная оборона, охрана общественного порядка, радио, телевидение и т.п. Отличаются от необщественных: отсутствие соперничества в потреблении ОБ. Потребление такого блага к\л потребителем не уменьшит кол-во этого блага для других, невозможность восприпятствия потребления ОБ. 4) Настоящие блага– находящиеся в непосредственном распоряжении экономического субъекта. 5) Прямые блага – непосредственно удовлетворяющие некоторую потребность. Косвенные (или производительные) – удовлетворяющие какую либо потребность как средство (строения, производственные сооружения, оборудование и т.д.) 6) Долговременные блага – обладающие способностью возобновляться. Недолговременные блага – полностью потребляемые блага КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ Конечные потребители испытывают многочисленные и весьма разнообразные потребности. Однако их вполне можно классифицировать. Все потребности можно разделить на две большие группы: абсолютные (потребности в пище, жилье, отдыхе и т. п.). Они существуют в течение всей истории человечества и будут существовать в обозримом будущем. Эти потребности не привязаны к конкретным товарам и услугам. По мере развития производства, появления новых технологий и т. п. совершенствуются средства удовлетворения этих потребностей (товары и услуги), но сами потребности остаются неизменными. Абсолютные потребности определяют потребительский потенциал общества и стимулируют развитие производства и научно-технический прогресс; относительные. Это потребности в конкретных товарах и услугах, которые реально существуют на данном этапе развития общества. Они всегда имеют материально-вещественное выражение (потребность в автомобиле, кухонном комбайне, квартире и т. п.). В свою очередь относительные потребности делятся на: действительные (полные потребности в конкретных товарах и услугах, которыми общество располагает или может располагать в ближайшем будущем). Эти потребности определяют объем потребления, который сложился бы в случае полного удовлетворения всеми потребителями своих потребностей; платежеспособные. К сожалению, ситуация, в которой действительные потребности всех потребителей удовлетворяются полностью, в настоящее время невозможна. Реальное потребление ограничено доходами потребителей и ценами на товары и услуги. Они отражают реальную потребительскую силу общества и определяют рыночный спрос на товары и услуги.



Наши рекомендации