Предприятие в системе рыночных отношений

Предприятие в системе рыночных отношений

Понятие предприятия. Организационно-правовые формы

Предприятие(фирма) - это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный для ведения хозяйственной деятельности (производства продукции, выполнения работ, оказания услуг), которая осуществляется в целях получения прибыли и удовлетворения общественных потребностей. Предприятие является юридическим лицом.

Признаки юридического лица:

- организационное единство (т.е. имеется определенная структура предприятия, закрепленная учредительными документами);

- обособленное имущество (т.е. имеет свой баланс и расчетный счет в банке, самостоятельно приобретает имущество, использует его, платит налог за имущество);

- имущественная ответственность (т.е. предприятие несет ответственность по своим обязательствам так, как предписывает закон);

- выступление в гражданском обороте (в суде, арбитраже и т.д.) от собственного имени, т.е. оно имеет свое наименование, печать, устав и т.д.

Предприятие должно пройти государственную регистрацию в уполномоченном для этой цели органе: предприятие - юридическое лицо - в налоговой инспекции; индивидуальные предприниматели без образования юридического лица - в администрации по месту постоянного проживания.

Созданное предприятие может функционировать неограниченное время, за исключением тех случаев, когда предприятие создается для достижения конкретной цели и ликвидируется после ее достижения в срок, оговоренный в уставе.

Каждое предприятие может осуществлять один или несколько видов деятельности, предусмотренных его уставом, если они не запрещены действующим законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем существует ряд видов деятельности, выполнение которых является государственной монополией, вследствие чего они разрешены только государственным предприятиям. К таким прежде всего относятся:

• производство любых видов оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий, а также ремонт боевого оружия;

• изготовление и реализация наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ;

• посев, возделывание и сбыт культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества;

• переработка руд драгоценных металлов, радиоактивных элементов;

• лечение больных, страдающих опасными и особо опасными инфекционными и онкологическими заболеваниями, а также психическими заболеваниями в агрессивной форме;

• изготовление орденов, медалей и денежных знаков.

Многие виды деятельности могут осуществляться предприятием только на основании специального разрешения (лицензии).

Предприятие в системе рыночных отношений - student2.ru Все предприятия осуществляют свою деятельность в рамках выбранной организационно-правовой формы в соответствии с Гражданским кодексом РФ (рис.).

Внешняя среда предприятия

Промышленное предприятие в процессе своего функционирования и развития как открытая система постоянно испытывает воздействие внешней среды. Результаты и эффективность деятельности предприятия в значительной степени определяются его внешней средой.

Всю совокупность факторов внешней среды можно разделить на две группы: факторы прямого воздействия (факторы микросреды) и факторы косвенного воздействия (факторы макросреды).

Факторы прямого воздействияпрямо и непосредственно влияют на темпы и масштабы развития предприятия, на эффективность его деятельности. Весь спектр этих факторов выступает своеобразной системой ограничений.

1)Государство. Роль государства проявляется в установлении налоговой системы, государственной защиты любого предприятия вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой его формы, в регулировании ставки процента по кредитам, в организации юридического контроля на нерегулируемом рынке (антимонопольное законодательство) и т.д.

2) Поставщики. Воздействие этого фактора на результаты производственно-хозяйственной деятельности может проявляться через уровень цен на данные ресурсы, качество, объемы и сроки их поставки.

3) Потребители. Изучение рыночного спроса, постоянный поиск возможностей расширения сегментов рынка потребителей с установлением наиболее рациональной ценовой политики — основной путь успешного решения всех задач предприятия.

4) Конкуренты. Конкуренция, будучи главным, сущностным условием развития рыночной экономики, характеризуется следующими силами своего влияния: угроза появления новых конкурентов; угроза появления новых товаров-заменителей; способность предприятий-поставщиков торговаться, отстаивая свои интересы; соперничество на рынке уже имеющихся конкурентов между собой.

Факторы косвенного воздействия (факторы макросреды) не оказывают непосредственного и немедленного влияния на деятельность организации, но, тем не менее, в перспективе могут сказываться на ней.

1) Экономические: состояние финансовой системы страны, покупательная способность населения, уровень инфляции, реальные доходы населения.

2) Научно-технические факторы имеют решающее значение для появления технологических инноваций в области процессов производства. Развитие и эффективное функционирование любого предприятия возможно тогда и только тогда, когда оно в полной мере использует все достижения научно-технического прогресса.

