Порядок разработки операционных бюджетов предприятия

Основным инструментом реализации финансовой стратегии являются операционные бюджеты, призванные обеспечить текущее руководство компанией исходя из выбранной стратегии, финансовой политики, тактическими решениями, процедурами и правилами. Разработанная финансовая политика служит общим ориентиром для принятия всех решений краткосрочного характера. Организационная структура (рис. 3.1) и процедуры подготовки первичного проекта операционного бюджета предполагают определенные действия, которые следует предпринять в зависимости от ситуации. Чтобы ограничить свободу выбора (например, для сохранения конфиденциальности информации финансового или иного делового характера), вводят определенные правила поведения в конкретной ситуации.

Порядок разработки операционных бюджетов предприятия - student2.ru

Рис. 3.1. Организационная структура процесса
подготовки проекта операционного бюджета

Краткосрочные финансовые решения тесно связаны с формированием и использованием оборотного капитала и подвергаются частым изменениям. Они создают базовые условия для оперативного финансового планирования, позволяющие улучшить структуру капитала, повысить финансовую устойчивость и платежеспособность компании.

Суть оперативного финансового планирования заключается в обеспечении оптимального размера оборотного капитала и поддержании на достаточном уровне текущей ликвидности компании. Оперативный финансовый бюджет должен содержать: элементы стратегии формирования оборотного капитала; пути финансирования его пополнения; ожидаемые поступления и направления расходования ликвидных средств; резерв денежной наличности (превышение поступлений над расходованием). При принятии оперативных решений проблему управления оборотными активами рассматривают комплексно, включая состояние краткосрочных обязательств и долгосрочные обязательства, подлежащие погашению в плановом периоде.

Оборотные активы (оборотные средства, оборотный капитал, текущие активы) – это имущественные ценности предприятия, участвующие в производственно-коммерческой деятельности предприятия, изменяющие свою первоначальную вещественно-материальную форму, потребляемые в течение одного производственного цикла и переносящие свою стоимость на себестоимость изготовляемой продукции единовременно.В практике учета к ним относятся активы всех видов со сроком использования до 1 года.

Оборотные активы включают в себя: запасы – сырье, материалы и другие аналогичные ценности, незавершенное производство, готовая продукция и товары для перепродажи, товары отгруженные, расходы текущих периодов, прочие запасы и затраты; дебиторскуюзадолженность – задолженность покупателей и заказчиков, векселя к получению, задолженность дочерних и зависимых обществ, задолженность участников по взносам в уставный капитал, авансы выданные, прочие дебиторы; краткосрочные финансовые вложения – вложения на срок не более 1 года в ценные бумаги других предприятий, облигации, займы, предоставляемые организациями на срок не менее 12 месяцев, собственные акции, выкупленные у акционеров; денежные средства – касса, расчетные, валютные и прочие денежные счета.

С позиций финансового менеджмента в целях финансового планирования оборотные активы классифицируют по различным признакам.

По источникам формирования выделяют валовые оборотные активы (оборотные активы в целом), формирующиеся как за счет собственного, так и за счет заемного капитала; чистые оборотные активы – ЧОА (рабочий капитал), формирующиеся за счет собственного и долгосрочного заемного капитала, и собственные оборотные активы (СОА), сформированные за счет собственного капитала.

СОА = ОА – КО, (3.1)

где ОА – оборотные активы;
КО – краткосрочные обязательства.

ЧОА = ОА – ДО – КО, (3.2)

где ДО – долгосрочные обязательства.

Похарактеру участия в производственном процессе оборотные активы делят на обслуживающие производственный цикл (запасы сырья, материалов, незавершенное производство, готовая продукция) и обслуживающие финансовый цикл(дебиторская задолженность, незавершенное производство, готовая продукция).

Попериоду функционирования выделяют постоянную часть оборотных активов, потребность в которых относительно постоянна в течение операционного цикла (минимум оборотных средств, который необходим для бесперебойного осуществления текущей деятельности), и переменную часть оборотных активов – средства, накапливаемые в связи с сезонными кампаниями производства и спроса и образующие страховые запасы.

Пометодам оптимизации объемов оборотные активы разделяют на нормируемые, потребность в которых рассчитывается на основе норм, и ненормируемые, оптимизация остатков которых осуществляется на основе применения специальных формул и приемов (денежные активы, расходы будущих периодов, дебиторская задолженность).

