Внешние факторы, определяющие деятельность предприятия
Международные | Общеэкономические | Цикличность экономического развития |
Финансовая политика транснациональных корпораций | ||
Стабильность международной политики | Действие международных соглашений по вопросам организации свободных экономических зон, зон свободной торговли | |
Тарифные соглашения | ||
Стратегические зоны хозяйствования | ||
Организация совместных предприятий | ||
Международная конкуренция | Экспортные и импортные пошлины, таможенные режимы | |
Международный маркетинг | ||
Национальные | Политические | Состояние финансовой системы |
Отношение к собственности | ||
Земельная политика государства | ||
Государственная политика в отношении предпринимательства | ||
Налоговая политика | ||
Ограничение монополизма | ||
Защита конкуренции | ||
Экономические и демографические | Покупательская способность (уровень цен, возможность получения кредитов) | |
Уровень доходов, накоплений населения | ||
Предпринимательская активность | ||
Географические | Климатические | Погодные Почвенные Биологические Степень загрязненности биосреды |
Экологические | ||
Рыночные | Психология потребителя | Потребительский выбор |
Привычки, традиции и нормы потребления | ||
Научно-технические | Новизна применяемых технологий | |
Конкурентоспособность продукции | ||
Формы конкуренции | Уровень издержек производства | |
Качество продукции | ||
Уровень маркетинга |
Внешними по отношению к предприятию являются факторы, повлиять на природу или проявление которых сама организация не может или ее влияние оказывается незначительным.
В ходе аналитических процедур управленческого учета следует в первую очередь выделить те внешние факторы, которые оказывают на данное предприятие максимальное воздействие. Это необходимо для выработки вариантов действий со стороны руководства хозяйствующего субъекта в случае негативного влияния внешних факторов.
Внутренняя среда организации определяется множеством факторов, которые тоже называются внутренними, поскольку формируются самой организацией в процессе ее деятельности, оказывая влияние и на ее результаты, и на перспективы развития. В укрупненном виде внутреннюю среду предприятия можно представить как совокупность пяти групп факторов (таблица 1.4.)
Таблица 1.4.
Внутренние факторы, определяющие деятельность предприятия
Конкурентная позиция предприятия | Цель деятельности |
Традиции, репутация, имидж | |
Квалификация руководства и сотрудников | |
Доля рынка | |
Принципы деятельности | Форма собственности |
Организационная структура управления | |
Организация производства | |
Форма специализации | |
Концентрация производства | |
Диверсификация производства | |
Производственная политика организации | Прогрессивность средств и методов производства, технологии |
Длительность производственного цикла | |
Уровень производственных запасов | |
Оборачиваемость средств | |
Маркетинговая стратегия и политика | Сегментация рынка |
Товарная политика | |
Ценовая политика | |
Сбытовая политика | |
Прогнозирование сбыта | |
Финансово-инвестиционная политика | Структура баланса |
Финансовые показатели | |
Инвестиционная привлекательность | |
Уровень прибыли и рентабельности | |
Структура имущества |
Внутренние факторы формируются самой организацией и играют особую роль в принятии управленческих решений на предприятии.
Задача управления предприятием заключается в обеспечении возможности достижения целей при оптимальном использовании внутренних переменных (производственного потенциала) с учетом факторов внешней среды.
Для решения этой задачи требуется наличие адекватной системы управленческого учета, призванной обеспечить:
- постоянное перераспределение ресурсов организации в целях их эффективного использования;
- предоставление руководителям дополнительных рычагов управления и организации обратной связи;
- повышение объективности оценки деятельности бизнес-единиц и персонала предприятия;
- экономическое регулирование горизонтальных и вертикальных связей внутри предприятия;
- комплексную реализацию функций информационного обеспечения управления.