3) Ксоциальным факторам относятся организационная и потребительская культура населения, нравственные нормы его поведения, уровень здравоохранения. Социальная среда во многом определяет номенклатуру, объемы производства и, порой, качество продукции, которую покупает население. Социальные факторы определяют специфические установки для предприятия: жизненные ценности, традиции и т.д., которые оказывают существенное влияние на результаты его деятельности.

4) Демографические факторы относятся к числу важнейших факторов макросреды, поскольку население, динамика изменения его численности во многом определяет, с одной стороны, реальные возможности обеспечения предприятия трудовыми ресурсами, а с другой — формирует уровень и масштабы рыночных потребностей.

5) Политические факторы Стабильность политической ситуации внутри страны в равной мере как и внешнеполитическая обстановка имеет большое значение для предприятий как с точки зрения привлечения инвестиций, в том числе и зарубежных, так и с позиций развития внешнеэкономической деятельности предприятия.

6) Природно-климатические условия. К этим факторам макросреды относятся геологические условия добычи сырьевых ресурсов, наличие энергоресурсов, воды, транспортных коммуникаций, климатические условия.

Анализ внешней среды организации позволяет свести до минимума те негативные последствия, с которыми организация сталкивается в этой среде.

План производства продукции

План производства (производственная программа)– это развернутый план производства и реализации продукции, отражающий объем, номенклатуру, ассортимент, качество продукции и устанавливаемый исходя из потребностей рынка.

Разработка производственной программы осуществляется в следующей последовательности:

1) определение потребности в выпускаемой продукции;

2) составление номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

3) определение объемов (в натуральном выражении) и сроков производства отдельных видов продукции;

4) соотнесение производственной программы с имеющимися ресурсами и, в первую очередь, с производственной мощностью. При необходимости (например, в случае дефицита какого-либо ресурса) возможен возврат ко второму шагу;

5) расчет объема продукции в стоимостном выражении.

Годовой объем производимой продукции распределяется по кварталам и месяцам с учетом сроков ее поставок, цикла изготовления и рабочих дней в данном периоде.

При разработке производственной программы необходимо соблюдать следующие принципы:

научное обоснование использования производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

систематическое обновление номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции и повышение ее качества;

согласованность производственной программы предприя­тия с производственными программами других предприятий, тесно связанных по линии кооперирования;

наиболее полное и рациональное использование всех имеющихся ресурсов на предприятии;

непрерывное наращивание выпуска и реализации продукции, если на нее имеется спрос.

Основой для разработки производственной программы являются результаты маркетинговых исследований, портфель заказов, наличие производственных мощностей и ресурсов на предприятии.

К показателям производственной программы в денежном выражении относятся объем продаж, реализованная продукция, доход, товарная, валовая и чистая продукция.

ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ

Оборотный капитал

Производительность труда

Производительность труда характеризует эффективность использования трудовых ресурсов предприятия. Уровень производительности труда выражается количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, или затратами труда на единицу произведенной продукции или выполненной работы. Основными показателями производительности труда на уровне предприятия являются показатели выработки и трудоемкости.

В = V / Чc,

где В - выработка, руб./чел., т/чел.;

V - количество произведенной продукции или выполненной работы в натуральных или условно-натуральных единицах измерения;

Чc - среднесписочная численность работающих.

ТЕ = Т / V, (24)

где ТЕ - трудоёмкость;

Т - время, затраченное на производство всей продукции, нормо-часы.

В зависимости от единицы измерения объёма производства (V) можно выделить три основных метода измерения производительности труда: натуральный, стоимостной и нормированного рабочего времени.

Показатель производительности труда (выработки) в натуральном выражении измеряется в физических единицах - тоннах, литрах и т.д. Если предприятие выпускает несколько видов однородной продукции, то выработка выражается в условно-натуральных единицах. На предприятиях, производящих разнородную продукцию, показатель выработки может исчисляться лишь в стоимостном выражении.

В стоимостном выражениивыработка определяется в денежном выражении по показателям валовой, товарной, реализуемой продукции.

Метод нормированного рабочего времени используетсядля рабочих мест, где производится разнородная и незавершенная продукция, которую невозможно измерить в натуральных или стоимостных единицах. Показатель выработки определяется в нормо-часах: часовая выработка, дневная выработка, на 1-го среднесписочного работника в месяц, квартал, год.