Существует ряд стратегий формирования и управления оборотным капиталом.

Согласно идеальной модели (рис. 3.2) внеоборотные активы (ВА) финансируются долгосрочными пассивами(ДП) [собственный капитал (СК) + долгосрочные обязательства (ДО)], а оборотные активы – краткосрочными пассивами (КП):

ВА = ДП; ОА = КП.

Внеоборотные активы Собственный капитал
Долгосрочные обязательства
Оборотные активы Краткосрочные обязательства

Рис. 3.2. Идеальная модель финансирования оборотных средств

Агрессивная модель (рис. 3.3) предполагает, что долгосрочные пассивы служат источником финансирования внеоборотных активов и постоянной части оборотных (ОАпост):

ДП = ВА + ОАпост.

Внеоборотные активы Собственный капитал  
Оборотные активы (постоянные)  
Долгосрочные обязательства  
Оборотные активы (переменные) Краткосрочные обязательства  

Рис. 3.3. Агрессивная модель финансирования оборотных средств

Консервативная модель (рис. 3.4) предполагает, что все оборотные и внеоборотные активы финансируются только долгосрочным капиталом. Краткосрочной кредиторской задолженности и краткосрочных займов нет. В этом случае отсутствует риск ликвидности:

ДП = ВА + ОА.

Внеоборотные активы Собственный капитал  
Оборотные активы  
Долгосрочные обязательства  

Рис. 3.4. Консервативная модель финансирования оборотных средств

Компромиссная модель (рис. 3.5) наиболее реальна. Долгосрочными пассивами финансируют внеоборотные активы, постоянную часть ОАпост и половину переменной части оборотных активов ОАперем:

Порядок разработки операционных бюджетов предприятия - student2.ru .

Внеоборотные активы Собственный капитал (СК)  
Оборотные активы (постоянные)  
Долгосрочные обязательства  
Оборотные активы (переменные)  
Краткосрочные обязательства  

Рис. 3.5. Компромиссная модель финансирования оборотных средств

Исходным пунктом для краткосрочного бюджетирования служит расчет источников и направлений расходования денежных средств. Составляются прогнозы потребности в денежных средствах на базе планов поступлений по счетам дебиторов, сумм всех остальных притоков денежных ресурсов за вычетом всех оттоков денег, которые вытекают из обязательств перед кредиторами, инвесторами и государством. Если прогнозная величина денежных средств недостаточна для осуществления текущих платежей и создания резерва на покрытие непредвиденных расходов, целесообразно изыскать дополнительные финансовые ресурсы или снизить период погашения дебиторской задолженности.

Весьма важным элементом финансового менеджмента является политика формирования запасов.В системе управления финансами этот объект понимается в более широком смысле, нежели просто сырье и материалы, необходимые для производственного процесса: к запасам относится также целый перечень статей, характеризующих затраты: незавершенное производство, готовая продукция, товары для перепродажи и др. (рис. 3.6).

Порядок разработки операционных бюджетов предприятия - student2.ru Порядок разработки операционных бюджетов предприятия - student2.ru

Рис. 3.6. Структура запасов на предприятии

Квалифицированное управление оборотным капиталом предполагает соблюдение соответствия между потребностью в запасах и стоимостью вложений в эти запасы.

В течение хозяйственного цикла оборотные активы последовательно проходят четыре стадии, изменяя при этом свою форму (рис. 3.7):

I стадия «Создание запасов», на которой денежные активы трансформируются в материальные запасы;

II стадия «Производство», на которой материальные запасы превращаются в запасы готовой продукции;

III стадия «Реализация», на которой готовая продукция до поступления ее оплаты преобразуется в дебиторскую задолженность;

IV стадия «Инкассирование», на которой дебиторская задолженность переходит в денежные активы.

Производственный цикл – это время одного полного оборота материальных элементов оборотных активов. Его продолжительность (в днях) рассчитывается по формуле

Порядок разработки операционных бюджетов предприятия - student2.ru , (3.3)

где Тп.ц – продолжительность производственного цикла;
Тз.тм..ц – период оборота запасов товарно-материальных ценностей;
Тн.п – период оборота незавершенного производства;
Тг.п – период оборота готовой продукции.

Порядок разработки операционных бюджетов предприятия - student2.ru

Рис. 3.7. Этапы обращения денежных средств

Операционный цикл– это период полного оборота денежных средств, начиная с момента поступления сырья и заканчивая отгрузкой продукции.

