Как К.Маркс объясняет производство прибавочной стоимости?

Единственным условием приращения капитала является возможность найти такой товар, использование которого приносит новую стоимость, превышающую ту, которая была затрачена на покупку такого специфического товара. Единственным товаром, обладающим такой способностью, является рабочая сила. Рабочая сила - совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность и которые пускаются им в ход, когда он производит какие-либо потребительные стоимости. Причем нельзя отождествлять рабочую силу и труд. Именно это разграничение и служит исходным пунктом для понимания источников прибавочной стоимости.

Чтобы продать рабочую силу, необходимо превратить ее в товар. Условия превращения рабочей силы в товар: 1.Личная свобода рабочего; 2.Отсутствие у рабочего средств производства и средств существования. Т.к. рабочая сила является товаром, то она обладает потребительной стоимостью и стоимостью. Стоимость товара рабочая сила определяется стоимостью жизненных средств, необходимых для того, чтобы произвести, развить и сохранить рабочую силу. (Заработная плата - превращенная форма стоимости товара рабочая сила). Потребительная стоимость товара рабочая сила заключается в его способности производить стоимость, большую, чем ее собственная. Каков источник прибавочной стоимости?

Рабочий день делится на необходимое и прибавочное рабочее время. В течение необходимого рабочего времени создается эквивалент стоимости товара рабочая сила, в течение прибавочного времени создается прибавочная стоимость, которая и присваивается капиталистом. Прибавочная стоимость - это стоимость, создаваемая трудом рабочего сверх стоимости его рабочей силы и безвозмездно присваиваемая капиталистом.

17.Какие законы сформулировал Г.Госсен?

Предшественником австрийской школы является немецкий экономист Г.Г. Госсен \1810-1858\. Он опубликовал в 1854 г. книгу “Эволюция законов человеческого взаимодействия”, в которой важнейшие экономические процессы пытался объяснить с позиции максимума полезности, которую считал главным мотивом поведения человека. Он сформулировал ряд закономерностей, названных впоследствии его именем, но при жизни он не получил признания. Первый закон Госсена: желаемость данного блага убывает по мере увеличения его потребления или по мере увеличения количества товара его полезность убывает. Переход к насыщению потребности происходит постепенно, как бы по ступеням. В точке полного удовлетворения желаемость блага равна нулю. Данный закон носит еще название закона насыщения потребностей.

Для обозначения полезности, прибавляемой каждой очередной, конечной порцией товара, используется термин “предельная полезность”. Полезность каждой новой единицы, поступающей в распоряжение человека, зависит от уже находящихся у него подобных единиц. Потребность в новых единицах с увеличением их числа постепенно убывает. Предельной полезностью называется прирост общей полезности при увеличении общего количества благ на единицу.

К рассмотрению полезности следует подходить как бы с двух сторон. Одно дело - общая полезность товаров \хлеба, алмазов, воды\ в соответствии с их свойствами, другое дело - полезность конкретного товара, в которой нуждается данный покупатель; она не остается одинаковой, всякий раз оценивается им по-разному. Здесь различие в подходе. Если свободно и сколько угодно можно иметь тех или иных благ, то их полезность будет оцениваться не так, как если бы этих благ было ограниченное количество. Конкретная полезность товаров изменчива, подвижна, причем оценка полезности субъективна.

Второй закон Госсена – закон выравнивания предельных полезностей: согласно этому закону каждый участник обмена стремиться достичь максимума выгоды, распределяя свои средства между различными покупками. Он предполагает получить равное удовлетворение от каждой суммы денег, потраченной на каждый из приобретаемых товаров. Чтобы получить максимум полезности, потребитель так распределяет количества потребляемых благ, чтобы их предельная полезность была равна одной и той же величине.

Наши рекомендации