Трудоемкость продукции - затраты рабочего времени на производство единицы продукции в натуральном выражении по всей номенклатуре выпускаемой продукции и услуг. В зависимости от состава затрат, включаемых в трудоемкость, различают технологическую, производственную и полную трудоемкость, трудоемкость обслуживания производства и трудоемкость управления производством.

Производительность труда на предприятии за определенный период изменяется по многим причинам. По существу все факторы, влияющие на изменение объема, производства и численность работников предприятия, оказывают влияние на изменение производительность труда.

Основные факторы, влияющие на уровень производительности труда:

1) повышение технического уровня производства:

· механизация и автоматизация;

· совершенствование технологических процессов;

· модернизация действующего оборудования.

2) улучшение организации производства и труда:

· увеличение норм и зон обслуживания;

· сокращение потерь рабочего времени;

3) относительное уменьшение численности ППП при увеличении объема производства;

4) повышение качества выпускаемой продукции;

5) изменение структуры производства;

6) освоение производства новых видов продукции.

При анализе производительности труда, по каждому из указанных факторов выявляют резервы и разрабатывают конкретные пути повышения производи­тельности труда.

Организация оплаты труда

Заработная плата является формой вознаграждения за труд и личным доходом работника, который должен соответствовать личному вкладу в деятельность предприятия. Доходы работника определяются номинальной и реальной заработной платой.

Номинальная - полученная за определённую выполненную работу.

Реальная- показывает, какое количество предметов потребления и услуг может приобрести человек за получаемую номинальную заработную плату.

Основным источником выплат заработной платы является фонд заработной платы (ФЗП), средства которого формируются за счет себестоимости выпускаемой продукции. ФЗП включает: оплату за отработанное время, оплату за неотработанное время, единовременные поощрительные выплаты.

В основе организации оплаты труда работников любого предприятия лежат: тарифная система; формы и системы оплаты труда.

Тарифная система - совокупность нормативов, при помощи которых осуществляется дифференциация и регулирование уровня оплаты труда различных групп и категорий работников в зависимости от сложности труда и его условий. Она состоит из следующих основных элементов: тарифных сеток, тарифных ставок, тарифно-квалификационных справочников.

Тарифная сетка - это совокупность тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Тарифный коэффициент - отношение тарифной ставки данного разряда к тарифной ставке первого разряда.

Тарифная ставка - размер заработной платы за единицу времени (час, день, месяц). Тарифные ставки устанавливаются в зависимости от тяжести и интенсивности труда. За «базу» для определения тарифных ставок принимается минимальный уровень оплаты труда, устанавливаемый государством. Чтобы получить тарифные ставки других разрядов, тарифную ставку первого разряда умножают на соответствующий тарифный коэффициент.

Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС) - нормативный документ, который предназначен для тарификации и присвоения разрядов рабочим. Представляет собой сборник тарифно-квалификационных характеристик для всех профессий рабочих, сгруппированных в разделы по производствам и видам работ.

Оплата труда служащих производится на основе должностных окладов, размер которых дифференцируется как по отраслям, так и внутри отрасли в сочетании с премиями. Должностной оклад - размер заработной платы, устанавливаемый в соответствии с занимаемой должностью.

Себестоимость продукции

ПРИБЫЛЬ и рентабельность

Показатели рентабельности

Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность - это относительный показатель интенсивности производства. Термин «рентабельность» ведет свое происхождение от слова рента, что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, термин «рентабельность» в широком смысле слова означает прибыльность, доходность.

Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции и рентабельность производства.

Рентабельность производства определяется по формуле (величина прибыли в расчете на 1 рубль производственных фондов):

Предприятие в системе рыночных отношений - student2.ru

где Рпроизв - уровень рентабельности производства, %.

Рентабельность продукции исчисляется по формуле (величина прибыли, приходящейся на 1 рубль текущих затрат):

Рпрод = (П/С) · 100 %,

где П - прибыль от производства и реализации продукции, руб.;

С - полная себестоимость реализованной продукции, руб.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Понятие и виды цен

Цена - денежное выражение меновой стоимости товара.

При установлении цены предусматривается полное возмещение плановых затрат на производство и реализацию продукции и формирование чистого дохода.