Порядок разработки операционных бюджетов предприятия - student2.ru (3.4)

где Топер.ц – продолжительность финансового цикла, дни;
Тд.з – период погашения дебиторской задолженности, дни.

Финансовый цикл (цикл денежного оборота) – это период полного оборота денежных средств, начиная с момента оплаты полученного сырья, материалов и проч. и заканчивая инкассацией дебиторской задолженности за поставленную продукцию.

Порядок разработки операционных бюджетов предприятия - student2.ru , (3.5)

где Тф.ц – продолжительность финансового цикла, дни;
Тк.з –период погашения кредиторской задолженности, дни.

Бюджет продаж и его место в системе операционных бюджетов. Факторы, влияющие на объем продаж и порядок составления плана

Основной задачей финансового менеджмента является достижение самоокупаемости, под которой понимается способность предприятия покрывать результатами производства свои расходы, обеспечивая повторяемость производственного процесса в неизменных масштабах. Самоокупаемость – неотъемлемый момент самофинансирования как способности из заработанных средств не только возмещать текущие затраты, но и финансировать расширение производства, решение социальных задач.

Средства, заработанные предприятиями самостоятельно, за счет продажи продукции и услуг, которые предприятие производит, относят к внутренним источникам финансирования. Все прочие средства берутся извне и называются внешними источниками финансирования.

Внутренними источниками расширения производства являются нераспределенная прибыль и амортизация основного капитала (рис. 3.8). Следовательно,возможности предприятия по финансированию расширения производства будут зависеть от величины средств, поступающих от реализации продукции; текущих затрат на материалы и заработную плату; величины амортизационных отчислений, величины ставок налогообложения; поведения предприятия на рынке банковских услуг и рынке ценных бумаг.

Банковский кредит предоставляется предприятию кредитными учреждениями на условиях срочности, платности, возвратности, обеспеченности.

При предоставлении коммерческого кредита в роли кредитора могут выступать любые юридические лица, связанные с производством или реализацией товаров.

Предприятие может пополнить свои финансовые ресурсы за счет выпускаоблигаций– срочных эмиссионных ценных бумаг. Для долгосрочного финансирования своих затрат акционерное общество при создании, слиянии и реорганизации, а также при увеличении уставного капитала выпускает акции– бессрочные эмиссионные ценные бумаги.

Поскольку главным источником доходов для большинства предприятий является продажа своей продукции или услуг, основные финансовые решения по планированию деятельности предприятия связаны с определениемвыручки от продаж, затрат на производство и цены. Прежде всего, от объема реализации продукции зависят финансовые результаты деятельности предприятия. Составление предварительного прогноза объема продаж на бюджетный период в натуральном и стоимостном выражении по видам продукции является

Порядок разработки операционных бюджетов предприятия - student2.ru

Рис. 3.8. Схема самофинансирования предприятия

первым этапом (шаг 1) разработки сводного бюджета и сопровождается обязательным проведением анализа «издержки–объем–прибыль» и определением целевого объема продаж.

Понятно, чтобюджетный процесс не происходит в «безвоздушном пространстве» – он всегда реализуется через соответствующую организационную структуру и систему управления, существующую на предприятии. На рис. 3.9 представлена организационная структура процесса подготовки проекта бюджета продаж.

Верхний предел физического (в натуральных единицах) объема продаж объективно определяется существующими производственными мощностями и величиной запасов по видам продукции на начало периода. В рамках этого лимита, варьируя различные факторы (отпускные цены, период рассрочки платежа и пр.), можно в широких пределах изменять объем продаж в зависимости от эластичности спроса по цене, емкости рынка и других макроэкономических факторов. Задачей аналитика является нахождение таких значений цены, объема реализации, метода платежа, переменных и постоянных расходов, которые бы обеспечивали максимальную величину прибыли от реализации данного вида продукции (маржинального дохода).

