Конкурентоспособность предприятия, факторы ее определяющие

Конкурентоспособность фирмы не может быть определена лишь конкурентоспособностью товара, так как охватывает всю деятельность организации. Термин «конкурентоспособность» в системе рыночных отношений относят и к продукции (товару, услуге), и к объекту (организации, отрасли), и к экономике страны в целом.

Европейский форум по проблемам управления определил конкурентоспособность организации как «реальную и потенциальную способность объекта проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов.

Конкурентоспособность организации определяется соблюдением основных принципов взаимоотношений с бизнес - средой: гибкости, адаптации и взаимодействия. Высокая гибкость конкурентного поведения и эффективная адаптация внутренней деятельности организации к внешним условиям подразумевает постоянные организационные изменения в целях обеспечения устойчивого развития организации в условиях нестабильной внешней среды. Достижение конкурентоспособности возможно только при своевременном выявлении возможностей и угроз бизнес - среды и разработки эффективной конкурентной стратегии.

Выделяют четыре уровня конкурентоспособности фирмы:

1) внутренне нейтральная: высший менеджмент уверен в конкурентоспособности продукции и считает любые улучшения производства или управления излишеством;

2) внешне нейтральная: руководители стремятся заимствовать все управленческие и организационные приемы и методы у главных конкурентов;

3) поддерживаемая изнутри: управление активно воздействует на производственные системы с целью их развития и совершенствования;

4) поддерживаемая из - вне: эффективность деятельности фирмы определяется, в первую очередь, внешними факторами.

В современных трудах критериями конкурентоспособности организации определены производственные, сбытовые, рыночные и товарные критерии. Их основой являются долговременные конкурентные преимущества организации, субъективно воспринимаемые клиентом/потребителем как лучшие по сравнению с конкурирующими фирмами. Конкурентные преимущества фирмы принято классифицировать на две группы:

1) Внутренние конкурентные преимущества фирмы:

* Структурные (организационная структура, персонал, миссия фирмы);

* Ресурсные (поставщики, доступ к качественному дешевому сырью и др.);

* Технические (патентованный товар, технологии, качество товара и др.);

* Управленческие (состав менеджеров, организационные изменения, анализ выполнения заказов, др.);

* Рыночные (эксклюзивность товара, каналов распределения, рекламы и др.);

* Эффективность функционирования фирмы.

2) Внешние конкурентные преимущества фирмы:

* Уровень конкурентоспособности страны, региона;

* Налоговые ставки в стране и регионах;

* Научный уровень управления экономикой;

* Государственная поддержка науки, инновационной деятельности;

* Климатические условия и географическое положение;

* Качество информационного обеспечения на всех уровнях управления.

Исследование и выявление конкурентных преимуществ организации в сравнении с другими игроками рынка является необходимым элементом анализа ее конкурентоспособности.

Единая методика оценки конкурентоспособности предприятия отсутствует. В практике применяют различные подходы: «цепочка ценностей» М. Портера, система Mc Kinsey, диаграмма Р. Омае, портфельный анализ, разработаны авторские методики.

Сравнительный анализ конкурентоспособности предприятий отрасли проводят двумя методами:

* Параметрический анализ носит качественный, неформализованный характер (данными служат субъективные суждения и неформальные источники информации).

* Рейтинговая оценка предприятий строится на количественном сравнении показателей с учетом коэффициентов их весомости. Выбор показателей должен отражать отраслевую специфику и важнейшие аспекты финансово – хозяйственной деятельности предприятия, а анализ должен проводиться на основе реальной информации об изменении потенциала за последние три - пять лет.

Конкурентоспособность (стратегического потенциала) характеризует возможности и динамику приспособления всех реальных и потенциальных ресурсов и деловых способностей организации к условиям рыночной конкуренции, способность эффективно вести все виды деятельности, способность занять и удержать устойчивую позицию на конкретном рынке в условиях противостояния конкурентов - производителей (продавцов) аналогичных товаров.

Для оценки конкурентоспособности фирмы необходимо провести анализ ее состояния на основе системного подхода. Он включает анализ по следующим сферам деятельности и. факторам, влияющим на конкурентоспособность:

1.Анализ качества используемых научных подходов в
управлении фирмой.

2.Анализ факторов макро- и микросреды маркетинга.

3. Анализ сильных и слабых сторон фирмы.

4. Анализ эффективности использования всех видов ре­сурсов.

5. Анализ инновационной активности организации.

6. Анализ широты и глубины ассортимента товаров.

7. Анализ конкурентоспособности реализуе­мой продукции.

8. Анализ послереализационного обслуживания.

9. Анализ сбытовой сети фирмы и др.

Среди методов оценки конкурентоспособности оргшанизаций наибольшее распространение получили:

1) метод балльной оценки;

2) метод анализа экономических показателей.

При методе балльной оценки обычно используют 5- и 10-балльные системы. Устанавливают основные технико-эконо­мические и финансовые показатели соперничающих фирм и дают им сравнительную экспертную балльную оценку. По итоговой сумме баллов определя­ется уровень конкурентоспособности фирмы. Иногда учитывают коэффициенты значимости отдельных параметров.

Метод анализа экономических показателей конкурентос­пособности состоит в определении важнейших экономических показателей функционирования фирм, которые сравниваются с соответствующими показателями конкурентов.

Анализируются в динамике за последние 3-5 лет следующие финансово-экономические пока­затели:

* рентабельность производства / продаж / затрат / инвестиций отдельных видов продукции и бизнеса в целом;

* отношение чистой прибыли к затратам на маркетинг;

* ликвидность, финансовая устойчивость, деловая активность;

* производительность труда;

*чистая прибыль на одного работника и на одного менеджера организации.

После расчета всех показателей строится многоугольник конкурентоспособнос­ти - лепестковая диаграмма (рис.). По итогам анализа формулиру­ется вывод об уровне конкурентоспособности фирмы, разрабатываются мероприятия по повышению ее конкурентоспособности.

Наши рекомендации