Виды цен:

Оптовые цены предприятия - цены изготовителей продукции, по которым они продают произведённую продукцию потребителям, возмещая свои издержки производства и реализации и получая прибыль, которая позволит им продолжать и развивать свою деятельность.

Оптовая цена предприятия = Себестоимость + Прибыль

Оптовые (отпускные) цены промышленности - цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию предприятиям-производителям или сбытовым (оптовым) организациям.

Оптовая Издержки,

(отпускная) Оптовая прибыль

цена = цена + снабженческо- + Акциз + НДС

промышленности предприятия сбытовой

организации

Розничные цены - цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям.

Оптовая Издержки,

(отпускная) прибыль

Розничная = цена + торговых + Акциз + НДС

ценапромышленности организаций

Закупочные цены - это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция предприятиями, фермерами, населением. Обычно являются договорными ценами, устанавливаются по соглашению сторон.

Установление цены на товар

В экономике предприятия исходным принципом ценообразования является возмещение затрат на производство и реализацию продукции, услуг, работ и получение прибыли.

Последовательность разработки и расчёта цены:

1. Постановка задачи и целей по ценообразованию.

2. Определение характера спроса и предложения.

3. Оценка издержек производства.

4. Анализ цен конкурентов (обратить внимание на систему скидок).

5. Выбор метода ценообразования.

6. Установление окончательной цены.

Основные методы ценообразования.

Расчёт цены по методу «средние издержки плюс прибыль»: определяется полная себестоимость единицы продукции, добавляется прибыль в процентах от полной себестоимости и получается цена продукции.

Расчёт цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли: в данном случае предприятие стремится к установлению такой цены, которая обеспечит ему желаемый объём прибыли. Метод основан на построении графика безубыточности.

Установление цены на основе ощущаемой ценности товара: предприятие формирует в сознании потребителя представление о ценности товара, используя неценовые методы - предоставляет сервисное обслуживание, особые гарантии покупателям и т.д.

Ценообразование с ориентацией на спрос.

Ценообразование с ориентацией на конкуренцию, т.е. установление цены на уровне текущих цен.

После проведения всех расчётов устанавливается окончательная цена на производимый товар.

Налогообложение предприятий

Налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Налоги - это обязательные взносы плательщиков в бюджет и внебюджетные фонды в определённых законом размерах и в установленные сроки.

Налоговая система - это совокупность различных видов налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в определённом порядке, в построении и методах исчисления которых реализуются следующие принципы:

- однородность, т.е. с одной суммы налог должен взиматься только один раз, что на практике нередко нарушается;

- равномерность, т.е. единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил;

- определённость, т.е. порядок налогообложения (ставки, сроки, база исчисления), который устанавливается заранее;

- безвозмездность, т.е. государство не предоставляет налогоплательщикам никакого эквивалента за вносимые в бюджет средства.

Все действующие на территории РФ налоги делятся на 3 уровня: федеральные, региональные (краёв, областей, автономных образований) и местные (табл. 4).

При взимании налогов применяются общие льготы, социальные и стимулирующие.

Общие льготыпредоставляются всем налогоплательщикам (подоходный налог с физических лиц).

Социальные льготыпредоставляются инвалидам или предприятиям, где инвалиды составляют более 50 % работающих.

С помощью стимулирующихльгот государство стимулирует определенные виды деятельности, например, малый бизнес.

Таблица 4

Классификация налогов

Федеральные налоги и сборы
1. Налог на добавленную стоимость 2. Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья 3. Налог на прибыль (доход) организаций 4. Налог на доходы от капитала 5. Подоходный налог с физических лиц 6. Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды 7. Государственная пошлина 8. Таможенная пошлина и таможенные сборы 9. Налог на пользование недрами 10. Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы 11. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов 12. Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами 13. Лесной налог 14. Водный налог 15. Экологический налог 16. Федеральные лицензионные сборы
Региональные налоги и сборы Местные налоги и сборы
1. Налог на имущество организаций 2. Налог на недвижимость 3. Дорожный налог 4. Транспортный налог 5. Налог на игорный бизнес 6. Региональные лицензионные сборы. 1. Земельный налог 2. Налог на имущество физических лиц 3. Налог на рекламу 4. Налог на наследование или дарение 5. Местные лицензионные сборы  

Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Косвенные налоги - соответствующую сумму налога продавец предъявляет к оплате покупателю товара (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

Предприятие в системе рыночных отношений

Наши рекомендации