Порядок разработки операционных бюджетов предприятия - student2.ru

Рис. 3.9. Организационная структура процесса
подготовки проекта бюджета продаж

Оптимальный объем реализации достигается в той точке, в которой предельный (маржинальный) доход равен среднему доходу в расчете на одну единицу физического объема продаж. Иначе говоря, расширять физический объем продаж, снижая отпускные цены, выгодно до того момента, пока дополнительная прибыль от реализации превышает дополнительные производственные и сбытовые затраты и убытки от снижения цен. Анализ «издержки–объем–прибыль» решает задачу нахождения оптимальной величины объема реализации и уровня цен для одного вида продукции. Реализация базовой модели анализа предполагает следующие условия:

Во-первых, при ограниченных ресурсах предприятия и наличии широкого ассортимента необходимо решать задачи оптимизации структуры производства и реализации, исходя из сравнения планируемого дохода от реализации различных видов продукции, что усложняет алгоритм анализа.

Во-вторых, объем сбыта зависит не только от ценовой политики, но и от ряда других факторов, как-то: предоставление рассрочки платежа, сопутствующих услуг и пр.

В-третьих, политика предприятия в области ценообразования основывается не только на задачах текущего (краткосрочного) бюджетного периода, но и на более долговременных факторах. Например, компания может в настоящий момент проводить политику ценового демпинга (сознательно заниженных цен) с целью закрепиться на рынке, вытеснив конкурентов и, в дальнейшем, наверстать сегодняшние убытки.

В-четвертых, переменные издержки предприятия не являются однородными в том смысле, что не все они зависят от изменения физического объема продаж. Так, сбытовые издержки на прямую рекламу могут являться функцией уровня цен, но не физического объема, производственные издержки зависят от объемов выпуска, издержки по хранению – от величины текущего складского остатка запасов материалов и готовой продукции.

В-пятых, для промышленных предприятий, выпускающих нестандартные виды продукции (например, в машиностроении), серьезную проблему представляет определение эластичности спроса по цене – здесь зависимость физического объема сбыта от изменений уровня отпускных цен выражена не столь явно, как для биржевых (стандартных) товаров.

Таким образом, как правило, полная формализация процедуры расчета оптимального объема и структуры продаж на практике достаточно трудоемка. При этом многое зависит от интуиции работников и руководителей экономических служб, основанной на собственном многолетнем опыте. Чаще всего имеет смысл использовать математический аппарат на основе функции маржинального дохода для определения приблизительного диапазона эффективного объема продаж по отдельному виду продукции, а затем корректировать полученную величину с учетом других факторов (долгосрочной стратегии предприятия, ограничений по производственным мощностям и др.). При наличии ограничений по производственным мощностям предпочтение при составлении бюджета продаж отдается тому виду продукции, который при использовании той же самой величины ресурсного потенциала (производственных площадей, оборудования и материальных оборотных средств, трудовых ресурсов) обеспечивает более высокий уровень маржинального дохода.

На практике показатель операционной прибыли для отдельного вида продукции отсутствует (постоянные расходы относятся к деятельности предприятия в целом и не зависят от динамики выпуска и продаж отдельного вида продукции). Поэтому имеет смысл определять базовую функцию маржинального дохода с учетом ряда генераторов затрат (показателей объема) для различных категорий издержек и, следовательно, с использованием не одной, а нескольких «встроенных» в функцию маржинального дохода функций затрат. Можно использовать следующие генераторы затрат: прямые коммерческие расходы (расходы по сортировке, упаковке, погрузке и доставке продукции потребителю), зависящие от динамики физического объема продаж, и производственные затраты, зависящие от нее.

Для расчета оптимального объема продаж необходимо изначально знать целевые остатки готовой продукции на момент окончания бюджетного периода, так как динамика остатков готовой продукции определяет разницу объема выпуска и реализации.

Как правило, предварительные данные по удельным затратам (производственным и прямым коммерческим) принимаются на основе ретроспективных показателей предыдущих бюджетных периодов. На основе анализа показателей прошлых периодов по сравнительной динамике цен и физическому объему реализации можно вывести зависимость физического объема продаж от динамики цен, т.е. функцию эластичности спроса по цене.

Особенностью предприятий массового и серийного производства в отличие от предприятий, работающих на заказ, является то, что для первых величина целевых товарных остатков часто является не произвольно устанавливаемой, а расчетной величиной, так как процесс во многом по своей технологической специфике (например, конвейерное производство) является автономным (не зависимым от сбыта). Следовательно, для краткосрочного бюджетного периода на таких предприятиях объем выпуска определяется не столько разницей между объемом продаж и изменением товарных остатков, сколько длительностью и ритмичностью производственного процесса (критерием производственной логистики). При этом изменение товарных остатков для таких предприятий не планируется, а определяется расчетом, так как целевой объем продаж определяется точкой оптимальности по результатам анализа «издержки–объем–прибыль».

