Понятие предприятия. Организационно-правовые формы
Предприятие(фирма) - это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный для ведения хозяйственной деятельности (производства продукции, выполнения работ, оказания услуг), которая осуществляется в целях получения прибыли и удовлетворения общественных потребностей. Предприятие является юридическим лицом.
Признаки юридического лица:
- организационное единство (т.е. имеется определенная структура предприятия, закрепленная учредительными документами);
- обособленное имущество (т.е. имеет свой баланс и расчетный счет в банке, самостоятельно приобретает имущество, использует его, платит налог за имущество);
- имущественная ответственность (т.е. предприятие несет ответственность по своим обязательствам так, как предписывает закон);
- выступление в гражданском обороте (в суде, арбитраже и т.д.) от собственного имени, т.е. оно имеет свое наименование, печать, устав и т.д.
Предприятие должно пройти государственную регистрацию в уполномоченном для этой цели органе: предприятие - юридическое лицо - в налоговой инспекции; индивидуальные предприниматели без образования юридического лица - в администрации по месту постоянного проживания.
Созданное предприятие может функционировать неограниченное время, за исключением тех случаев, когда предприятие создается для достижения конкретной цели и ликвидируется после ее достижения в срок, оговоренный в уставе.
Каждое предприятие может осуществлять один или несколько видов деятельности, предусмотренных его уставом, если они не запрещены действующим законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем существует ряд видов деятельности, выполнение которых является государственной монополией, вследствие чего они разрешены только государственным предприятиям. К таким прежде всего относятся:
• производство любых видов оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий, а также ремонт боевого оружия;
• изготовление и реализация наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ;
• посев, возделывание и сбыт культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества;
• переработка руд драгоценных металлов, радиоактивных элементов;
• лечение больных, страдающих опасными и особо опасными инфекционными и онкологическими заболеваниями, а также психическими заболеваниями в агрессивной форме;
• изготовление орденов, медалей и денежных знаков.
Многие виды деятельности могут осуществляться предприятием только на основании специального разрешения (лицензии).
Все предприятия осуществляют свою деятельность в рамках выбранной организационно-правовой формы в соответствии с Гражданским кодексом РФ (рис.).
Внешняя среда предприятия
Промышленное предприятие в процессе своего функционирования и развития как открытая система постоянно испытывает воздействие внешней среды. Результаты и эффективность деятельности предприятия в значительной степени определяются его внешней средой.
Всю совокупность факторов внешней среды можно разделить на две группы: факторы прямого воздействия (факторы микросреды) и факторы косвенного воздействия (факторы макросреды).
Факторы прямого воздействияпрямо и непосредственно влияют на темпы и масштабы развития предприятия, на эффективность его деятельности. Весь спектр этих факторов выступает своеобразной системой ограничений.
1)Государство. Роль государства проявляется в установлении налоговой системы, государственной защиты любого предприятия вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой его формы, в регулировании ставки процента по кредитам, в организации юридического контроля на нерегулируемом рынке (антимонопольное законодательство) и т.д.
2) Поставщики. Воздействие этого фактора на результаты производственно-хозяйственной деятельности может проявляться через уровень цен на данные ресурсы, качество, объемы и сроки их поставки.
3) Потребители. Изучение рыночного спроса, постоянный поиск возможностей расширения сегментов рынка потребителей с установлением наиболее рациональной ценовой политики — основной путь успешного решения всех задач предприятия.
4) Конкуренты. Конкуренция, будучи главным, сущностным условием развития рыночной экономики, характеризуется следующими силами своего влияния: угроза появления новых конкурентов; угроза появления новых товаров-заменителей; способность предприятий-поставщиков торговаться, отстаивая свои интересы; соперничество на рынке уже имеющихся конкурентов между собой.
Факторы косвенного воздействия (факторы макросреды) не оказывают непосредственного и немедленного влияния на деятельность организации, но, тем не менее, в перспективе могут сказываться на ней.
1) Экономические: состояние финансовой системы страны, покупательная способность населения, уровень инфляции, реальные доходы населения.
2) Научно-технические факторы имеют решающее значение для появления технологических инноваций в области процессов производства. Развитие и эффективное функционирование любого предприятия возможно тогда и только тогда, когда оно в полной мере использует все достижения научно-технического прогресса.
3) Ксоциальным факторам относятся организационная и потребительская культура населения, нравственные нормы его поведения, уровень здравоохранения. Социальная среда во многом определяет номенклатуру, объемы производства и, порой, качество продукции, которую покупает население. Социальные факторы определяют специфические установки для предприятия: жизненные ценности, традиции и т.д., которые оказывают существенное влияние на результаты его деятельности.
4) Демографические факторы относятся к числу важнейших факторов макросреды, поскольку население, динамика изменения его численности во многом определяет, с одной стороны, реальные возможности обеспечения предприятия трудовыми ресурсами, а с другой — формирует уровень и масштабы рыночных потребностей.
5) Политические факторы Стабильность политической ситуации внутри страны в равной мере как и внешнеполитическая обстановка имеет большое значение для предприятий как с точки зрения привлечения инвестиций, в том числе и зарубежных, так и с позиций развития внешнеэкономической деятельности предприятия.
6) Природно-климатические условия. К этим факторам макросреды относятся геологические условия добычи сырьевых ресурсов, наличие энергоресурсов, воды, транспортных коммуникаций, климатические условия.
Анализ внешней среды организации позволяет свести до минимума те негативные последствия, с которыми организация сталкивается в этой среде.