Понятие предприятия, его виды и организационно-правовые формы
Вопросы по дисциплине «Экономика автотранспортных предприятий»
1. Понятие предприятия, его виды и организационно-правовые формы.
2. Внешняя и внутренняя среда предприятия.
3. Экономическая сущность основных фондов, их состав и структура.
4. Виды стоимости основных производственных фондов.
5. Износ основных производственных фондов и их амортизация.
6. Показатели использования основных производственных фондов АТП.
7. Пути повышения эффективности основных производственных фондов.
8. Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств АТП.
9. Основные принципы нормирования оборотных средств АТП.
10. Показатели эффективности использования оборотных средств.
11. Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.
12. Персонал предприятия и его состав.
13. Определение численности работников АТП.
14. Организация тарифной системы оплаты труда и ее основные элементы.
15. Формы и системы оплаты труда.
16. Организация заработной платы на АТП.
17. Оплата труда руководителей, специалистов, служащих
18. Оплата труда ремонтных и вспомогательных рабочих
19. Оплата труда водителей грузовых автомобилей.
20. Производительность труда и методы ее измерения на транспорте.
21. Ценообразование и тарифы на транспорте.
22. Определение доходов от различных видов деятельности (транспортной и не транспортной).
23. Дотирование убыточных перевозок.
24. Экономика нетрадиционной (нетранспортной) деятельности АТП.
25. Прибыль предприятия, порядок ее определения и использования.
26. Рентабельность, ее виды, порядок определения.
27. Определение вклада служб предприятия в формирование прибыли и ее использование.
28. Основные понятия системы налогообложения.
29. Виды налогов, уплачиваемых предприятием.
30. Основные понятия инноватики, инноваций, инвестиций, капитальных вложений.
Ответы
Понятие предприятия, его виды и организационно-правовые формы.
В соответствии с ГК РФ хозяйствующие субъекты, действующие на рынке автотранспортных услуг, квалифицируются как граждане (физические лица) и юридические лица, которые приобретают свои гражданские права своей волей и в своем интересе [1].
+ гл.40 ГК содержит лишь основные нормы о перевозочных договорах (всего 17 статей), ориентированных в основном на перевозку наземным транспортом.
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или участвующими в ней, исходя из того, что «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (ст. 2 ГК РФ). Граждане (физические лица) имеют право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя с момента государственной регистрации. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может приобретать от своего имени и осуществлять хозяйственные операции с имуществом (в соответствии с правами на имущество). К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся ассоциации, союзы и другие объединения (фонды).
На рис. 3.3 представлены организационно-правовые формы управления хозяйствующих субъектов грузового автомобильного транспорта.
На грузовом автомобильном транспорте действуют коммерческие и некоммерческие организации. К коммерческим организациям относятся юридические лица, которые в качестве основной цели своей деятельности имеют извлечение прибыли, а некоммерческие организации функционируют в соответствии с целями, предусмотренными в учредительных документах и направленными на общественную и благотворительную деятельность. Наибольшее распространение на рынке грузовых автотранспортных услуг получили юридические лица следующих организационно-правовых форм управления:
общество с ограниченной ответственностью (ООО);
закрытые акционерные общества (ЗАО);
открытые акционерные общества (ОАО).
В ряде крупных городов России органы исполнительной власти учреждают для автотранспортного обслуживания муниципальных нужд государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Обществом с ограниченной ответственностью является учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Правовое положение ООО определяется ГК РФ и Законом об обществах с ограниченной ответственностью.
Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставной капитал которого разделен на определенное число акций, удовлетворяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Особенности правового положения акционерных обществ отражены в ГК РФ и Федеральном законе от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества, имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества. Общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц (в соответствии с Уставом), признается закрытым акционерным обществом. Число акционеров ЗАО не должно превышать пятидесяти.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на это государственного органа или органа местного самоуправления.
В случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие).
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность на грузовом автомобильном транспорте, имеют различные права на имущество:
право собственности;
право хозяйственного ведения;
право оперативного управления.
В России признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (смешанная, иностранная и др.).
Государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Право хозяйственного ведения распространяется на имущество государственных и муниципальных предприятий, а право оперативного управления — на казенные предприятия. Относительно прав собственности эти права ограничивают правополномочия предприятий по владению, пользованию и распределению имуществом.