При выполнении расчетов на данном этапе целесообразно рассматривать две функции. Прежде всего, собственно функцию маржинального дохода, при которой в функцию затрат включается лишь часть издержек, списываемая в бюджетном периоде на себестоимость реализации (в этом смысле производственные затраты приравниваются к прямым коммерческим расходам) и затем функцию валовых затрат, в которой учитываются все производственные затраты, в том числе овеществленные в приросте товарных остатков.

Пример 3.1.На предприятии, производящем один вид продукции, период бюджетирования составляет полгода с делением на месяцы. Полномочия при формировании бюджета продаж распределены следующим образом: отдел маркетинга формирует прогнозные объемы сбыта и предоставляет их в финансовый отдел организации; финансовый отдел на основе прогноза продаж формирует бюджет продаж с делением по покупателям и предлагаемой ценой товара. При этом предусмотрена возможность расширить перечень показателей прогноза продаж. Отдел маркетинга 20 мая представил финансовому отделу прогноз продаж на июль – декабрь 2007 г. (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Предварительный прогноз продаж

Показатель Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Ожидаемый объем продаж, шт.
В том числе: организация «М»
организация «Р»
Ожидаемая цена единицы продукции (без НДС), руб.

Проанализировав прогноз, финансовый отдел пришел к выводу, что указанная цена не достаточна из-за увеличения себестоимости единицы продукции (в части переменных расходов) на 600 руб. в апреле. После корректировки 24 мая прогноз продаж принял следующий вид (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Скорректированный прогноз продаж

Показатель Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Ожидаемый объем продаж, шт.
В том числе: организация «М»
организация «Р»
Ожидаемая цена единицы продукции (без НДС), руб.

Документ был направлен на согласование в отдел маркетинга. Финансовый отдел приступил к формированию бюджета продаж организации на второе полугодие. Кроме выпуска основной продукции, организация оказывает сопутствующие услуги по обслуживанию продаваемой продукции и сдает часть площадей принадлежащего ей на праве собственности здания в аренду. 10 июня был составлен следующий документ (табл. 3.3).

Таблица 3.3

Окончательный прогноз продаж

Показатель Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Основной вид деятельности
Ожидаемый объем продаж, шт.
В том числе: организация «М»
организация «Р»
Ожидаемая цена единицы продукции (без НДС), руб.
Ожидаемая выручка (без НДС), тыс. руб. 10 440 12 600
Фактический объем продаж, шт.            
Фактическая цена единицы продукции (без НДС), руб.            
Фактическая выручка (без НДС), тыс. руб.            
Прочие доходы
Ожидаемый объем сопутствующих услуг (без НДС), тыс. руб.
Ожидаемый объем арендных платежей (без НДС), тыс. руб.
Итого прочих доходов, тыс. руб.
Всего продаж 10 990 13 200

В период с июля по сентябрь организация придерживалась бюджета продаж, а в октябре в связи с активизацией деятельности второго покупателя организация «Р» увеличила объем продаж до 1200 ед. продукции, и 3 ноября финансовый директор дал распоряжение о пересмотре с октября бюджета продаж в связи с новыми условиями деятельности (табл. 3.4).

Таблица 3.4

Корректировка прогноза продаж на июль – декабрь 2007 г.

Показатель Октябрь Ноябрь Декабрь
Основной вид деятельности
Ожидаемый объем продаж, шт.
В том числе: организация «М»      
организация «Р»
Ожидаемая цена единицы продукции (без НДС), руб.
Ожидаемая выручка (без НДС), тыс. руб. 11 520 13 680
Фактический объем продаж, шт.    
Фактическая цена продаж (за 1 ед. продукции без НДС), тыс. руб. 3,6    
Фактическая выручка (без НДС), руб.    
Прочие доходы
Ожидаемый объем сопутствующих услуг (без НДС), тыс. руб.
Ожидаемый объем арендных платежей (без НДС), тыс. руб.
Итого прочих доходов, тыс. руб.
Всего продаж 10 220 12 070 14 280

По уровню анализа бюджеты делятся на: статичный (жесткий) – нулевой и первый уровни анализа, гибкий – второй уровень и бюджет, детализирующий отклонения – третий уровень анализа. Показатели статичного бюджета остаются неизменными даже при изменении уровня деловой активности организации (например, увеличении объема продаж).

