Система бюджетов предприятия
Система бюджетов предприятия носит название мастер-бюджета (генерального бюджета). Мастер-бюджет - это совокупность взаимосвязанных между собой трех основных (финансовых) бюджетов компании плюс набор операционных и вспомогательных бюджетов.
Составные элементы мастер-бюджета
1. Основные бюджеты
1.1.Бюджет доходов и расходов
1.2.Бюджет движения денежных средств
1.3.Расчетный баланс
2. Операционные бюджеты
2.1. Бюджет продаж
2.2. Бюджет запасов готовой продукции
2.3. Производственный бюджет:
2.3.1. Бюджет производства
2.3.2. Бюджет прямых материальных затрат (бюджет закупок основных материалов и запасов товарно-материальных ценностей)
2.3.3. Бюджет прямых затрат труда
2.3.4. Бюджет прямых операционных или производственных затрат
2.3.5. Бюджет накладных (общепроизводственных) расходов
2.4. Бюджет управленческих расходов
2.5. Бюджет коммерческих расходов
3. Вспомогательные бюджеты
3.1. План капитальных (первоначальных) затрат
3.2. Кредитный или инвестиционный план
4. Специальные бюджеты
4.1.Бюджет балансовой прибыли
4.2.Бюджет чистой прибыли
4.3.Бюджет НИОКР
4.4.Бюджет технической реконструкции производства
4.5.Налоговый бюджет
Все эти виды бюджетов необходимы как для составления прогнозов финансового состояния предприятия или фирмы, отдельного проекта или бизнеса, так и для проведения так называемого план-факт анализа.
Основные (финансовые бюджеты)
Бюджет доходов и расходов(БДР) (бюджет прибыли и убытков, план финансовых результатов) является наиболее распространенным в нашей практике и наиболее привычным для понимания управленческих работников.
Назначение данного бюджета - показать в плановом периоде соотношение доходов с расходами предприятия. В бюджете доходов и расходов дается прогноз стоимости отгруженной продукции в соответствии с прогнозом продаж вне зависимости от условий ее оплаты. Этот документ не отражается движение реальных денежных средств. Бюджет доходов и расходов (финансовых результатов) до некоторой степени соответствует форме № 2 «Отчет о финансовых результатах» бухгалтерской отчетности, установленной в РФ, и показывает структуру доходов и расходов. Но в бюджетировании, в отличие от формы № 2, БДР составляется не только для предприятия, но и для отдельных бизнесов или центров финансовой ответственности.
Бюджет доходов и расходов составляется и утверждается на весь бюджетный период (обычно это один календарный год), принятый в компании, в соответствии с ее бюджетным регламентом.
Бюджет движения денежных средств(БДДС) - это план движения денежных средств предприятия, отражающий все прогнозируемые поступления и списания денежных средств в результате хозяйственной деятельности.
БДДС является одним из главных документов в системе внутрифирменных бюджетов. Его составление призвано обеспечить безусловную сбалансированность поступлений и использования денежных средств предприятия на предстоящий период.
Если в бюджете доходов и расходов в какие-то периоды могут быть запланированы убытки (например, в расчете на то, что будущая прибыль перекроет убытки прошлых лет, то в БДДС все поступления денежных средств в любой период должны превышать их использование. Конечное сальдо в БДДС должно быть обязательно положительным.
БДДС составляется на весь бюджетный период (обычно на один календарный год) с максимально возможной детализацией внутри него. Внутри бюджетного периода БДДС в принципе должен иметь более детальную разбивку на подпериоды, чем БДР, поскольку его главная задача – устранить кассовые разрывы в любой момент деятельности предприятия.
Расчетный баланс (прогноз по балансовому листу) - это плановое соотношение между активами, которыми располагает бизнес, и обеспечивающими их капиталом и обязательствами. Расчетный баланс делается в соответствии со сложившейся структурой активов и обязательств и наиболее вероятным их изменением в процессе предстоящей реализации других основных бюджетов.
Без расчетного баланса невозможно получить исходную информацию для финансового анализа и оценки деятельности предприятия. Ответы на вопросы «Что было до начала бюджетного периода?» и «Что осталось после его окончания в бизнесе?» можно получить только при наличии расчетного баланса.
