Понятие управленческого учета, его цель, функции и задачи

Предмет и метод управленческого учета; принципы управленческого учета

1. 3. Сравнение финансового и управ­ленческого видов учета

Управленческий учет в контексте бизнес-среды предприятия

История развития управленческого учета

Понятие управленческого учета, его цели, функции и задачи

Процессы управления предприятием предполагают обеспечение менеджеров всех уровней необходимой информацией в виде набора данных разной степени структурированности и обработки, совокупность которых представляет информационное поле предприятия.

Информационное поле предприятия состоит из взаимосвязанных подсистем: технико-конструкторской, технологической, экономической и др. Среди них, подсистема, генерирующая экономическую информацию, занимает наибольший удельный вес по объему и значимости в принятии управленческих решений.

В свою очередь, значительное место в подсистеме экономической информации занимают данные трех учетных подсистем: финансового, налогового и управленческого учета, соотношение между которыми представлено на рисунке 1.1.

Информационно-методологическое поле каждой из составляю­щих учетной системы представлено в виде круга или его сегмента. Ин­формация, регистрируемая и обрабатываемая в рамках процедур управленческого учета, изображена в виде большого круга УУ, в рамках процедур финансового учета - большого круга ФУ. Об­ласть пересечения этих двух кругов соответствует их информаци­онной базе - первичной учетной документации, причем область З - это информация о затратах, лежащая в основе производствен­ного учета (ПУ), который, в свою очередь, является частью управ­ленческого учета. Налоговый учет (НУ), хотя и имеет свою собст­венную методологию, основан на информации, зарегистрирован­ной в системе финансового учета, и поэтому на информационном поле имеет область пересечения с его системой.

  ФУ
  НУ
  УУ     ПУ
З

Рис.1.1. Информационное поле управленческого, производственного,

Финансового и налогового учета

Управленческий учет является аналитической системой формирования и обмена информацией, требуемой для принятия управ­ленческих решений. Он является важным элементом системы уп­равления организацией и функционирует параллельно с системой фи­нансового учета.

Управленческий учет – это установленная организацией система сбора, регистрации, обобщения и предоставления информации о хозяйственной деятельности организации и структурных подразделений для осуществления планирования, контроля и управления этой деятельностью.

Целью управленческого учетаявляется подготовка и предоставление менеджерам организации достоверной, полной и своевременной информации для принятия управлен­ческих решений, направленных на достижение целей организации.

Сущность управленческого учета реализуется посредством ряда функций. Функции управленческого учета можно сгруппировать по двум основным направлениям:

- функции, обеспечивающие организацию потоков релевантной информации для всех уровней управления;

- функции, определяющие содержание информационных потоков, необходимых для управления предприятием.

Понимание сущности управленческого учета позволяет выявить зависимость функций, выполняемых этим видом учета, от функций управления (рисунок1.2.).

  Учет Анализ Планирование Контроль
Ресурсы        
Показатели        
Процессы        
Структурные единицы        
Функции управления

Рис. 1.2. «Управленческая» матрица

Рассмотрим более подробно содержание функций управленческого учета:

Планирование - процесс описания вариантов действий, которые могут быть осуществлены в будущем. Он включает: постановку цели, формулировку задач, изыскание путей решения задач для достижения поставленной цели, выбор вариантов альтернативных действий.

Контроль -проверка реализации плановых показателей - заключается в определении состояния объекта; сопо­ставлении фактических результатов с плановыми; пересмотре и корректировке планов; выявлении отклонений от запланированного и регулирования.

Оценка - понимается как заключительный процесс анализа всей системы принятия решений. В этом случае определяется, была ли достигнута поставленная цель, и выясняются причины отклонений: недостатки планирования; неоптимальный набор действий, который привел к увеличению количества оперативных решений; несоответствие системы контроля требованиям управления; выбор неверной цели.

Организационная функция - состоит в создании организационной структуры организации, предназначенной для практической реализа­ции поставленных перед ней целей - отделов, бюро, групп, подразделений и т.п.; распределении обязанностей между исполнителями; координации действий исполнителей на основе внутренних информа­ционных связей, объединяющих разные уровни управления; установ­лении коммуникационных каналов связи с использованием линейных и нелинейных отношений.

Стимулирование- это средство мотивации участников произ­водственного процесса, побуждающее уяснить цели и задачи орга­низации и принимать решения, соответствующие этим целям. В этом качестве выступают планы (сметы) и исполнительские отчеты об их выпол­нении. Внутренняя отчетность создает основу для повышения эффективности системы контроля и регулирования, осуществляемой менеджерами.

Внутренняя информационная связь - это обмен информацией и отчетностью. Он позволяет скоординировать действия различных структурных подразделений для выполнения конечной цели; конкрети­зирует задачи каждого подразделения на предстоящий бюджетный период: определяет условия, в которых будет действовать каждый руко­водитель подразделения, и требования (потребности и ограничения) к нему смежных производственных подразделений.

Управленческий учет выступает в качестве информационного фундамента управления внутренней деятельностью организации, ее стратегией и тактикой. Основное его назначение - это аккумулирование информа­ции для принятия оперативных и прогнозных управленческих решений.

Тактика управленческого учетавключает организацию, учет, контроль, мотивацию, анализ и регулирование ранее принятых реше­ний, а также ответственность за их исполнение.

Стратегия управленческого учетапредставляет собой систему анализа, прогнозирования, планирования и координации управленче­ских решений, определяющих развитие организации на длительный период.

Наши рекомендации