Рассмотрим порядок использования данных статичного бюджета, показатели которого выражены в денежном эквиваленте, для нулевого и первого уровней анализа результатов деятельности предприятия, реализующего один вид продукции (табл. 3.5 и 3.6).

Таблица 3.5

Нулевой уровень анализа

Показатель Величина показателя
тыс. руб. %
Операционная прибыль: фактическая бюджетная     35,3 100,0
Отклонения от статичного бюджета 64,7

Таблица 3.6

Первый уровень анализа

Показатель Фактический объем Статичный бюджет Отклонение, тыс. руб.
тыс. руб. % тыс. руб. %
Объем продаж, ед. 10 000
Выручка 10 000
Переменные издержки 62,6
Маржинальный доход 37,7
Постоянные издержки 34,2 31,5
Операционная прибыль 3,2 8,5

Констатация того факта, что план по прибыли был недовыполнен на 550 тыс. руб., а отклонение от жесткого бюджета по показателю «Операционная прибыль» составило 64,7 %, не удовлетворяет руководство из-за ограниченности информации. Таким образом, возникает потребность в проведении как минимум первого уровня анализа, на котором требуется сравнить бюджетные и фактические результаты по следующим показателям: выручка, постоянные и переменные издержки, маржинальный доход (разница между выручкой и переменными издержками) и операционная прибыль (см. табл. 3.6).

Фактические результаты сравниваются с бюджетными данными, выявляются величины отклонений между ними и причины их образования, оценивается деятельность отдельных подразделений и организации в целом, определяется рентабельность направлений деятельности или видов продукции. Выявленные отклонения служат базой для оценки деятельности каждого центра финансовой ответственности в конце отчетного периода и принятия регулирующих хозяйственную деятельность предприятия решений.

Каждое из отклонений оценивается как благоприятное, увеличивающее прибыль или неблагоприятное, оказывающее отрицательное воздействие на операционную прибыль. Если доходы превышают запланированный уровень, то отклонение будет благоприятным, в противном случае – неблагоприятным. Отклонение по издержкам считается благоприятным, если фактические издержки ниже бюджетных, и неблагоприятным, если они выше.

Поскольку данные статичного бюджета включают плановые издержки для прогнозируемого объема производства, а фактически произведенные издержки относятся к фактическому объему, их сравнение не совсем корректно. Это касается, в первую очередь, переменных затрат.

При построении системы бюджетирования необходимо предусмотреть и построить систему контроля выполнения бюджетов. Прежде чем анализировать отклонения от бюджетных данных, их следует скорректировать на соответствующий фактический выпуск. Для этих целей используется гибкий (переменный) бюджет, который обеспечивает прогнозные данные, скорректированные на изменения в уровне выпуска. Гибкий бюджет – это бюджет, показатели которого могут регулироваться в зависимости от уровня деятельности. Он составляется для получения новых плановых показателей, рассчитанных исходя из фактического объема реализации и бюджетных значений затрат на единицу продукции. При этом гибкие бюджеты можно использовать не только на этапе анализа исполнения бюджета, но и на этапе планирования для предварительного анализа возможных колебаний объема сбыта, предположения о котором легли в основу расчета всех основных бюджетных показателей. Формула гибкого бюджета корректно определяет общие бюджетные издержки для любого уровня производственной деятельности.

Порядок разработки операционных бюджетов предприятия - student2.ru

Для проведения второго уровня анализа необходимо представить в едином формате данные, сформированные на базе фактического объема продаж (или другого показателя) гибкий бюджет и показатели жесткого бюджета за отчетный период.

Совокупное отклонение бюджетных данных от фактических включает:

– отклонение, вызванное изменением объема производства (продаж) по сравнению с прогнозируемым, которое определяется сопоставлением жесткого и гибкого бюджетов (при условии, что цена и средние переменные расходы постоянны);

– отклонение от гибкого бюджета, которое выявляется при сравнении фактических данных и гибкого бюджета и детализируется по каждому показателю, формирующему финансовый результат, по факторам, вызвавшим эти изменения.

Таким образом, в результате шага 1 получаем предварительный объем продаж по видам продукции. Следующим этапом (шаг 2) является определение производственной программы и целевого уровня запасов готовой продукции. Соотношение объемов реализации, выпуска и величины товарных остатков можно выразить следующим равенством: объем производства = объем продаж – товарные остатки на начало периода + товарные остатки на конец периода.