Операционные бюджеты
Среди операционных бюджетов обычно принято выделять следующие:
Бюджет продажпоказывает помесячный и поквартальный объемы продаж по видам продукции и в целом по предприятию в натуральных и стоимостных показателях на протяжении бюджетного периода;
Бюджет запасов готовой продукциисодержит информацию о запасах по видам продукции, по предприятию в целом и по отдельным бизнесам в натуральных и стоимостных показателях;
Бюджет производствапоказывает помесячный и поквартальный объемы производства (выпуска) по видам продукции и в целом по предприятию в натуральных показателях с учетом запасов готовой продукции на начало и на конец бюджетного периода;
Бюджет прямых материальных затратсодержит информацию о затратах сырья и материалов, покупных изделий и комплектующих в расчете на единицу готовой продукции по видам продукции и в целом по предприятию в натуральных и стоимостных показателях, а также информацию о запасах основных материалов в стоимостных показателях на начало бюджетного периода;
Бюджет прямых затрат трудаотражает затраты на оплату труда основного производственного персонала на протяжении бюджетного периода в расчете на единицу готовой продукции по видам продукции и в целом по предприятию в натуральных и стоимостных показателях;
Бюджет прямых производственных затратможет составляться тогда, когда требуется более точный учет тех производственных расходов, которые могут быть отнесены к категории прямых (переменных) затрат.
Бюджет общепроизводственных накладных расходов показывает расходы на заработную плату административно-управленческого, инженерно-технического и вспомогательного персонала непосредственно занятых в данном бизнесе (цехе, структурном подразделении), арендные платежи, коммунальные и командировочные расходы, затраты на текущий ремонт, и другие затраты (главным образом общецеховые расходы), связанные с функционированием данного бизнеса на протяжении бюджетного периода.
Бюджет управленческих расходовсодержит информацию о расходах на заработную плату административно-управленческого, инженерно-технического и вспомогательного персонала в аппарате управления предприятия или фирмы, арендные платежи, коммунальные и командировочные расходы, затраты на текущий ремонт, стоимость инструмента и другие (главным образом общеорганизационные) расходы на протяжении бюджетного периода.
Бюджет коммерческих расходовотражает расходы на рекламу, комиссионные сбытовым посредникам, транспортные услуги и прочие расходы по реализации продукции предприятия или фирмы.
Определение набора операционных бюджетов, а так же их форматов - это внутреннее дело самой компании, занимающейся бюджетированием.
Главный смысл операционных бюджетов - более тщательная подготовка исходных данных для всех основных бюджетов, прежде всего для БДР и БДДС.
При разработке операционных бюджетов важна последовательность их составления, поскольку итоговые данные одних операционных бюджетов могут служить исходнымидля других. Например, реальный производственный бюджет может быть составлен только после того, как составлен бюджет продаж и бюджет запасов.
Прочие бюджеты
К числу прочих бюджетов могут быть отнесены вспомогательные и специальные бюджеты. Среди вспомогательных бюджетов особое значение имеют план капитальных (первоначальных) затрат и кредитный план. Их назначение - более тщательное планирование динамики активов бизнеса, определение системы условий и ограничений, которая может быть установлена для данного бизнеса. Периодизация и разбивка внутри бюджетного периода у вспомогательных бюджетов обычно соответствуют тем, что приняты в компании для БДДС.
Специальные бюджеты показывают калькуляцию или распределение отдельных статей основных бюджетов, например налоговый бюджет, бюджет чистой прибыли и т. п. Набор и форматы специальных бюджетов обычно определяются в соответствии с решением руководителей предприятия или фирмы, какие позиции доходов и расходов они сочтут важными для управления финансами в данный период.
Роль специальных и вспомогательных бюджетов заключается в подготовке исходной, необходимой для составления основных бюджетов, или обработке итоговой информации основных бюджетов. План первоначальных (капитальных) затрат содержит данные, также необходимые при составлении бюджета, движения денежных средств и расчетного баланса. Кредитный план позволяет точнее рассчитать потребность предприятия во внешнем финансировании.