Внешние факторы, определяющие деятельность предприятия

Международные   Общеэкономические Цикличность экономического развития
Финансовая политика транснациональных корпораций
  Стабильность международной политики Действие международных соглашений по вопросам организации свободных экономических зон, зон свободной торговли
Тарифные соглашения
Стратегические зоны хозяйствования
Организация совместных предприятий
Международная конкуренция Экспортные и импортные пошлины, таможенные режимы
Международный маркетинг
Национальные     Политические Состояние финансовой системы
Отношение к собственности
Земельная политика государства
Государственная политика в отношении предпринимательства
Налоговая политика
Ограничение монополизма
Защита конкуренции
Экономические и демографические Покупательская способность (уровень цен, возможность получения кредитов)
Уровень доходов, накоплений населения
Предпринимательская активность
Географические   Климатические     Погодные Почвенные Биологические   Степень загрязненности биосреды
  Экологические
Рыночные Психология потребителя Потребительский выбор
Привычки, традиции и нормы потребления
Научно-технические Новизна применяемых технологий
Конкурентоспособность продукции
Формы конкуренции Уровень издержек производства
Качество продукции
Уровень маркетинга

Внешними по отношению к предприятию являются факторы, повлиять на природу или проявление которых сама организация не может или ее влияние оказывается незначительным.

В ходе ана­литических процедур управленческого учета следует в первую очередь выделить те внешние факторы, которые оказывают на данное пред­приятие максимальное воздействие. Это необходимо для выработки вариантов действий со стороны руководства хозяйствующего субъ­екта в случае негативного влияния внешних факторов.

Внутренняя среда организации определяется множеством факторов, которые тоже на­зываются внутренними, поскольку формируются самой организа­цией в процессе ее деятельности, оказывая влияние и на ее ре­зультаты, и на перспективы развития. В укрупненном виде внутреннюю среду предприятия можно представить как совокупность пяти групп факторов (таблица 1.4.)

Таблица 1.4.

Внутренние факторы, определяющие деятельность предприятия

Конкурентная позиция предприятия Цель деятельности
Традиции, репутация, имидж
Квалификация руководства и сотрудников
Доля рынка
Принципы деятельности Форма собственности
Организационная структура управления
Организация производства
Форма специализации
Концентрация производства
Диверсификация производства
Производственная политика организации Прогрессивность средств и методов производства, технологии
Длительность производственного цикла
Уровень производственных запасов
Оборачиваемость средств
Маркетинговая стратегия и политика Сегментация рынка
Товарная политика
Ценовая политика
Сбытовая политика
Прогнозирование сбыта
Финансово-инвестиционная политика Структура баланса
Финансовые показатели
Инвестиционная привлекательность
Уровень прибыли и рентабельности
Структура имущества


Внутренние факторы формируются самой организацией и играют особую роль в принятии управленческих решений на предприятии.

Задача управления предприятием заключается в обеспечении возможности достижения целей при оптимальном использовании внутренних переменных (производственного потенциала) с учетом факторов внешней среды.

Для решения этой задачи требуется наличие адекватной системы управленческого учета, призванной обеспечить:

- постоянное перераспределение ресурсов организации в целях их эффективного использования;

- предоставление руководителям дополнительных рычагов управления и организации обратной связи;

- повышение объективности оценки деятельности бизнес-единиц и персонала предприятия;

- экономическое регулирование горизонтальных и вертикальных связей внутри предприятия;

- комплексную реализацию функций информационного обеспечения управления.

Наши рекомендации