Понятие предприятия, его виды и организационно-правовые формы

Вопросы по дисциплине «Экономика автотранспортных предприятий»

1. Понятие предприятия, его виды и организационно-правовые формы.

2. Внешняя и внутренняя среда предприятия.

3. Экономическая сущность основных фондов, их состав и структура.

4. Виды стоимости основных производственных фондов.

5. Износ основных производственных фондов и их амортизация.

6. Показатели использования основных производственных фондов АТП.

7. Пути повышения эффективности основных производственных фондов.

8. Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств АТП.

9. Основные принципы нормирования оборотных средств АТП.

10. Показатели эффективности использования оборотных средств.

11. Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.

12. Персонал предприятия и его состав.

13. Определение численности работников АТП.

14. Организация тарифной системы оплаты труда и ее основные элементы.

15. Формы и системы оплаты труда.

16. Организация заработной платы на АТП.

17. Оплата труда руководителей, специалистов, служащих

18. Оплата труда ремонтных и вспомогательных рабочих

19. Оплата труда водителей грузовых автомобилей.

20. Производительность труда и методы ее измерения на транспорте.

21. Ценообразование и тарифы на транспорте.

22. Определение доходов от различных видов деятельности (транспортной и не транспортной).

23. Дотирование убыточных перевозок.

24. Экономика нетрадиционной (нетранспортной) деятельности АТП.

25. Прибыль предприятия, порядок ее определения и использования.

26. Рентабельность, ее виды, порядок определения.

27. Определение вклада служб предприятия в формирование прибыли и ее использо­вание.

28. Основные понятия системы налогообложения.

29. Виды налогов, уплачиваемых предприятием.

30. Основные понятия инноватики, инноваций, инвестиций, капитальных вложений.

Ответы

Понятие предприятия, его виды и организационно-правовые формы.

В соответствии с ГК РФ хозяйствующие субъекты, действую­щие на рынке автотранспортных услуг, квалифицируются как граж­дане (физические лица) и юридические лица, которые приобре­тают свои гражданские права своей волей и в своем интересе [1].

+ гл.40 ГК содержит лишь основные нормы о перевозочных договорах (всего 17 статей), ориентированных в основном на перевозку наземным транспортом.

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или участвующими в ней, исходя из того, что «предприниматель­ской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибы­ли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (ст. 2 ГК РФ). Граж­дане (физические лица) имеют право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя с момента госу­дарственной регистрации. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвеча­ет по своим обязательствам этим имуществом, может приобретать от своего имени и осуществлять хозяйственные операции с иму­ществом (в соответствии с правами на имущество). К юридичес­ким лицам, в отношении которых их участники имеют обязатель­ственные права, относятся хозяйственные товарищества и обще­ства. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные предприятия, а также финан­сируемые собственником учреждения. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имуще­ственных прав, относятся ассоциации, союзы и другие объедине­ния (фонды).

На рис. 3.3 представлены организационно-правовые формы управления хозяйствующих субъектов грузового автомобильного транспорта.

На грузовом автомобильном транспорте действуют коммерчес­кие и некоммерческие организации. К коммерческим организа­циям относятся юридические лица, которые в качестве основной цели своей деятельности имеют извлечение прибыли, а неком­мерческие организации функционируют в соответствии с целя­ми, предусмотренными в учредительных документах и направлен­ными на общественную и благотворительную деятельность. Наи­большее распространение на рынке грузовых автотранспортных услуг получили юридические лица следующих организационно-правовых форм управления:

общество с ограниченной ответственностью (ООО);

закрытые акционерные общества (ЗАО);

открытые акционерные общества (ОАО).

В ряде крупных городов России органы исполнительной власти учреждают для автотранспортного обслуживания муниципальных нужд государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Обществом с ограниченной ответственностью является учреж­денное одним или несколькими лицами общество, уставной ка­питал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Правовое положение ООО определяется ГК РФ и Законом об обществах с ограниченной ответственно­стью.

Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставной капитал которого разделен на определенное число ак­ций, удовлетворяющих обязательственные права участников об­щества (акционеров) по отношению к обществу. Особенности правового положения акционерных обществ отражены в ГК РФ и Федеральном законе от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества, имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества. Общество, акции которого распределяют­ся только среди его учредителей или иного заранее определенно­го круга лиц (в соответствии с Уставом), признается закрытым акционерным обществом. Число акционеров ЗАО не должно пре­вышать пятидесяти.

Унитарным предприятием признается коммерческая организа­ция, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или му­ниципального унитарного предприятия находится соответствен­но в государственной или муниципальной собственности и при­надлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Унитарное предприятие, основан­ное на праве хозяйственного ведения, создается по решению упол­номоченного на это государственного органа или органа местного самоуправления.

В случаях, предусмотренных законом о государственных и му­ниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (фе­деральное казенное предприятие).

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие предприниматель­скую деятельность на грузовом автомобильном транспорте, име­ют различные права на имущество:

право собственности;

право хозяйственного ведения;

право оперативного управления.

В России признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (смешанная, иностранная и др.).

Государственной собственностью является имущество, принад­лежащее на праве собственности Российской Федерации (феде­ральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, яв­ляется муниципальной собственностью. Право хозяйственного ве­дения распространяется на имущество государственных и муни­ципальных предприятий, а право оперативного управления — на казенные предприятия. Относительно прав собственности эти права ограничивают правополномочия предприятий по владению, пользованию и распределению имуществом.

 
  Понятие предприятия, его виды и организационно-правовые формы - student2.ru

Наши рекомендации