При текущем (краткосрочном) бюджетном планировании существует принципиальное отличие в подходе к планированию объема выпуска между предприятиями серийного и массового производства и предприятиями, работающими на заказ. Для первых исходными бюджетными параметрами являются физический объем продаж и физический объем выпуска (которые в краткосрочном периоде по большей части независимы друг от друга). Расчетным параметром соответственно является целевой уровень товарных остатков. Для предприятий, работающих на заказ, ситуация иная; здесь сформированный пакет заказов (т.е. бюджет продаж) непосредственно определяет производственную программу, которая является, таким образом, расчетным параметром, а исходными параметрами будут целевой объем и структура продаж (шаг 1) и целевой уровень товарных остатков.

Товарные остатки на начало бюджетного периода являются известной величиной. Для расчета производственной программы необходимо скалькулировать целевую величину товарных остатков на конец бюджетного периода на основе принципа оптимальных совокупных «выгод-издержек», зависящих от изменения величины складских запасов готовой продукции. Хранение запасов на складе порождает множество видов издержек, причем одни из них возрастают при увеличении товарных остатков, а другие уменьшаются. Задачей является нахождение приемлемого оптимума между издержками содержания запасов и издержками функционирования без запасов или с низким уровнем запасов, расчет целевого уровня товарных остатков, при котором совокупные издержки будут наименьшими.

Методология определения целевого уровня запасов в общем аналогична для запасов готовой продукции и запасов материальных оборотных средств. Для этого существует ряд прикладных моделей определения оптимального (целевого) уровня остатков.

К издержкам, которые возрастают при увеличении товарного остатка, относится потеря процента от иммобилизации ресурсов компании (иммобилизационные издержки, которыеявляются вмененными затратами) – ресурсы предприятия, «связанные» в устойчивой величине товарных остатков, «исключены» из оборота компании. При иных вариантах использования эти ресурсы в виде денежных средств могли бы быть положены в банк и приносить процент; либо же сокращение устойчивого товарного остатка повысило величину «работающих» активов компании – тогда показателем вмененных затрат являлась бы упущенная прибыль от возможного увеличения оборотов (объемов деятельности). Обычно величина иммобилизационных издержек рассчитывается по наиболее безрисковому доходному вложению иммобилизованных ресурсов (текущий вклад в банке с возможностью оперативного изъятия). Помимо этого при увеличении остатков возрастают издержки по хранению и по страхованию, а также возможные убытки от устареваемости запасов и т.д.

Издержки, которые убывают по мере увеличения товарного остатка, включают: возможные убытки от потери расположения потребителей из-за неспособности оперативно выполнить заказ покупателей вследствие недостаточного уровня запасов готовой продукции, что может означать потерю не только этого заказа, но и будущих, возможную упущенную выгоду от потери гибкости при изменении рыночной конъюнктуры.

Пример 3.2.На основе исходных данных плановой сметы затрат (табл. 3.7) и норм производственных запасов (табл. 3.8) выполним расчет необходимого оборотного капитала, т.е. минимально необходимого и достаточного уровня запасов и задолженностей.

Таблица 3.7

Смета затрат на производство и реализацию продукции (млн руб.)

Показатели III квартал IV квартал
Реализация продукции 11 000
Себестоимость продукции    
В том числе:    
Переменные затраты:
сырье
материалы
покупные и комплектующие изделия
топливо
невозвратная тара
заработная плата промышленного персонала
начисления на зарплату промышленного персонала
Постоянные затраты: 24404,9
заработная плата административного персонала
начисления на заработную плату административного персонала
услуги сторонних организаций
коммерческие расходы

Окончание табл. 3.7

Показатели III квартал IV квартал
амортизация
аренда площадей
лизинговые платежи 85,7 85,7
затраты на рекламу
представительские расходы
затраты на обучение персонала
консалтинговые и аудиторские услуги
услуги банка
страховой фонд
проценты по кредитам 213,3 133,3
прочие затраты 122,9 145,8
Итого себестоимость продукции 7194,9

Таблица 3.8

Исходные нормы производственных запасов и расчет числа оборотов в год

Оборотные средства Норма запасов, дни Число оборотов в год
Производственные запасы:    
сырье
материалы
покупные и комплектующие
топливо
невозвратная тара
незавершенное производство
готовая продукция на складе
Дебиторская задолженность 7,2
Денежные средства
Итого необходимый оборотный капитал    
Кредиторская задолженность

Число дней в квартале принимаем равным 90. Для определения стоимости оборотного капитала по позициям сумма затрат по смете делится на число дней в периоде и умножается на установленную норму запаса в днях. Установленная норма запаса или задолженности задает нормативный коэффициент оборачиваемости. В данном случае оборачиваемость сырья составляет 36 оборотов в год, поскольку норма запаса принята равной 10 дней: 360 / 10 = 36.

Минимально необходимая стоимость запасов (минимальная задолженность) по каждой позиции оборотного капитала может определяться также делением годового расхода по смете затрат на производство и реализацию продукции на величину коэффициента оборачиваемости. Так, при годовом расходе сырья 5200 млн руб.
(т.е. 1300 млн руб. × 4 квартала) необходимо 144,4 млн руб. складских запасов. Или, при делении суммарных затрат сырья за квартал на количество дней в квартале, получаем среднедневной расход сырья, а умножив его на норму запаса сырья получаем 1300 / 90 × 10 = 144,4 млн руб.

Результаты расчетов представлены в табл. 3.9.

Таблица 3.9

Расчет бюджета оборотного капитала

Оборотные средства Норма запасов, дни Число оборотов в год 3-й квартал 4-й квартал
Производственные запасы:     767,6 1185,4
сырье 144,4 288,9
материалы 2,8 5,6
покупные и комплектующие 44,4 88,9
топливо 22,2 44,4
невозвратная тара 16,7 33,3
незавершенное производство 267,3 324,6
готовая продукция на складе 269,8 399,7
Дебиторская задолженность 7,2 3055,5 6111,1
Денежные средства 148,9 191,5
Итого необходимый оборотный капитал     3823,1 7296,5
Кредиторская задолженность 716,7 1266,7
Чистый оборотный капитал:     3255,3 6029,8
Число оборотов чистого оборотного капитала за квартал         1,77     1,82
Прирост оборотного капитала       +2923,4
Увеличение запасов (задолженностей):        
сырье       +144,5
материалы       +2,8
покупные и комплектующие       +44,5
топливо       +22,2
невозвратная тара       +16,6
незавершенное производство       + 57,3
готовая продукция на складе       +129,9
Дебиторская задолженность       +3055,6
Кредиторская задолженность       +550,0

Норматив запасов материалов составляет 50/ 90 × 5 = 2,8 млн руб.

Норматив запасов покупных и комплектующих изделий 200 / 90 × 20 =
= 44,4 млн руб.

Норматив запасов топлива 100 / 90 × 20 = 22,2 млн руб.

Суммарные материальные затраты 1300 + 50 + 200 + 100 =
= 1650 млн руб.

Стоимость невозвратной тары: 50 / 90 × 30 = 16,7 млн руб.

Стоимость незавершенного производства (рис. 3.10) определяем с использованием схемы нарастания затрат: 0,5(4857 – 1650) / 90 × 15 =
= 267,3 млн руб.

Норматив запасов готовой продукции на складе определяем исходя из себестоимости:

4857 /90 × 5 = 269,8 млн руб.

Норматив дебиторской задолженности определяем исходя из выручки от реализации:

5500 / 90 × 50 = 3055,5 млн руб.

Норматив денежных средств определяем исходя из себестоимости за вычетом материальных затрат (4857 – 1650) / 90 × 5 = 178,6 млн руб.

Норматив кредиторской задолженности устанавливаем по стоимости материальных затрат и услуг сторонних организаций:
(1650 + 576) / 90 × 30 = 716,7 млн руб.

Пример 3.3. Для прогнозирования потребностей в оборотном капитале может использоваться укрупненный метод, который базируется на показателе величины оборотного капитала Е на 1 руб. выручки (N): Порядок разработки операционных бюджетов предприятия - student2.ru (коэффициент закрепления).

Определить потребности в оборотном капитале укрупненным методом на основе данных табл. 3.10.

Таблица 3.10

Исходные данные для расчета потребности в оборотном капитале

Показатель Расчет Результат расчета
1. Расходы в расчете на 1 руб. оборота, руб/руб.:  
материалоемкость 0,40
амортизациеемкость 0,10
прочие расходы на 1 руб. оборота 0,30
Итого… 0,80

Окончание табл. 3.10

Наши рекомендации